Возрождение в Испании
27. Возрождение в Испании. Своеобразие развития испанской лит-ры. Жизнь и творчество Сервантеса.
В-е в Испании конец 15 – сер. 17 в. вижение реконкисты, совобождение от мавров длилось неск-ко столетий. Освобождались отдельные города, части. Долгое время не было единства в 15 в. – отменена крепостная зависимость. Покровительство торговли и промышленности. Век открытий, новая экономика страны, приток золота и серебра. Испания – колониальная держава. «Колосс на глиняных ногах» - шаткое благополучие страны. с/х развивалось медленно, непродуктивно, предпочитали покупать. Со 2ой половины 16 в. начинается экономический кризис. Испания лишается колоний. Начинается инфляция, банкротство страны. Дух эпохы воплощен в авантюрном духе наживы. Все мечтают быть губернатоами колоний. Расслоение общества. Особая роль католической церкви. Отсутствие антиклерикальной темы. Католичество возглавляет борьбу против мавров, власть церкви увеличивается. 1477 – Святая инквизиция. В-е развивается под воздействием католической церкви. Искусство разрабатывает религиозные сюжеты. (Луис Моралес, эль Греко) Сознание противоречиво. Присуще рвение и свобода + пережитки СВ. Испанский гуманизм опирается на крестьянство. Буржуазии не существует. Ведущие жанры: роман и драма. Выделяется неск-ко разновидностей романа: Рыцарский – популярный в 15 в., появился в 14, пришел из Франции. Там читатели искали то, чего были лишены в реальности. Не воспринимается как анахронизм. В сер. 16 в. прав-во начинает бороться с РР, издают запреты, т.к. романы уводят от реальности. Удар по РР наносит М. Сервантес! Пасторально-рыцарский роман. Идеальные герои предавались любви на лоне природы. Отражал утопический идеал человека. Пикарескный роман (пикаро – плут, пройдоха). – авантюрный, плутовской. Действительность в самых нерелигиозных тонах. Бытовая действительность. Особый тип героя – вор, бродяга, рыцарь соц. дна. Свой кодекс чести. Закон: делать что угодно, НО! Честно не работать. Пикаро – философ. «Жизнь Лосарильо и Тормеса». В 30-х гг. 16 в. вводит в литературно-жанровый канон: 1) хар-рная мемуарная форма повествования. 2) хронологическая послед-ть событий. 3) сатирическое изображение жизни разных слоев (скотологический юмор) 4) отсутствие психологизма (герой – щепка, к-рый пассивно подстраивается под обстоятельства). Мигель де Сервантес Сааведра. Род. в 1547 умер в 1616 г. Род. в городке Алькала де Анарес. Принадлежал к Идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но он все же окончил университет, когда ему был 21 год он поступил на службу папского посла кардиналу Аквавиве. Когда тот вернулся на родину Сервантес по ехал с ним в Италию, после смерти кардинала - поступил в испанскую армию. Зачислен во флот. Получил тяжелое увечье руки. Был подвержен нападению алжирских корсаров. Плен. 5 лет. Много раз пытался бежать, пока не был выкуплен. В поисках заработка пишет пьесы для театра, а так же различные стих-ния. Работал сборщиком недоимок, доверив казенные деньги одному из банкиров, сбежавшего с ними, попадет тюрьму. Спустя 5 лет снова подвергается заключению. Последние 15 лет провел в большой нужде, но этот период был расцветом в его творчесвте. В 1605 – 1ая книга «Хитроумный идальго Дон Кихот Ломанческий», опубликованное поддельное продолжение романа побудило автора продолжить повествование о Дон Кихоте. Публикация «Назидательных новелл». Последнее произведение – «Перселес и Зигизмунда», напечатан после смерти. Последние годы провел с женой в монастыре, дабы не умереть с голода.