Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Творчество русских литераторов » Поэзия Василия Андреевича Жуковского

Поэзия Василия Андреевича Жуковского

2021-03-09СтудИзба

Поэзия Василия Андреевича Жуковского

(1783 - 1852)

План.

1. Место Ж. В истории русской литературы.

2. Картина мира в поэзии Ж.

3. Периодизация творчества.

4. Проблемы эволюции Ж.:

а) жанр панорамной элегии;

б) поэтика баллад.

Рекомендуемые материалы

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин «К портрету Жуковского».

I. В сознании пушкинского поколения В.А. Жуковский был не только первым русским поэтом, но и идеалом человеческой личности. Для русской культуры  поэзию Ж. Во многом открыл В.Г. Белинский, посвятив разбору творчества поэта статью 2 из цикла  «Сочинения А. Пушкина». Белинский первым попытался осмыслить масштаб поэзии Ж., особенности его романтизма. Роль Ж. В русской литературе приравнивается критиком к карамзинской. «Жуковский внес новый, живой элемент в литературу», «Проложил свой собственный путь, в котором не было ему предшественников, муза Ж возросла на почве в то время никому из русских неведомой и недоступной». Белинский назвал Ж. «Литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии». «Без Ж. Не было бы Пушкина». Главным достоинством творчества Ж. Белинский считает то, что он «ввел новое сознание в поэзию, его поэзия – целый этап в нравственном развитии общества».

Мысли Белинского стали точкой отсчета для исследователей творчества поэта, которое привлекает неослабевающее внимание ученых уже на протяжении трех столетий. Основными вехами в изучении поэзии Ж. можно считать монографии  А.Н. Веселовского «Поэзия чувства и сердечного воображения» , впервые опубликованную в 1903 г., Г.А. Гуковского  «Пушкин и русские романтики» , работа над которой велась в 1940-е гг., и труд И.М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского» , появившийся в  1960 г. На современном этапе наиболее авторитетным направлением в изучении творческого наследия Ж. является Томская школа, ученые которой публикуют Полное собрание сочинений В.А. Жуковского, пятое за триста лет существования его поэзии и первое с 1911 года. Полное собр. сочинений будет включать в себя 20 томов, 6 из которых уже опубликованы и стали библиографической редкостью.

Столь пристальное внимание к жизни и творчеству В.А. Жуковского обусловлено уникальностью личности поэта и той роли, которую он сыграл в истории русской литературы. Неслучайно Чернышевский еще в середине ХIХ в. определил два периода развития отечественной литературы, обозначив первый как «то, что было у нас до Жуковского и Пушкина».

II.Творческая деятельность Ж. продолжалась 50 лет и отражает все этапы становления русского романтизма. Именно Ж. создал философию и поэтику русского романтизма. Картина мира поэзии Ж. включает в себя следующие параметры:

1. Ж. открыл новый тип лирического героя – романтика. Своеобразие лирического героя Ж. выражается в том, что это «внутренний» человек. Герой Ж. отличается и от «внешнего» человека, вписанного в социальную действительность, связи с миром которого исследуются в литературе классицизма, и от чувствительного героя сентиментализма, который живет лишь сердцем, эмоциями. Ж. вводит в сферу чувств мысль. Наиболее ярко это воплощено в античных балладах, в элегии «Цвет завета». Герой Ж. – целостная личность с уникальной психологией. Он не только переживает, но и осмысляет эмоцию, рефлексирует по поводу своего переживания.

2. Предмет творчества Ж. – душевное состояние. Поэзия Ж. запечатлела систему «душевных состояний». Причем Ж. вводит в литературу изображение оттенков, нюансов чувств, недоступное предшествующей традиции, расширяя тем самым границы поэзии  и представление о психологии человека. В частности в этом проявляется влияние романтизма как типа культурного сознания на развитие науки – в данном случае психологии. Слово «душа» может считаться символом лирики Ж. Поэт предлагает собственную интерпретацию этого понятия: душа – то, что объединяет человека с Богом и роднит всех людей. Душа – это сфера высокого, прекрасного, идеал:                                                                          При мысли великой,                                                                                        Что я человек,                                                                                                 Всегда возвышаюсь душою.

3. По-своему Ж. трактует идею двоемирия. Противопоставление мечты и реальности осмысляется им в  канонах христианства. Идеалом является гармоничная личность. Но человек обрести гармонию с миром, с самим собой, с другими людьми может лишь на небесах, воссоединившись с Богом. Земная жизнь представляется подготовкой к вечной жизни души. Но это не значит, что поэт отвергает земное существование человека, как это делают, например, немецкие романтики, в частности Новалис. Внешний мир играет в поэзии Ж. большую роль. Это сфера добра, морали, религии, общественного долга, патриотизма. Но жизнь человека быстротечна и хрупка, полна страданий и боли. Лирический герой Ж. мучительно переживает несовершенство мира и собственное несовершенство. Главная характеристика внешнего мира - одиночество. Духовная близость, возникнув в виде любви или дружбы, недолговечна. Счастье возможно лишь на небесах, где нет ни болезней, ни страданий, ни самой смерти. Идея двоемирия реализуется в творчестве Ж. как противопоставление земного «здесь» небесному «там». Трагический взгляд на мир, возможно, обусловлен личным опытом поэта. Всю жизнь Ж. преследовали потери и разочарования – он очень глубоко переживал невозможность соединиться с любимой – Марией Андреевной Протасовой-Мойер, смерть своих друзей – начиная с Андрея Тургенева, друга детства Ж., который умер в ранней юности. Ж. пережил смерть своего близкого друга и ученика А.С. Пушкина, которому еще в 1820 г., после публикации поэмы «Руслан и Людмила», подарил своей портрет с характерной надписью: «Победителю ученику – от побежденного учителя». Ж. выпало пережить почти всех поэтов, начинавших с ним или пришедших в литературу позже, - Батюшкова, Баратынского, Полежаева, декабристов, Лермонтова, пережить  Грибоедова и Гоголя. Но лирический герой поэзии Ж. далек от пессимизма. Он постоянно ощущает свою связь с Богом – через творчество, которое представляет собой акт божественного откровения. На это указывают даже названия его стихотворений – «К мимо пролетающему ангелу», «Моему Гению», «Лалла Рук» (восточный аналог музы).

4. Пафос поэзии Ж. – нравственное совершенствование  личности. В творчестве поэта зарождается мысль, которую можно назвать русской национальной идеей – страдание очищает душу.

5. Ж. создал натурфилософскую психологическую лирику. Сферой божественного у него является не только душа человека, но и мир природы. Причем природа – это и отражение внутренних переживаний героя, внешняя проекция души (прием психологического параллелизма), но и проявление божественной силы. В балладах эта мысль выполняет функцию сюжетостроения: Бог наказывает преступников через явления природы: предатель Варвик тонет в реке («Варвик»), убийцу поэта Ивика разоблачают журавли («Ивиковы журавли»), епископа, утаивающего зерно от голодных крестьян, съедают мыши («Суд божий над епископом»).

Поэзия Ж. носит не только эстетический, но и нравственный смысл. Своим творчеством, как и всей своей жизнью, Ж. воспитывал современников. Именно это и позволило Белинскому сказать, что «Ж. ввел новое содержание в поэзию: его поэзия – целый этап в нравственном развитии общества».

Ж. был близок ко двору: он был наставником  наследника престола, великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Высокое положение он использовал во благо русской культуры. Много раз Ж. помогал Пушкину: ему удалось изменить место ссылки поэта, который поехал не на север, на Соловки, а на юг, в Одессу. Ж. расстроил первую дуэль Пушкина с Дантесом и, наконец, именно Ж. стал душеприказчиком Пушкина, заботился после его смерти о семье и о литературном наследии поэта. Ж. выкупил из крепостной зависимости  Т. Шевченко, продав на аукционе при дворе свой портрет работы К. Брюллова. Ему удалось вернуть из ссылки Баратынского. Ж. поддерживал материально Гоголя, Александра Иванова во время их жизни в Италии, пытался облегчить участь декабристов.

Уникальность личности Ж. выражается в том, что он один из немногих, кто не разделяет нравственную позицию, творчество и бытовую реальность. Девизом Ж. можно считать его собственные слова: «Жизнь и поэзия - одно».

III. Периодизация творчества.  Творчество Ж. условно можно разделить на 5 периодов.

1.1802 – 1808 гг. – период ученичества, когда происходит формирование идеи нравственного совершенствования, вырабатывается система романтических жанров и стиль. Первые поэтические опыты Ж. созданы в жанрах оды и сентименталистской элегии. Это стихотворения «Добродетель», «Человек», «Опустевшая деревня». Началом русского романтизма и романтической поэзии Ж. считается перевод элегии английского поэта-предромантика Томаса Грея «Сельское кладбище», опубликованный в «Вестнике Европы» в 1802 г. «Сельское кладбище» Вл. Соловьев назвал «родиной романтической поэзии». Уже в этом произведении начинается процесс интеллектуализации сентименталистской элегии. Кладбищенский пейзаж вызывает не только чувство грусти, меланхолии в сознании лирического героя, но и мысли о бренности человеческой жизни, тщетности славы, богатства, власти, к чему стремиться человек при жизни. Смерть уравнивает всех – богатых и бедных, знатных и безродных.

Зарождается любовная лирика. Для того, чтобы передать чувство любви, Ж. обращается к известным в истории культуры сюжетам, например, к истории любви Пьера Абеляра и Элоизы («Письма Элоизы к Абеляру»).

В лирике этого периода происходит становление основного принципа поэтики Ж.: его произведения автопсихологичны, а не автобиографичны. Прямая сюжетная связь творчества поэта с его стихотворениями отсутствует. В стихи Ж. переносит свой духовный опыт. И если вспомнить биографию поэта, то станет ясно, почему Ж. смог выразить свой личный опыт именно в романтической поэзии.

Ж. был незаконнорожденным сыном  богатого тверского помещика Афанасия Петровича Бунина и пленной турчанки Сальхи. Клеймо незаконнорожденного отпечаталось на мировоззрении Ж. Фамилию поэт получил от приемного отца, Андрея Григорьевича  Жуковского, бедного дворянина, живущего в доме Бунина. Жуковский получил хорошее образование. Недостаток семейного тепла был восполнен в доме школьного друга Ж. Андрея  Тургенева, чья безвременная смерть наложила мрачный отпечаток на раннее творчество поэта. Формированию комплекса романтического сознания способствовала и трагическая история любви Ж. к сводной племяннице Маше Протасовой. Их отношения развивались по литературным канонам: Ж. летом давал уроки дочерям своей сводной сестры Екатерины Афанасьевны Протасовой Маше и Саше. И как в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» между Машей Протасовой и ее учителем возникло любовное чувство. Но Екатерина Афанасьевна была против их брака, хотя по церковным нормам их родство не являлось препятствием. Мария Андреевна вышла замуж за приятеля Ж., хирурга Мойера, замечательного человека, знакомца Бетховена и сослуживца Пирогова. Брак не принес ей счастья: Мария Андреевна умерла очень молодой в 1823 г. Переписка же между Александрой Андреевной Протасовой, вышедшей замуж за знакомого Ж., Воейкова, человека неплохого, но крайне легкомысленного, продолжалась всю жизнь. Главным предметом этой переписки были воспоминания о Маше.

Еще одной составляющей ранней лирики Ж. были франклиновы дневники., которые позволили Ж. настолько изучить свою психологию, что он смог обобщить психологию всего поколения.

2. 1808 – 1814 гг. – период эстетического самоопределения. Ж. активно внедряет идеи романтизма в читательское сознание и через собственные произведения, и через критические статьи, которые публикует в «Вестнике Европы». Редактором этого литературного журнала Ж. был с 1807 по 1811 г.

Центральным жанром этого этапа творческой биографии Ж. становится  баллада. Баллада – лиро-эпический жанр с развитым драматическим действием. Этот жанр активно использовался романтиками, хотя возник еще в средневековой литературе. Традицию русского балладного творчества создал Ж. Всего Ж. написал 39 баллад, но большая часть из них – переводы. По мнению Ж., переводчик – соавтор создателя стихотворения. Действительно, многие переводы Ж. лишь отдаленно напоминают первоисточник («Людмила» и «Ленора» Бюргера, «Лесной царь» Шиллера и Жуковского). Баллады Ж. условно можно разделить на 3 группы: античные  - «Кассандра», «Ахилл», «Ивиковы журавли», средневековые -  «Адельстан», «Варвик», «Эолова арфа», русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев».

3. 1815 – 1824 гг. – эпоха поэтических манифестов и утверждение романтизма как типа культуры. Ж. – признанный глава поэтической школы романтиков, к которой примыкают Батюшков, Баратынский, Пушкин, Вяземский, Языков. Создание «панорамной» элегии – «Славянка», «Теон и Эсхин».

4.1830 - 1840-е гг. – Эволюция баллады в сторону прозаизации, стихотворной повести. Движение к эпическим жанрам, которые Ж. осваивает через переводы: он переводит индийский эпос «Наль и Дамаянти», гомеровские поэмы. Ж. удается создать русский вариант гекзаметра – «Одиссея»(1849). Последнее произведение Ж. – стихотворение «Царскосельский лебедь»(1851), в котором Ж. в образной форме воссоздает трагедию поэта, пережившего свое поколение и ощущающего свое одиночество в новую историческую эпоху.

IV. Проблемы эволюции. Исходя из периодизации, можно сделать вывод о том, что для творчества Ж. характерна жанровая динамика. Эволюция элегии и баллады Ж. отражает процесс формирования русского романтизма.

Элегия – медитативное лирическое стихотворение, окрашенное настроением грусти и меланхолии. Вклад Ж.  в развитие этой жанровой формы выразился в том, что индивидуальный опыт лирического героя он сделал духовным опытом целого поколения. Предметом элегии становится внутренний мир чувств лирического героя, человека рубежа эпох. Резкая смена жизненных ориентиров, обусловленная Великой французской революцией, породила разочарование в идее разумного устройства мира, в идее мировой гармонии. Лирический герой романтической поэзии – человек, разуверившийся в счастье, в земных радостях. Разочарование приобретает в элегиях Ж. философский смысл.

Важной частью поэтики лирики Ж. является образ природы. Природа символизирует божественную гармонию, утраченную человеком. Ж. создает вслед за Державиным и Ломоносовым, развивая одическую традицию в русской поэзии, натурфилософскую лирику. Но если классицистические оды воспевали красоту Вселенной, человека как части мира, то элегии рассказывают о «светлой грусти» героя, который понимает недостижимость идеала, мечты, земным воплощением которой является природа. На место одического восторга приходит тихая, мечтательная грусть.

Уже в ранних элегиях Ж. – «Мир», «Вечер», «Сельское кладбище» -  проявляется основная тема  - размышления лирического героя о месте человека в мире, в природе.

Тематически можно выделить 4 группы элегий:

1. Философские элегии о жизни и смерти – «Певец», «Мечты», «Весеннее чувство», «Лалла Рук». Лирический герой этих элегий не приемлет для себя окружающую его действительность. Этические закон, по которому он живет, не совпадает с законами  мира. Создается психологический портрет отрешенной от реальности личности, погруженной в мир мечты.

2. Поэтические элегии – «Невыразимое», «Письмо Тургеневу, в ответ на его письмо», «Я музу юную бывало…». Поэт, в понимании Ж., - исключительная личность, человек высокой этической организации. Предмет его творчество – невыразимое, духовный опыт, который поэт получает в момент божественного вдохновения.

3. Натурфилософские элегии, в которых картины природы дополняют самоанализ лирического героя,  - «Море», «Славянка», «Вечер». Лирический герой – не созерцатель, а активный участник жизни природы. Пейзаж в лирике Ж. психологизирован – образ природы дается через субъективное восприятие лирического героя, через сопереживание. Через природу герой устанавливает связь с Богом.

Уж вечер… Облаков померкнули края,

 Последний луч зари на башнях умирает,

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает

 «Вечер».

Луч зари умирает на башнях замка, как последний защитник перед ликом наступающей темноты, последняя блестящая струя угасает в реке, как последнее проявление умирающего дня. Одухотворение природы приводит к ее персонификации.

4. Любовные элегии. Для стихотворений этой группы характерны автопсихологизм и иррациональное восприятие мира. Счастливая любовь возможна лишь «там», на небесах. Любовь в трактовке  Ж. близка культу служения Прекрасной Даме. В элегиях  «К ней», «К княжне А.Ю. Оболенской», «Близость», «Привидение» Ж. прославляет жертвенную любовь, предмет которой – идеальная возлюбленная.  Образ женщины лишен индивидуализации,  конкретных портретных черт, идеализирован.

В элегиях Ж. выделяется и особая жанровая разновидность – панорамная элегия. Элементы панорамного показа появляются уже в «Сельском кладбище» (1802).Традиционный для элегии, впервые найденный Ж., размер – 6-стопный ямб, смысловая завершенность каждой строки создают настроение умиротворения, соответствующее картине сельского кладбища, открывшегося путнику летнем вечером при восходе луны.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш покойный свой.

Вид могил в сознании лирического героя вызывает мысли о бренности славы, богатства. Пышные надгробья на кладбище соседствуют с бедными могилами. Пространство обуславливает течение мыслей лирического героя. Ж. лирически противопоставляет две нормы поведения – нравственную и безнравственную. В социальном мире добродетель – скромность, трудолюбие, простой образ жизни, нежное сердце – не в почете. Им противостоит жестокость к низшим, презрение к бедным, месть, гордыня. Социум в концепции стихотворения – мир, живущий неправедно, царство зла. Воплощением идеала является сельский люд, для которого  трудолюбие – естественная добродетель. Смысл элегии сводится к обретению лирическим героем нравственной позиции, к созданию этической концепции мира. Импульс этому процессу сообщает топос – сельское кладбище.

Если в этой элегии  пространство замкнутое, то в «Вечере» оно дублируется приемом зеркальности:

Как солнце за горой пленителен закат, -

Когда поля в тени, а рощи отдаленны

И в зеркале воды колеблющийся град

Багряным блеском озаренны.

Пространство отражает модель мира. На смену локально-замкнутому миру «Сельского кладбища» приходит разомкнутый мир дремлющей природы. Время же обретает открытость, внеисторичность, то есть личный опыт лирического героя становится выражением универсальной картины бытия.

Следующий шаг в формировании панорамной элегии происходит в зрелом творчестве поэта  - в частности, в элегии «Славянка». Движение в пространстве сопровождается движением поэтической мысли. Славянка – это река, которая протекает по Павловску и Белеву, имению Ж. В элегии заявлена та же гармония человека и природы, что и в «Вечере»:

И вдруг открытая равнина предо мной:

Там мыза, блеском дня под рощей озаренна;

Спокойное село над ясною рекой,

Гумно и нива обнаженна.

Все здесь оживлено: с овинов дым седой,

Клубяся, по браздам ложится и редеет,

И нива под его прозрачной пеленой.

То померкает, то светлеет.

Там слышен по току согласный стук цепов;

Там песня пастуха и шум от стад бегущих;

Там медленно, скрипя, тащится ряд возов,

Тяжелый груз снопов везущих.

Однако «Славянка»  -  новаторское произведение. Ключом к новой поэтике могут служить слова: «Что шаг, то новая в глазах моих картина». Этот принцип определяет такие особенности романтической элегии пейзажного типа, как движущиеся панорамы, эффект неожиданности, ощущение воздушного пространства, которое возникает как отражение зыбких образов, появляющихся в сознании лирического героя.

Движущаяся панорама воссоздается через бесконечное изменение точек зрения. Движение осуществляется из внешнего мира во внутренний мир героя. Панорама Павловска и сознание героя, которое вбирает в себя воспоминания, размышления, ожидание чуда  образуют топографию элегии. «Славянка» в большей степени, чем «Вечер», связана с миром историческим. Памятники Славы на берегу Славянки оживают в сознании героя и ведут к размышлениям  двух типов:  историческим воспоминаниям о славе России и философской рефлексии о судьбе человека вообще. Сопряжение – в беге времени, течении  реки. Славянка из географического понятия превращается в реку времени, реку Судьбы.

Т.о., процесс работы Ж. над «Славянкой» отразил характерные сдвиги в его поэтическом мышлении – отказ от статичного изображения окружающего мира, стремление к динамике картин и душевных состояний. Подвижность окружающего мира вносит изменения во внутренний мир героя. Душа лирического героя вбирает в себя внешнюю панораму и преобразует ее в потоке  воспоминаний и ассоциаций. Опять-таки личный, конкретный опыт лирического героя превращается в культурный опыт целого поколения.

Ж. в историю русской литературы вошел и как создатель русской баллады. Почти все 39 баллад Ж. – переводы. В то же время баллады представляют собой художественный цикл, скрепленный не только жанровым, но и смысловым единством. Главный конфликт  баллад – резкое противопоставлении  добра и зла. Источником конфликта является и само сердце человека, и управляющие сердцами таинственные потусторонние силы. Романтическое двоемирие предстает в балладах Ж. в образе дьявольского и божественного начал. Дьявол и Бог – для Ж. образы программные, причем никогда дьявол не несет в себе дух протеста, а фигурирует в рамках христианской традиции как дух зла.

Ж. также занимала проблема   судьбы, личной  ответственности и возмездия. Главная отличительная черта романтизма Ж. – не фантастика, не обращение к средневековью, даже не двоемирие, а понимание душевных коллизий как сложного комплекса переживаний, соотнесенных с бытием. Ж. интересует проблема греха, нарушения общепринятых норм. С этой точки зрения баллады можно разделить на три группы:

1. О любви, восстающей против предрассудков и запретов. Герои этих баллад, бросая вызов обществу и небу, оказываются победителями. Их любовь сильнее смерти и фантастических испытаний. «Светлана», «Эолова арфа».

2. Истории без вины виноватых. «Кассандра», «Ахилл».

3. Драмы преступников-отщепенцев, купивших счастье, богатство, власть ценою преступления. «Адельстан», «Варвик».

В соотношении этих трех групп, их перекличке открывается тема преступления и наказания. Экстремальные обстоятельства баллады заостряют ситуацию. Гибель  духовно родственных душ влюбленных, для которых смерть лучше жизни в разлуке, оттеняет муки грешников, превыше всего ставивших личное благополучие. Прекрасное «вместе» противопоставляется страшному эгоизму и одиночеству.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Последовательности, чередование элементов текста.

Типологические особенности  баллад Ж.:

1. Антитезность как отражение контраста настроений, колорита, как выражение столкновений страстей – организующее начало баллад.

2. Новый характер мироощущения. Герои баллад – люди с пробудившимся чувством собственного Я.

3. Варьирование мотива рока, судьбы.

4. Драматизм характеров и конфликтов. Земные желания и чувства героев сталкиваются с неумолимой силой социальных обстоятельств, загадками бытия. Как следствие этого – атмосфера борения, жизни и смерти, бунта и смирения.

5. Особый герой. Герои баллад Ж. – максималисты, которым не страшны муки ада и не нужны небесные награды. Ж. показывает невозможность человека убежать от себя, от своей любви, греха, преступления. Важнейшим моментом этической оценки Ж. выступает идея справедливости, понятая как идея нравственного суда.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее