Буддизм и четыре благородные истины
3.3 Буддизм и «четыре благородные истины» . Буддизм – одна из трех мировых религий – возник в Индии в VI в. до н.э. Его основателем был Будда (623 – 544 до н.э.). Его настоящее имя Сиддхартха Гаутама. Имя Будда, что на санскрите означает «просветленный» было дано его последователями. Буддизм, как и индуизм, позаимствовал ряд идей у ведийской культуры. Однако буддизм существенно реформировал ведийскую религию, поставив в качестве основного вопрос о жизненном пути человека и избавлении его от страданий.
В центре буддизма – вопрос о «четырех благородных истинах» . Существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Мудрец из города Шакья, впоследствии Будда, в своих проповедях говорил о том, как избежать страданий и обрести состояние покоя и блаженства. Вся человеческая жизнь, по мнению Будды – страдание, а его причина – жажда наслаждений и власти. Для прекращения страданий существует только один путь – путь освобождения от желаний. К такому выводу Будда пришел не сразу. Достаточно проследить его жизненный путь, чтобы это понять.
Он был сыном правителя народа шакья в северо-восточной Индии (в настоящее время Непал). Ему была уготована судьба правителя. Мальчик рос в роскоши, но из-за вещего сна матери (еще до его рождения) его никогда не выпускали за пределы дворца. Женившись, Будда стал отцом и вскоре должен был унаследовать трон, но решил узнать о жизни за стенами дворца. Четыре выхода за его пределы дворца пробудили Сиддхартху ото «сна». Он начал постигать смысл сансары, его поразило, что люди смирились со своей участью – болезнями, старостью и смертью. И тогда он, оставив жену и сына, отказался от мирской жизни и предался поискам истины. Сначала он занимается йогой, поскольку усмирение плоти – необходимая предпосылка духовного роста. Умерщвлением плоти он занимался шесть лет, ограничивал себя в пище и сне, не мылся, ходил нагим. Обретя авторитет у аскетов, он вместе с авторитетом приобрел учеников и последователей. Однако таким путем желанной цели будущий Будда не достиг, снова стал принимать пищу, последователи его покинули. И тогда, расположившись однажды под сенью большого дерева, впоследствии названного деревом просветления, он принял решение: «Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет просветление». И с тех пор неподвижное сиденье стало характерным для буддизма: истина обретается в молчании, и тишина значит больше, чем действие... Он сел в позу для медитации, необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.
Информация в лекции "Тема 11. Непроцессуальное использование О-Р информации" поможет Вам.
Этот процесс красочно описан в буддийских текстах. В ночь полнолуния в месяц весак (май) Будда сконцентрировал свое сознание на восходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление. Сиддхартха стал Буддой: он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете. Это было «великое пробуждение». Будда осознал свое великое предназначение – донести истину до людей. И он стал вести жизнь странствующего проповедника. Девять месяцев в году он проповедовал, переходя из одного места в другое, а три месяца проводил в уединении. Ел он раз в день, жил на подаяния. Его последователи образовали монашескую общину, но постепенно он стал принимать также мирян и женщин. Умер Будда в преклонном возрасте.
Четыре Благородные Истины, являющиеся стержнем его учения, открылись Будде в знаменитую ночь просветления. В них он видел весь закон нравственной жизни, ведущей к освобождению. Все рассуждения и логические построения буддизма посвящены разъяснению и развитию этих положений.
Первая «благородная истина». Страдание – это сама жизнь во всех ее проявлениях. Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств – все это цепи, сковывающие человека. Страдание – это единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся человек.
Вторая «благородная истина». Источником страдания является само желание: «Жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно: жажда обладать, жажда быть, жажда избыть». В самом знаменитом из буддийских текстов «Стезе добродетелей» есть такие слова Будды: «Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости».
Третья «благородная истина». Пресечение страданий. Буддизм рекомендует средний путь: избегать крайностей – как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного неведения этого влечения. Преодоленность страданий в буддизме обозначается словом «нирвана» (медленное затухание огня). Так обозначается определенное душевное состояние, которого человек достигает усилиями собственной воли. Состояние нирваны означает одновременно обретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого бытия, жизни и смерти.
Четвертая «благородная истина». Существует путь, который ведет к нирване. Это восьмиступенчатая программа духовного возвышения: универсальная этическая схема буддизма, следуя которой человек утвердится в качестве нравственной личности и победит самого себя. Согласно буддизму, личности как таковой нет – это всего лишь поток дхарм. То, что присутствует в любом человеке изначально, значительно больше того, что проявляет себя эмпирически в реальной жизни. Поэтому «развивать» личность для буддизма – не «записывать» на ней, а «стирать» написанное, очищать сознание от «загрязнения».