Золотой век поэзии
6.4 Золотой век поэзии. Вергилий, Гораций, Овидий. В истории культуры век Августа (63 до н.э. – 14 г. н.э.) название золотого века поэзии. В это время жили и писали такие величайшие поэты античности, как Вергилий и Гораций. Литературную славу Вергилию (70 до н.э. – 19 н.э.) принесли «Буколики». В новой европейской литературе такой жанр стали называть пасторалью. Но наиболее совершенное произведение Вергилия – дидактическая поэма о сельском хозяйстве «Георгики», в которой автор прославляет мирный труд крестьян, рассказывает о сельском хозяйстве – возделывании олив и винограда, скотоводстве и пчеловодстве. Он не стремится дать указания о ведении сельского хозяйства, а показывает истерзанному гражданскими войнами обществу идеал простой и здоровой жизни трудолюбивого крестьянства. Основное произведение Вергилия – «Энеида», рассказывающее о судьбе троянца Энея, бежавшего после падения Трои в латинскую землю (по официальной версии римляне считались потомками троянцев). В композиции «Энеиды» Вергилий сознательно ориентируется на Гомера: 1-6-я книги соответствуют «Одиссее», а 7-2-я – «Илиаде».
Современником и другом Вергилия был величайший поэт античности Гораций (65 до н.э. – 8 н.э.). Вершина его творчества – четыре книги «Од». В «Одах» звучат темы великих греческих поэтов (Пиндара, Анакреонта, Алкея, Сапфо), темы любви и дружбы, победы разума над смертью, дружеских пиров, прелестей уединенной жизни и др. Знаменитый «Памятник» Горация послужил образцом для гениального «Памятника» Пушкина. Вторая книга «Од» – «Наука поэзии» – призыв Горация познавать жизнь, быть всесторонне образованным, неустанно трудиться над каждым словом.
До наших дней дошло творчество еще одного крупного поэта Древнего Рима Овидия (43 до н.э. – 18 н.э.). В знаменитых «Метаморфозах» Овидий излагает 250 мифов о превращениях греческих богов и героев, начиная с возникновения мира из Хаоса и кончая апофеозом Цезаря. За свои легкомысленные воззрения на любовь поэт был отправлен в ссылку императором Августом, боровшимся с упадком нравов. Но ссылка и изъятие его книг из публичных библиотек не уменьшили славу Овидия. В Римской империи поэта читали и ему подражали.