Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Творчество русских литераторов » Творчество М. Цветаевой (зрелый период)

Творчество М. Цветаевой (зрелый период)

2021-03-09СтудИзба

Творчество М. Цветаевой (зрелый период)

План

1.  Отношение Цветаевой к революции, гражданской войне, советской власти.

2.  Цикл стихов «Лебединый стан». Эмиграция Цветаевой.

3.  Основные мотивы любовной лирики.

4.  Тема поэта и поэзии.

5.  Любовная лирика 1922-1925-х гг. Работа над поэмами. Проза «Мой Пушкин».

6.  Лирика Цветаевой 30-х гг. ХХ века.

  1.  Отношение Цветаевой к революции, гражданской войне, советской власти.

1917 год. В день отречения царя последовал отклик:

Рекомендуемые материалы

Над церковкой – голубые облака,

Крик вороний…

И приходят – цвета пепла и песка –

Революционные войска.

Ох ты барская, ты царская моя тоска!

Нету лиц у них и нет имён, –

Песен нету!

Заблудился ты, кремлёвский звон,

В этом ветренном лесу знамён.

Помолись, Москва, ложись, Москва, на вечный сон!

Здесь передана не только тоска по прежней жизни, ощущение гибели. М.И. Цветаева воспринимает происходящее как движение некоей безликой, беспощадной массы: «Нету лиц у них и нет имён, – Песен нету!» Россия заблудилась в «лесу знамён», она на краю гибели («вечный сон»).

В мае было написано стихотворение, в котором поэт пытается осмыслить происходящее в стране:

Из строгого, стройного храма

Ты вышла на визг площадей…

Свобода! Прекрасная Дама

Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка –

Обедня ещё впереди!

– Свобода! – Гулящая девка

На шалой солдатской груди!

Свобода – право людей, находящихся на определённом уровне духовного развития, их прекрасная мечта. Имеется в виду свобода духа, за которую нужно бороться не только с угнетателями, но и с собой, совершенствуя собственную душу. А теперь само понятие свободы опошлилось, стало достоянием не доросших до неё масс, осознавших её как разгул и вседозволенность. М.И. Цветаева предвидит ужасные последствия этого: «Свершается страшная спевка – обедня ещё впереди!»

Сущность мироощущения М.И. Цветаевой, противоречивого до крайности, с наибольшей убедительностью исследована Л. Козловой в статье «Одинокий дух. (Марина Цветаева и время)», опубликованной в издании «Здесь и теперь» (1992 – № 2 – С. 130 – 156). В своих выводах автор опирается на материалы, пока недоступные широкому читателю, поэтому работа ее представляет несомненный интерес.

Итак, об отношении М. И. Цветаевой к революции, гражданской войне, советской власти. Вся поэзия XX века проникнута токами времени, разбросавшими поэтов по разным лагерям. Хотим мы этого или не хотим, но именно эти события ворвались в судьбу каждого художника, определив в значитель­ной степени и жизненный путь, и характер творчества.

Обратимся к типичным для М.И. Цветаевой заявлениям: «Одна из всех – за всех – противу всех» (1921 г.), «Я – ни с кем» (1932 г.) – «Двух станов не боец» (1935 г.), и ее письмам 30-х годов к Ю.П. Иваску, где найдем такие суждения: «И основное – над всеми и под всеми – чувство контр – чисто физическое, наступательное – на пространство и человека, когда он в количестве» (1935 г.) или «Все мои непосредственные реакции – обратные. Преступника – выпустить, судью – осудить, палача – казнить». (1937 г.). (Слова выделены Цветаевой). Подобные высказывания дали основание В. Орлову определить ее гражданскую позицию термином «над схваткой», т.е. как полное невмешательство в политику, «отворачивание» от нее, чтобы жить по-своему в своем, оторванном от жизни окружающего, «неуемном» поэтическом доме, духовный мир которого нельзя ни отнять, ни разрушить. Современная исследовательница А. Саакянц, в общем, придерживается той же точки зрения: «Вряд ли Марина Цветаева ощущала гул исторических назревающих событий. Знала ли толком о происходящем Цветаева?..» – вопрошает она. У Цветаевой есть прямой ответ на этот вопрос, данный ею в одном из писем 1923 года: «Что я, в люльке качалась?». И есть у нее такое высказывание: «Признай, минуй, отвергни Революцию – все равно она уже в тебе». Другое дело, как каждый ее воспринимал и как оценила М.И. Цветаева саму революцию и все, что за нею последовало. Особенности формирования ее отношения к революционным событиям подробно анализируются в статье Л. Козловой.

В юношеские годы М.И. Цветаева была увлечена Французской революцией, Бонапартом. Потом влияние на ее отношение к жизни оказал Максимилиан Волошин, дружба с которым как раз определилась в 10-е годы. Февральская революция 1917 года не нарушила общего течения жизни: старое здание пошатнулось, но не рухнуло. Быт оставался тем же, была прислуга, хороший дом, с детьми занималась няня. Октябрьские события вторглись в дом и разрушили все; муж по ту сторону фронта в Добровольческой армии с белыми, потеряны средства к существованию, оставленные матерью, нечем кормить детей, негде жить. На улицах Москвы круговерть, разгул масс, опьяненных свободой и к ней не подготовленных, – все то, что опишет А.А. Блок в поэме «Двенадцать» и о чем сама М.И. Цветаева расскажет потом в своих дневниковых очерках «Октябрь в вагоне», вошедших в большой цикл заметок «Земные приметы», которые она хотела издать, будучи за границей в 1923 году. «Самое главное: с первой секунды революции: понять: все пропало! – тогда – все легко». Ей, хорошо изучившей французскую революцию, многое было понятно наперед из того, что породили октябрьские события, последствия которых – «террор, гражданская война, расстрелы, заставы Вандея, озверение, потеря лика, раскрепощенные духи стихии, кровь, кровь, кровь...» – были обозначены уже в ноябре 1917 года Максимилианом Волошиным, когда Марина и Сергей Эфрон оказались у него в Крыму. Теперь, когда муж ушел в Добровольческую армию, а она, пробираясь в переполненных поездах в Москву к детям и окунаясь в народную гущу, слушала немудреные рассказы людей, что называется с разных мест, М.И. Цветаева убеждается в верности волошинских пророчеств. Теперь она вспоминает свои разговоры с М. Волошиным 1910-х годов о добре и справедливости, о ненасилии, невозможности принять любое убийство, о милосердии ко всем страдающим независимо от того, кто они – белые или красные.

Максимилиан Волошин остался верным высказанным тогда юной М.И. Цветаевой принципам. В гражданскую войну он помогал и красным и белым, попавшим в беду. Среди «пира во время чумы» первых послеоктябрьских дней М.И. Цветаева тоже сохранила глубокое убеждение, что при помощи зла не прийти к добру, что, разрушая, ничего не построишь, что стоит развязать ненависть, зависть – остановиться будет трудно. В соответствии со своими убеждениями она относилась к событиям и людям. «Одни меня считают «большевичкой», другие «монархисткой», третьи – и тем и другим, – все мимо», – напишет она в одном из писем 1930-х годов. «А это было – просто сочувствие всем слабым, страдающим и терпящим поражение. И, кроме того – четкое видение – кто есть кто», – пишет Л. Козлова (с. 144). И далее рассказывает о том, с каким восхищением М.И. Цветаева описывает 18-летнего юношу-коммуниста, который «мучится каждой чужой обидой, берет на себя все грехи советской власти, каждую смерть, каждую гибель, каждую неудачу совершенно чужого человека! – помогает каждому с улицы, – вещей никаких! – все раздал и все рассорил...», и о том с каким презрением в очерке «Вольный проезд» она повествует о тех, кто, дорвавшись до власти, грабил, объедался, о тех людях-выскочках, невежественных и жестоких, для которых человеческая жизнь не стоила ничего. М.И. Цветаева говорит: «Кого я ненавижу (и вижу), когда говорю: чернь... Ненавижу поняла – вот кого: толстую руку с обручальным кольцом и (в мирное время) кошелку в ней, шелковую («клеш») юбку на жирном животе, манеру что-то высасывать в зубах, шпильки, презрение к моим серебряным кольцам (золотых-то, видно, нет!) – уничтожение всей меня – все человеческое мясо – мещанство!»

Да, она ненавидела новое «советское» мещанство, как ненавидел его и В.В Маяковский, и в то же время записывала в дневнике: «От чистосердечного обращения «товарищ» – чуть ли не слезы на глазах». К ней так обращались простые люди в том же вагоне, где, по-видимому, встретила она среди попутчиков и «толстую бабу». В очерке «Вольный проезд» М.И. Цветаева рассказывает, как она ездила в деревню «за пшеном», чтобы обменять вещи на крупу. Это было в сентябре 1918 года, когда в Москве лютовал голод, а у нее на руках две девочки шести и полутора лет, которых нечем кормить. И вот тут-то среди попутчиков она встретила самых разных людей. Из их разговоров она многое поняла и справедливо все оценила. Это-то многим не понравилось, когда М.И. Цветаева в 1923 г. пыталась напечатать свою книгу «Земные приметы» в берлинском издательстве «Геликон». Ей отказали, поставив условие: текст должен быть «вне политики». М.И.Цветаева ответила страстным письмом: «...Москва 1917 г. – 1919 г. – Мне было 24 – 26 лет, у меня были глаза, уши, руки и ноги: и этими глазами я видела, и этими ушами я слышала, и этими руками я рубила (и записывала), этими ногами я с утра до вечера ходила по рынкам и по заставам, – куда только не носили! Политики в книге нет: есть страстная правда: пристрастная правда холода, голода, гнева... Это не политическая книга, ни секунды. Это живая душа в мертвой петле – и все-таки живая. Фон мрачен, но не я его выдумала... В ней есть очаровательные коммунисты и безупречные белогвардейцы, первые увидят только последних, а последние – только первых.»

Кровь, обильно проливаемая в гражданской войне, отторгала, отталкивала М.И. Цветаеву от революции:

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть победила.

Это был плач, крик души поэтессы.

В стихотворении 1920 года «И страшные мне снятся сны…» М. Цветаева пишет:

И страшные мне снятся сны:

Телега красная…

За ней – согбенные – моей страны

Идут – сыны.

Золотокудрого воздав

Ребенка, – матери

Вопят. – На паперти,

На стяг

Пурпуровой маша рукой беспалой,

Вопит калека. – Тряпкой алой

Горит безного костыль.

И красная – до неба – пыль

Вздымается девятым валом.

Колеса ржавые скрипят.

Конь пляшет – взбешенный.

Все окна – флагами кипят.

Одно – завешено.

Величие М.И. Цветаевой проявилось в том, что она в своих оценках людей и событий исходила из высшей правды и пыталась быть до конца честной и объективной. Вот почему ее одни считали «большевичкой», другие «монархисткой», третьи – и тем, и другим. Она же была просто честным человеком и честным художником, просто сочувствовала всем слабым, страдающим, терпящим поражение и ненавидела все то, что противоречило общечеловеческим представлениям о правде, справедливости и благородстве. Такой М.И. Цветаева оставалась и в жизни, и в поэзии. Сочувствие слабому, побежденному прежде всего. Когда в 1918 г. Мамонтов подходил к Москве, а путь его был кровавым, она пишет стихотворение «...Царь и Бог! Жестокою казнию. Не казните Стеньку Разина... В отчий дом дороги разные. Не казните Стеньку Разина!». Но победа не состоялась.

От страшной реальности М.И. Цветаева ищет спасения в своей романтике, в мире, где ей так вольно дышится, – в мире воображения. Создаются романтические стихи о Дон-Жуане, Кармен, роковой любви.

  1. Цикл стихов «Лебединый стан». Эмиграция Цветаевой.

В январе 1918 года М.И. Цветаева последний раз перед долгой разлукой (4 года) встречается с тайно появившимся в Москве мужем. Из Москвы он уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова. Добровольчество олицетворялось отныне для М.И. Цветаевой в образе мужа, возникает символ «белого лебедя». Ощущая себя «поэтом обреченности», она пишет цикл стихов «Лебединый стан», где воссоздается образ обреченной стихии:

Белая гвардия – путь твой высок:

Черному дулу – грудь и висок,

Божье да белое твое дело,

Белое тело твое – в песок.

Цикл стихов «Лебединый стан» – это оправдание белого движения. Но когда она в 1922 году, встретившись с вновь обретенным любимым мужем, прочитала ему стихи и услышала, что все было не так, то задумалась. Л.Козлова приводит воспоминания А.С. Эфрон: «И все это было совсем не так, Мариночка», - сказал отец, с великой мукой все в тех же огромных глазах, выслушав несколько стихотворений из «Лебединого стана». «Что же – было?» – «Была братоубийственная и самоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные народом; было незнание, непонимание нами народ, во имя которого, как нам казалась, мы воевали. Не «мы», а – лучшие из нас. Остальные воевали только за то, чтобы отнять у народа и вернуть себе отданное ему большевиками – только и всего… Обратно, Мариночка, можно только пешком – по шпалам – всю жизнь».

Муж М.И. Цветаевой, С.Я Эфрон сыграл огромную роль в ее судьбе и в творчестве. Ради него она дважды круто повернула свою жизнь: первый раз – уехав к нему за границу, в 1922 году, второй – вернувшись за ним в СССР, в 1939 году.

3. Основные мотивы любовной лирики.

Как для любой женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью бытия, возможно, – важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее – вне жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все это звучит в лирике М.И. Цветаевой. Любовь у нее разнообразна, многоаспектна, она может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, а может быть безоглядна, стихийна, неистова. В любом случае она всегда внутренне драматична.

Юная героиня М.И. Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. То же и в любви. Оглядчивость, расчётливость несовместимы с искренним, глубоким чувством. Все отдать, всем пожертвовать - вот единственный закон любви, который приемлет М.И. Цветаева. Она даже не стремится завоевать любимого, ей достаточно быть «лишь стихом в твоем альбоме». Цветаевская лирическая героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей, пронизывающей весь окружающий мир. Поэтому даже природные явления зачастую связываются с образом любимого:

Ты дробью голосов ручьёвых

Мозг бороздишь как стих....

Движение одного человеческого сердца к другому – непреложный жизненный закон, естественная часть бытия. И если у других людей разлука часто ослабляет чувства, то у Цветаевой – наоборот. Любовь тысячекратно усиливается вдали от любимого, расстояние и время не властны над ней:

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел вам вслед...

Целую вас через сотни

Разъединяющих лет.

Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты – частый мотив в любовной лирике М.И. Цветаевой. Судьба разводит двух людей, предназначенных друг другу. Причиной расставания может стать многое: обстоятельства, люди, время, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений. Так или иначе, цветаевской героине слишком часто приходится постигать «науку расставанья». Это трагическое мировосприятие как нельзя лучше отражено всего в двух строчках известного стихотворения:

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Здесь и вековая скорбь всех женщин в мире – современниц Цветаевой, женщин, умерших задолго до нее и еще не родившихся, – и собственное страдание, и ясное понимание обреченности. Это стихотворение о том, когда один из двоих уходит, а есть еще более тяжелое расставание – волею обстоятельств: «Разбили нас – как колоду карт!». Та и другая разлука тяжела, но ни одна не имеет силы, чтобы убить чувства.

Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат трагичнее. Самый яркий тому пример – «Попытка ревности». Наряду с характерной для М.И. Цветаевой мукой от потери любви, здесь столько желчи, столько горького сарказма, что автор строк предстает совершенно в новом свете. У нее тысяча ликов, и никогда не знаешь, какой из них проглянет в следующем стихотворении.

Образ лирической героини в творчестве М.И. Цветаевой двойственен. С одной стороны это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания («Неизжитая нежность – душит»), с другой стороны – сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик - две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях. Героине, обладающей этими чертами, свойственны сосредоточенность души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности. Во всем этом – сама М.И. Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку искренность - главное оружие поэтессы.

Но не следует делать вывод, что в любовной лирике М.И. Цветаевой основное место занимают несостоявшаяся любовь, неразделенные или отвергнутые чувства. Ее стихи – как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь:

Милый, милый, мы, как боги:

Целый мир для нас!

И уже не озлобленная, измученная ревностью женщина глядит на нас, а юная девочка, упивающаяся любовью, полная нерастраченной нежности.

Любовь никогда не умирает, просто перевоплощается, принимает разные обличья и – вечно возрождается. Это постоянное обновление для М.И. Цветаевой объясняется очень просто: любовь – воплощение творчества, начало бытия, что всегда было так важно для нее. Как не могла она жить - и не писать, так не могла жить – и не любить. М.И. Цветаева принадлежит к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя, и свою любовь.

Гений Марины Цветаевой - в ее силе и самобытности. В ее творчестве многое выходило за рамки привычных устоев, широко признаваемых литературных вкусов. То же можно сказать и о личности поэтессы, еще в ранней юности поклявшейся себе сохранить верность своим чувствам, своему делу вне зависимости от времени и обстоятельств.

Уже в первых цветаевских стихах была неизвестная ранее в русской женской поэзии жесткость, резкость поэтов-мужчин. Таков был характер не только лирической героини ее стихов, но и самой Цветаевой. Традиционной женской слабости, изящности и легкости стиха она противопоставила твердость духа и силу мастера:

Я знаю, что Венера – дело рук.

Ремесленник – и знаю ремесло.

Стихи были для М.И. Цветаевой почти единственным средством самовыражения.

Поэтому в ее лирике такая особенная доверительность, открытость. Независимостью своего творчества и всего своего жизненного поведения Марина Цветаева отстаивала право женщины иметь сильный характер, отвергая устоявшийся образ женственности. Счастью быть любимой и любить она предпочитала счастье свободы:

Как правая и левая рука –

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает – и бездна пролегла

От правого – до левого крыла!

При всей своей гордыне, «вероломности» М.И. Цветаева может отдаваться короткому мгновению любви:

Мой! – и о каких наградах.

Рай – когда в руках, у рта –

Жизнь: распахнутая радость

Поздороваться с утра!

Но у Марины Цветаевой была своя святая заповедь: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!», которой поэтесса была верна всю жизнь. Может быть, поэтому разлука стала одним из основных мотивов лирики М.И. Цветаевой. «Она требовала достоинства в любви и требовала достоинства при расставании, гордо забивая свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая», – пишет о ней Евгений Евтушенко. Вот строки из «Поэмы Конца»:

Не довспомнивши, не допонявши.

Точно с праздника уведены…

- Наша улица! – Уже не наша... –

- Сколько раз по ней... – Уже не мы... –

- Завтра с западу встанет солнце!

- С Иеговой порвет Давид!

-

Что мы делаем? – Расстаемся.

И хотя она расценивала порой расставание как «сверхъестественнейшую дичь», как «звук, от коего уши рвутся», она всегда оставалась верна себе:

Никто, в наших письмах роясь.

Не понял до глубины.

Как мы вероломны, то есть –

Как сами себе верны.

Марина Цветаева говорила, что «глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья». Этой глубины в ее жизни хватило сполна. Ее жизненный путь, как отмечено, очень непрост. Живя в сложное время, Марина Цветаева оставалась поэтом, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, преследовавшие ее. М.И. Цветаева тонко ощущала время, эпоху, в которую ей довелось жить. Поэтому в ее стихах такое внутреннее напряжение, надлом. Будто предчувствуя свою трагическую судьбу, Марина Цветаева пишет такие строки:

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Смерть «в семнадцать лет», о которой просит лирическая героиня М.И. Цветаевой, – это возможность избежать многих будущих страданий. Что впереди! Какая неудача?

4. Тема поэта и поэзии.

М.И. Цветаева много размышляет о месте поэта, предназначении поэзии. По ее мысли, поэт живет не по обычным меркам, а по собственным категориям. Поэт – над житейскими мерками, он безмерен, живет и творит вопреки обычным законам:

Мой путь беспутен и нелеп:

У нищего прошу на хлеб,

Богатому даю на милость…

Главная тема лирики М.И. Цветаевой – высокое предназначение поэта:

Умирая, не скажу: была.

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных.

В лирику М.И. Цветаевой входит образ парящего над поэтом крылатого Гения вдохновения. Вселяясь в поэта, Гений превращает его жизнь в творческий костер:

Птица-Феникся, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю – и горю дотла!

И да будет вам ночь – светла!

В 1919 году, помимо лирики, М.И. Цветаева пишет пьесы («Метель», «Приключение», «Фортуна», «Феникс»). Этот год, а особенно следующий, 1920, был очень тяжел. Голод, холод, беспросветность. Умирает младшая дочь – Ира. После ее смерти М.И. Цветаева онемела и только через несколько месяцев нашла в себе силы написать ей реквием, выразить скорбь матери, потерявшей ребенка:

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

«Две руки, легко опущенные (1920).

В лучших стихах 1920 года М.И. Цветаевой удается передать драматически напряженные переживания. В этом стихотворении звучит безмерное страдание, угадывается имя мужа:

Я вижу тебя черноокой – разлука!

Высокой – разлука! – Одинокой – разлука!

С улыбкой, сверкнувшей, как ножик, – разлука!

Совсем на меня не похожей – разлука!

В том же году создается поэма «Царь-Девица», грандиозная и многоплановая. Она пронизана звучанием народной «молви». Цветаевская Царь-Девица – богатырь в женском обличье. Но в этом «сильно-могучем» теле – нежное, любящее, бескорыстное сердце.

Работа над поэмами продолжается и в 1921 году («Красный конь», «Егорушка»). Среди лирических стихов выделяется цикл «Ученик»:

Час ученичества: Но зрим и ведом

Другой нам свет, – еще заря зажглась.

Благословен ему идущий следом

Ты – одиночества верховный час!

Здесь М.И. Цветаева прозревает свою судьбу, дает формулу своего творческого пути – после ученичества – одиночество высвобожденного духа поэта.

5. Любовная лирика 1922-1925-х гг. Работа над поэмами. Проза «Мой Пушкин».

В июле Марина Цветаева узнала, что муж ее жив: она получила письмо из Праги. Как мгновенный отклик на поразившую радость – цикл «О благой вести»:

Жив и здоров!

Громче громов –

Как топором –

Радость»

По голове –

Нет, по эфес

Шпагою, в грудь –

Радость!

М.И. Цветаева решила ехать к мужу. В своих стихах она прощается с Россией, с Москвой, оплакивает их, оплакивает всех, кто убит.

В мае 1992 года М.И. Цветаева с дочерью уезжают за границу. Недолго живут в Берлине, затем в Чехословакии; в 1925 году переселяются в Париж, где родится сын Георгий. Жили они очень бедно. Кроме того, была тоска по Родине, тяготило отсутствие привычного круга духовно близких друзей. Творчество Цветаевой перешло в трагедийную тональность. Это годы ее поэтической зрелости, но восприятие ее стихов может оказаться более трудным: значительно усложняется форма стиха.

В любовной лирике 1922 – 1925 гг. М.И. Цветаева – певец разлук и разминовений (цикл «Провода»). В этом цикле соседствуют стихотворения, еще раз напоминающие своей непохожестью, противоречивостью, что Цветаева- поэт стихий. О страстной, ни перед чем не останавливающейся, земной и действенной любви:

Где бы ты ни был – тебя настигну,

Выстрадаю – и верну назад.

В другом стихотворении любовь – чувство высшее, безмолвное и терпеливое:

Терпеливо, как щебень бьют,

Терпеливо, как смерти ждут,

Терпеливо, как вести зреют,

Терпеливо, как месть лелеют, –

Буду ждать тебя…

Продолжаются размышления Цветаевой о Поэте, его избранности, неподвластности земным меркам: «Твоя стезя, гривастая кривая, не предугадана календарем!» Эти размышления привнесут в ее лирику философский мотив борьбы с Временем, неумолимым властелином, сметающим все живое:

О как я рвусь тот мир оставить,

Где маятники душу рвут,

Где вечностью моею правит

Разминовение минут.

Многие стихи М.И. Цветаевой по-прежнему посвящены другим поэтам. Одно из лучших Б.Л. Пастернаку:

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав.

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Спустя десятилетия, прошедшие со времени написания этого стихотворения, размышляя о трагической судьбе нашего народа, мы воспринимаем его как глубокое философское обобщение, взгляд на нашу историю, и реальную, и духовную.

В 1924 году М.И. Цветаева пишет «Поэму Горы» и «Поэму Конца», тематически связанные между собой. «Гора» – это Петршин Холм в Праге. В то же время Гора – синоним и символ Любви. Основной конфликт поэмы – характерное для Цветаевой противопоставление: любовь земная и любовь высшая. По М.И. Цветаевой, Любовь неразрывно связана с разлукой, разминовением. «Поэма Конца» также построена на контрасте «земли» и «неба», быта и бытия. В поэме присутствует и характерный для М.И. Цветаевой мотив – сильная, любящая, парящая над бытом Она и слабый, земной Он.

В том же году М.И. Цветаева пишет трагедию «Ариадна», в которой переосмысливает античный миф о Тезее и Ариадне. Здесь цветаевская тема разминовения звучит на высокий трагический лад. Тезей уступает свою возлюбленную Ариадну богу Дионису, ибо она обретает бессмертие, став женой бога.

Заимствованный сюжет используется в лирико-сатирической поэме «Крысолов» (1925 г.), М.И. Цветаева переосмысливает сюжет средневековой немецкой легенды. Если в легенде Крысолов мстителен и жесток, то в поэме Цветаевой он – спаситель, благодетель: он уводит от быта, возвращает душу.

В последующие годы М.И. Цветаева продолжает работать над крупными произведениями. В 1926 году создаются поэмы «Попытка комнаты», «Поэма одного дня» и «Поэма лестницы». В этих сложных многоплановых произведениях – извечный цветаевский конфликт быта и бытия, ненависть к бездуховности мещан, противоречие между развитием техники и улучшением человеческой природы, одухотворение природы. Один из главных мотивов:

Мы, с ремеслами, мы, с заводами,

Что мы сделали с раем, отданным

Нам?..

В том же году Цветаева пишет поэму «С моря», обращенную к Б.Л. Пастернаку.

В 1927 году написана поэма «Попытка воздуха», в которой Цветаева пытается осмыслить себя в разреженном воздухе поэзии, и драма «Федра».

В 1928 – 1929 гг. создаются поэмы «Перекоп» и «Красный бычок».

Наконец, в 30-е годы создается самая значительная часть прозы М.И. Цветаевой. Прозу Цветаевой можно разделить на автобиографическую (в основном, воспоминания о детстве), мемуарную (воспоминания о встречах с поэтами) и литературно-критическую. Для прозы М.И. Цветаевой характерны категоричность, страстность, предельная искренность, то же, что характерно и для ее стихов. Изображая реальных людей, М.И. Цветаева часто пренебрегала конкретными фактами, но в результате у нее получались яркие личности, по сути своей сходные с прототипами – с живыми душами, движеньем, речью.

Очень интересна статья «Мой Пушкин», написанная в 1937 году, когда исполнилось сто лет со дня гибели поэта. Она называется не «Пушкин», а «Мой Пушкин», ибо это статья о ее восприятии А.С. Пушкина, о месте А.С. Пушкина в душе, о его влиянии на личность и на творческие установки поэта. Параллельно создавался цикл « Стихи к Пушкину», в котором М.И. Цветаева изображает поэта таким, каким она его себе представляет: мятежным, страстным, бунтующим, безмерным.

6. Лирика Цветаевой 30-х гг. ХХ века.

В цветаевской лирике 30-х годов звучат разные мотивы, один из сильнейших – тоска по Родине, любовь к ней – до боли, до готовности к любой жертве:

Ты! Сей руки своей лишусь, –

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля –

Гордыня, родина моя!

В стихотворении «Тоска по Родине…» речь идет о героине, как бы вытесненной из сферы духа в быт, которому она внешне подчинилась, покорившись судьбе. Но эта подчиненность, оказывается, не коснулась ее внутренней сути. Куст рябины, случайно встреченный, восстановил в ее душе образ Родины. Это показано переносом на другую строку глагола «встает» и вызванной этим переносом особой интонацией словосочетания «Куст встает, особенно – рябина…». Две последние строки передают сложнейшую гамму чувств, перехватывающих горло рыданием.

«Тоска по Родине» оказывается не «морокой», наоборот, это всесильное чувство, которое подавляет все остальные:

Но если на дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

Заканчивается стихотворение многоточием, знаком того, что перед этой встречей с образом Родины все, о чем говорилось до сих пор, рассыпается, отступает, и тоска властно овладевает душой человека. И пронзительность этого признания в любви к Родине состоит не в том, что М.И. Цветаева чувствует ущербность своего существования из-за отлучения от Родины, а в том, что чувство Родины оказывается сильнее и главнее самого главного для нее – абсолютной независимости своего бытия как поэта.

М.И. Цветаева утверждала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

Судьба М.И. Цветаевой, ее возвращение на Родину стали поступком, реализующим это убеждение. Чувство Родины оказалось превыше всех других чувств поэта.

У М.И. Цветаевой «Рябина! Судьбина русская» (1934) напоминает Родину, образ которой живет в душе героини.

В стихотворениях «Родина» (1932), «К сыну» (1932), «Тоска по Родине… Давно» (1934) поэт говорит о своей боли, тоске по России, Москве.

М.И. Цветаеву тянет на Родину, но она трезво оценивает ситуацию в Советском Союзе: «Я там не уцелею, ибо негодование – моя страсть, а есть на что…»

Она не могла себя представить в новой России: «Я, не могущая подписать приветственный адрес великому Сталину…»

Между тем, Сергей Эфрон решает возвращаться на Родину. Движимый ностальгией и комплексом вины перед Родиной, он будет завербован НКВД и станет участвовать в зарубежных акциях этого ведомства, направленных против эмигрантских организаций и их руководителей.

В 1937 году Ариадна и Сергей Эфрон уезжают в Россию. В 1939 году уезжает и М.И. Цветаева с сыном. С 1939 года М.И. Цветаева стихов почти не пишет. Материальные условия ужасны. Союз писателей отказывает в просьбе о предоставлении квартиры и напечатании произведений, практически не дают работы по переводам. В застенки НКВД забирают сначала мужа, а потом дочь. Отношения с сыном в последние годы были очень сложными. Ее любимая Германия, страна поэтов-романтиков, напала на ее любимую Россию. К тому времени, когда М.И. Цветаева окажется в эвакуации в Елабуге, ее силы иссякнут. Полная безысходность привела ее 31 августа 1941 года к самоубийству.

В стихотворении «Памяти Марины Цветаевой», Борис Пастернак напишет:

Пред домом яблоня в сугробе.

И город в снежной пелене –

Твое огромное надгробье,

Как целый год казалось мне.

Лицом повернутая к богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели.

…Творчество Цветаевой – поистине на все «возрасты души», для всех поколений. Каждый найдет в нем свое и с годами, перечитывая, будет открывать все новое и новое – до такой степени многообразен и неисчерпаем ее страстный, трагический дар…

         Литература:

1.    Баевский В.С. История русской поэзии 1730 – 1980. – Смоленск, 1994.

2. Басинский П., Федякин С. Русская литература конца XIX – начала XX века и первой эмиграции. – М., 1998.

3. История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Литература конца XIX – начала XX века (1881 – 1917). – Л., 1983.

В лекции "ТЕМА 3. Правовые основы охраны труда" также много полезной информации.

4. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы XX века 1900 – 1920-е годы. – М., 2004.

5. Программа по истории русской литературы 20 века для студентов стационара и заочного отделения факультета русского языка и литературы. – Армавир, 1996.

6. Саакянц А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910 – 1922). – М., 1986.

7. Серебряный век русской поэзии. – М., 1993.

8. Фейлер Л. Марина Цветаева / Пер. с англ. – Ростов н/Д., 1998.

9. Шаповалов М. О серебряном веке русской поэзии // Литература в школе. – 1991. – №2. – С.102.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее