Содержание курса
Содержание курса
Термин и понятие «античная литература».
· Термин и понятие «античная литература», ее исторические, хронологические и локальные границы. Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры. Цель и задачи курса.
Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии
· Понятие о мифе. Классификация мифов. Современные подходы к изучению мифологии. Мифография.
· Развитие древнегреческой мифологии: хтонический и олимпийский периоды. Олимпийский пантеон. Мифы о героях. Античная мифология и мировая культура.
· Устное словесное творчество: основные виды народного творчества, их место и функции в жизни древних общин.
Рекомендуемые материалы
Древний эпос
· Гомеровский эпос. Гомеровский вопрос: история возникновения и современное состояние. Мифы о Троянской войне: историческая реальность и ее художественное осмысление. Содержание поэм "Илиада" и "Одиссея": особенности композиции; герои и боги, их образы и деяния. Художественные особенности гомеровского эпоса. Место гомеровских поэм в античности и дальнейшая судьба эпоса.
· Генеалогический и дидактический эпос Гесиода («Теогония», «Труды и дни»).
Развитие архаической литературы в VII-VI вв. до н.э.: основные направления и жанры
· Основные виды архаической лирики: происхождение, связь с музыкой. Условность и историческая специфика термина «лирика».
· Элегия: основные темы, метрические особенности. Творчество Каллина, Тиртея, Солона, Мимнерма, Феогнида, Семонида Аморгского.
· Ямбография и Архилох.
· Мелическая поэзия: генезис, основные виды. Сольная мелика: своеобразие поэтической образности лесбоских поэтов (Сапфо, Алкей). Анакреонт и анакреонтика.
· Хоровая мелика: основные виды, темы. Своеобразие эпиникиев Пиндара: темы, композиция, стиль («пиндаризм»). Симонид и обновление эпиграмматической традиции.
· Возникновение литературной прозы: виды устного творчества (Эзоповы басни), ранняя философская и историко-географическая проза.
Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра
· Расцвет афинской культуры. Драма: ее происхождение, основные виды. Культовые истоки. Организация театральных представлений. Устройство театра. Структура драмы.
· Эволюция трагедии. Эсхил – «отец трагедии». Особенности ранних трагедий («Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив»). Гуманистические тенденции трагедии «Прометей прикованный». Идейно-художественные особенности трилогии «Орестея». Нововведения и эволюция творчества Эсхила. Проблематика, герои и драматическая структура трагедий. Хор в трагедиях Эсхила.
· Основные этапы творчества и драматургические новшества Софокла. «Эдип царь» как идеальный образец греческой трагедии. Сущность трагических конфликтов, утверждение нормативности героических образов. Идейно-нравственный конфликт в трагедии «Антигона». Художественные и этические особенности трагедий Софокла.
· Еврипид – «самый трагичный из поэтов». Тематика произведений Еврипида («Медея», «Алкеста», «Елена», «Троянки», «Гераклиды», «Андромаха»и др.). Психологизация и индивидуализация образов, особенности внутреннего конфликта. Проблема «бытовизации», судьба хора, интрига, «бог из машины» и т.д. Женские образы в трагедиях Еврипида.
· Фольклорные основы древней аттической комедии. Злободневность и актуальность тематики. Основные средства и приемы комедийного искусства (травестия мифов и жанров, гротеск, сатира, фантастика и т.д.). Основные темы комедий Аристофана («Всадники», «Осы», «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата», «Облака», «Лягушки» и др.). Особенности художественного стиля. Эволюция древнеаттической комедии: комедия средняя и новая.
· Роль и значение греческой трагедии и комедии в веках.
· Античная классификация прозы – историография, красноречие, философия.
· Историография (Геродот, Фукидид, Ксенофонт).
· Основные виды ораторского искусства (Лисий, Исократ, Демосфен).
· Философская проза: способы изложения философской доктрины в диалогах Платона («Пир», «Федон», «Критий», «Законы» и др.). Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля; историческое значение «Поэтики».
Литература эллинизма
· Сущность понятия «эллинизм». Новые политические и культурные центры: эллинизация Востока и ориентализация Запада. Александрия: музей и библиотека, рождение филологии, поэты.
· Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски новых литературных форм. Творчество Каллимаха – основателя жанра «малых литературных форм». Буколическая поэзия (Феокрит), эпиллии, повествовательная элегия.
· Использование традиционных эпических черт в творчестве Аполлония Родосского («Аргонавтика»).
· Афины – центр философии (стоицизм, эпикуреизм, киники) и комедиографии. Тематика, структура, сюжеты, маски новоаттической комедии. Судьба наследия Менандра.
· Ослабление культурной и литературной жизни эллинистического мира во второй половине 2 и в 1 вв. до н.э.
Греческая литература римского периода
· Греческий мир под властью Рима. Моральные трактаты и жизнеописания Плутарха; авторская позиция и художественный метод античной биографии. Греческий «ренессанс» 2 в.: взлет и расцвет ораторского искусства, вторая софистика.
· Сатира Лукиана. Поздняя повествовательная проза.
· Античный роман: его виды, происхождение, сюжетная схема, образы героев. Романы Гелиодора, Харитона, АхиллаТатия; буколический роман Лонга. Литературная судьба греческого романа.
Ранний период римской литературы
· Историческое значение римской литературы, ее место в античном обществе. Римское общество, его мировоззрение, материальная и духовная культура. Римский фольклор, особенности мифологии. Древнейшая проза (надписи, анналы, законы XII таблиц).
· Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования.
· Римский театр: публичные зрелища. Комедия (паллиата, тогата и т.д.). Обращение к новоаттической комедии. Особенности комизма Плавта. Драматургия Теренция.
Литература последнего века республики
· Римское общество и культура последнего века республики: кризис традиционной идеологии. Упадок старых поэтических жанров и возвышение новых. Развитие римской сатиры (сатуры). Политическая, философская и литературная тематика сатир Луцилия.
· Римское ораторское искусство. Цицерон и его роль в развитии литературы. Судебные речи, риторические и философские трактаты, письма. Цицерон как теоретик красноречия; ораторское искусство и стиль Цицерона. Цезарь, его политическая и литературная деятельность.
· Философский эпос Лукреция: источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы «О природе вещей».
· Римский александризм: поэты-неотерики. Основные темы поэзии Катулла. Любовная лирика Катулла. Литературная судьба Катулла.
Литература «века Августа»
· Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки (Меценат, Азиний Полион).
· Жизнь и основные периоды творчества Вергилия. Трактовка темы сельского труда и идеализация сельской жизни в «Буколиках» и «Георгиках». «Энеида» как римский национальный эпос. Содержание и композиция «Энеиды», отношение к гомеровскому и эллинистическому эпосу; «рок» («фатум»); герои и боги; патетика повествования; лирико-драматический колорит. Литературная судьба Вергилия в веках.
· Жизнь и творчество Горация, его философские взгляды («Золотая середина»). «Эподы»: традиции жанра и отношение к римской действительности. «Сатиры»: особенности содержания, философская проблематика. «Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, тематика. Гораций – теоретик римского классицизма («Наука поэзии»).
· Римская любовная элегия: Тибулл, Проперций. Основные периоды творчества Овидия. Любовные элегии и псевдодидактические поэмы о любви. «Метаморфозы» – мифологическая энциклопедия в стихах. Идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи; психологическое мастерство Овидия. Овидий в изгнании.
· Тит Ливий – идейные и художественные особенности исторического труда: «римская доблесть» и образы исторических деятелей.
"Серебряный век" римской литературы
· Эпоха Юлиев и Клавдиев: «новый стиль».
· Стоицизм Сенеки. Риторический характер трагедий: философские позиции; изображение ужасов и страстей. Новый стиль в эпосе: «Фарсалия» Лукана.
· Сатирическое воспроизведение действительности в «Сатириконе» Петрония. Проблема авторства; традиции романа, новеллистического повествования, мима и мениппеи. Петроний и европейский плутовской роман.
· Басни Федра, отношение Федра к греческим образцам и современной действительности.
Вам также может быть полезна лекция "2.2 Мезолит".
· Эпоха Флавиев и Траяна. Ориентация на классицизм и отход от «нового стиля». Творчество Плиния Старшего и Плиния Младшего. Эпиграммы Марциала: поэт-клиент и его поэтический герой; своеобразие зарисовок римской жизни; выбор сюжетов. Сатиры Ювенала: объекты сатирического изображения, формы и способы обличения. Жизнь и творчество Тацита.
Позднейший период: литература упадка и кризиса Римской империи
· Новые культурные центры, их литературная продукция. Новые религиозно-философские течения; влияние второй софистики. Светоний: «Жизнеописание цезарей».
· Рост и развитие провинциальных литератур. Апулей – философ и софист. Идейно-философская концепция «Метаморфоз», особенности композиции и хронотопа, значение вставных новелл.
· Зарождение христианской литературы. Жанры раннехристианской литературы. Канонические и апокрифические произведения. «Новый Завет». Первые христианские писатели (Ориген, Иоанн Златоуст и др.).