Жанровый синтез рыцарского, пасторально-рыцарского и плутовского в романе Дон Кихот
28. Жанровый синтез рыцарского, пасторально-рыцарского и плутовского в романе «Дон Кихот». Сюжет-ситуация, осмеяние рыцарской лит-ры и феод. идеалов.
В основе сюжет-ситуация. Герой не совпадает с миром. Непонимание реальности. Разные эпизоды нанизываются, как на стержень. Сюжет-ситуация развивает традиции плутовского романа. Здесь 2 типа организации сюжета: сюжет-фабула и сюжет-ситуация. Дон Кихот – архитипичная фигура, образ-символ. Воспитательный роман, становление личности. Источник жанров – роман воспитания, роман карьеры и роман о лишнем человеке. Роман состоит из 2-х книг, между ними временной разрыв. Отличаются друг друга. 1-ая пародийная, 2-ая под давлением обстоятельств. Дон Кихот – человек эпохи В-яэ Он не понимает жизнь, лишен чувства реальности. Образ возник по типу дяди жены Сервантеса, который был очень увлечен РР и себя считал таковым. ДК схож с самим автором. Роман многогранен. Философия, пародия, сатира. ДК в рыцари посвящает трактирщик. Действия ДК наводят на мысль о его величии. ДК – архетип безумца, бытовой идиотизм, возм-ть видеть то, что скрыто от других. Его безумия двойственно, он пророк, мудрец, сверх человек. Кажется, что все его попытки изменить мир бессмысленны. ДК и Санчо Панса – 1-ая комическая пара, которая заботится друг о друге, дополняет друг друга. ДК во 2-ой части становится мудрецом, понимает жизнь, а СП проникается идеями ДК. Из пародии вырастает до уровня философского произведения, роман носит сатирический хар-р, возникает эпический роман. Историческая конкретность + символический смысл + философское содержание. Судьба романа не была безоблачной. В статье Тургенева «Гамлет и ДК» автор выделяет 2 типа людей. 1 – мыслители, 2 – деятели. ДК – деятель, именно таких людей не хватает России. Дон Кихот задуман как пародия на рыцарские романы его доспехи ржавые обломки вооружения его предка его конь жалкая кляча его оруженосец хитрый и грубоватый крестьянин дама его сердца крестьянская девушка Альдонса Лоренсо , переименованная безумным Д К. в Дульсинею. Так же пародируются рыц- е обряды воображения ДК заставляет его во всем видеть авантюры или волшебство принимать ветряные мельницы за великанов постоялый вор за роскошный замок таз Цирюльника за чудесный шлем , каторжников за угнетенных рыцарей даму едущую в карете за похищенную принцессу. Все его подвиги приводят к противоположенным результатам , все тое кого он пытается защитить бьют оскорбляют издеваются над ним . Сервантес наделил героя двойной жизнью – в здоровом и в бредовом состоянии , что делает его почти двумя различными персонажами. Сервантес предал в своем романе осмеянию не только р.р. но и саму идею рыцарства. Он боролся со старым феод. сознанием протестовал против мировоззрения правителей он осуждает не самого ДК , а те бредовые рыц. Идеи , которые овладели воображением бедного идальго. Д.К в положении рыцаря не только комичный но и соц. вреден. Средства применяемые ДК нелепы но его цель высока . Сервантес всячески подчеркивает высоки е нравственная качества : бескорыстие , великодушие ДК его высокое желание принести чел-ву пользу ( голубиное сердце).В минуты умственного просветления он человечен и разумен его речи вызывают восхищение , они полны мудрости (советы Санчо). Дополнением к образу ДК явл-ся образ СП. Сервантес превратил с эту незначительную гротескную фигуру в сложный глубоко реалистический образ . отражающий сущ. Стороны испанской жизни СП весь в практике а ДК в мечте их судьба аналогична , оба увлеченные фантазии отрываются от семьи от обычной жизни ДК- старый рыц-й идеал в его классич-й форме , а СП современная форма рыц-ва под влиянием ДК СП становится добрее и великодушнее к людям, им начинает руководить не жажда к обогащению . а любовь к справедливости и человечности . оба они благороднейшие представители испанского народа. Если сумасброд ДК носитель высоких гуман-х идей то весельчак СП воплощение народной мудрости и нравственного здоровья.