Требования объективного знания и наука
17.2 Требования объективного знания и наука. Пришло время отказа философов и ученых от метафизических дебатов в пользу диалога об условиях объективного познания действительности во всех ее формах. Математик и философ Огюст Конт (1798 – 1857) написал «Курс позитивной философии», физиолог Клод Бернар (1813 – 1878) в работе «Введение в изучение экспериментальной медицины» изложил фундаментальные принципы руководства всякой наукой, Луи Пастер (1822 – 1895), основоположник микробиологии и иммунологии, занят поисками рационального метода для изучения биологических явлений, основоположник культурно-исторической школы Ипполит Тэн (1828 – 1893) пытается дать позитивное объяснение художественным, литературным и историческим фактам.
Технический прогресс способствует развитию всех областей науки, поражающему неисчислимым количеством открытий: в изучении газа и оптики – открытия Лебона (1769 – 1804), Дюлонга (1785 – 1838), Гей-Люссака (1778 – 1850), Сади Карно (1796 – 1832), открытие законов сохранения и превращения энергии Майером (1814 – 1878), Гелъмголъцем (1821 – 1894), Джоулем (1819 – 1889), изучение электромагнетизма Ампером (1775 – 1836), изобретение динамо-машины Граммом (1826 – 1901), создание клеточной теории Шванном (1810 – 1882) и Шлейденом (1804 – 1881). В области естествознания господствуют три мощных интеллекта: Ламарк (1744 – 1829), введший термин «биология» (1802), Сент-Илер и Кювье (1769 – 1832), предшественники Дарвина (1809 – 1882), автора эволюционного учения в биологии.
Использование электричества рождает новый мир. В жизнь входят железная дорога, фотография, телеграф, пишущие машинки, телефон, а в конце века – радио, автомобиль, кино . Научный прогресс сопровождается замечательным развитием техники, и между ними нет противоречий, они дополняют друг друга.
Научные открытия и их блестящее практическое воплощение в жизнь при одновременном всеобщем энтузиазме рождают почти мистическую веру в будущее науки. Э. Ренан (1823 – 1892) в работе «Будущее науки» оставил свидетельство такого состояния умов.
Да, – писал Ренан, – придет день, когда ... человечество узнает метафизический и моральный мир так, как уже знает мир физический, день, когда правительство не будет назначаться случайно или в результате интриг, но в результате выбора лучшего самыми эффективными средствами. И если это цель науки, и если ее средствами являются научить человека понимать свои намерения и закон, понимать подлинный смысл жизни, научить его сочинять, обучить поэзии, искусству и добродетели, божественному идеалу, который один только стоит человеческого существования, будет ли тогда она иметь серьезных хулителей.
Для более полной характеристики социокультурной ситуации в Европе XIX в. следует отметить острые политические и социальные процессы в таких странах, как Италия, пережившая в начале века наполеоновские завоевания, Реставрацию, деятельность тайных обществ и, наконец, мощное движение Рисорджименто, закончившееся национальным объединением страны. Во Франции на протяжении века один за другим сменяли друг друга Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Республика, Парижская Коммуна.
Все эти экономические, социальные, политические, научные, образовательные факторы, наряду с культурными достижениями предшествующего века, предопределили характер, тенденции, стили, содержание, направления, доминанты и предпочтения гуманитарной европейской культуры XIX века.