Варно-кастовый строй в древней Индии
3.2 Варно-кастовый строй в древней Индии и религиозные представления. Древняя цивилизация долины Инда прекратила свое существование около 1500 г. до н.э., после прихода кочевников-ариев. Сведения об ариях содержатся в поэмах-эпосах «Махабхарата» и «Рамаяны». В частности, из «Ригведы» известно, что богатство ариев определялось по числу голов скота, им принадлежащего. В свободное время арии любили слушать музыку, танцевать и играть в различные игры.
Этот период в истории Индии называют арийским, или ведическим. И именно в эту эпоху начинают складываться основные сословия (классы): жрецов, воинов, земледельцев и купцов. В самом низу общественной лестницы находились дравиды (коренное население) и потомки от смешанных браков между ариями и дравидами. Это создало предпосылки для создания кастовой системы – системы замкнутых общественных групп: брахманы (знатные жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (бесправная часть населения, лишенная собственности). Вне каст были маргиналы-чандалы, считавшиеся «неприкасаемыми». Законом были запрещены смешанные браки и переход из одной касты в другую.
В VI в. до н.э. в Индии произошли важные изменения. Центр могущества ариев переместился в бассейн Ганга, где была создана оросительная система, выведены новые породы скота и началось использование прирученных слонов. Развивается торговля, появляются менялы, актеры, деньги и новая система письменности.
Религия в Индии прошла долгий путь формирования. Первым ее этапом была ведическая религия, обожествлявшая силы природы. В I тыс. до н.э. ее сменил брахманизм с его триединством главных богов – Брахмы, Вишну, Шивы. Брахма – главный, он создатель и управитель мира, Вишну – охранитель мира, Шива – его разрушитель.
В процессе развития и дальнейшей ассимиляции народных верований брахманизм перерос в индуизм, основой которого стало учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. В индуизме, как и других религиях этой цивилизации, важную роль играли идеи вечного повторения, скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с космической историей. Ни в одной другой посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами, его кармой. Карма наследуется от предыдущих существований, обусловливающих настоящее существование, а настоящее моральное поведение человека определяет последующую карму. Взаимодействие бесчисленных карм вращает колесо жизни – сансару.
Критерием добродетельного или дурного поведения является почитание верховных богов (Вишну или Шивы) и соблюдение кастовых бытовых правил.
Культовые обряды совершались (и совершаются поныне) в храмах, у домашних алтарей, в священных местах. Индуизму присуще почитание животных и растений, признанных священными: коровы, змеи, лотоса и реки Ганг.
В индуизме два направления – вишнуизм и шиваизм. Вишнуизм повествует о нисхождении в мир Вишну, шиваизм олицетворяет начало вечно изменяющегося мира, в котором разрушение предшествует созиданию. Индуизм – свидетельство духовных ориентации индусов. На первый план здесь по сравнению с брахманизмом, в котором почиталось отвлеченное начало, выходят личные боги человека, покровительствующие и помогающие ему в повседневной жизни.