Краткая история ислама после эпохи праведных халифов
10.5 Краткая история ислама после эпохи «праведных халифов» . Дальнейшая история халифата связана с двумя династиями халифов – Омейядов (661 – 750), которые имели столицей Дамаск (отсюда и название Дамасский халифат), при которой халифат расширился от Средней Азии до Атлантики и Аббасидов, которые основали город Багдад ( 762 г .) и сделали его новой столицей (отсюда название Багдадский халифат). При Аббасидах прекратилась военная экспансия, но зато мусульманская цивилизация достигла пика своего культурного развития. Эта эпоха – расцвет мусульманской философии, науки, литературы, оказавших неоценимое влияние на западную культуру. Однако уже тогда провинции халифата – Северная Африка, Египет, Испания фактически стали независимыми от центральной власти (так, в Египте правили Фатимиды – шиитские правители).
В 1258 году Багдад был взят войсками монгол, которые убили последнего Аббасида – аль Мустасима (по преданию, завернув в ковер и лишив воздуха). Традицию халифата продолжали мамлюкские правители Египта, в 16 веке правопремником последних египетских Аббасидов и законным халифом стал султан Турции Селим Грозный. До XX в. существовал так называемый Турецкий халифат, который был упразднен реформатором Турции Мустафой Кемалем в 1924 году. С тех пор и до сегодняшнего дня мусульмане не имеют единой общины и единого правителя. В ХХ в. в мусульманских странах либо начинается вестернизация и модернизация, как, например, в Турции, либо исламская цивилизация принимает застывшие формы. Некое оживление исламской культуры и жизни связано с возникновением государства Пакистан, а также с исламской революции в Иране (аятолла Хомейни).
В заключение нельзя не сказать несколько слов об истории ислама в России. На территории будущих Российской Империи и СССР ислам появился в VIII – IX вв. На Кавказ и в Среднюю Азию его принесли завоеватели–арабы. В Поволжье все сложилось иначе: предки нынешних татар – булгары приняли ислам от арабских купцов–миссионеров добровольно (в знак этого до сих пор в узбекских мечетях муфтий во время проповеди опирается на меч, а в татарских и башкирских – на посох). В XIV в., при хане Узбеке ислам стал государственной религией монгольской Золотой Орды. До этого монголы были язычниками (хотя и был один хан христианин – несторианин, это предшественник Узбека – Сартак), а подчиненные Орде народы исповедовали разные религии, например, русские – православие, булгары и башкиры – ислам, причем, ко всем ним монголы относились одинаково благожелательно. Религиозная терпимость монгол, ставшая государственной политикой в Орде, сохранилась и после принятия Ордою ислама ислама, Узбек не потребовал принятия ислама от подвластных ему немусульманских провинций, в частности Джучиева Улуса (Руси).
После распада Орды на территории будущих Российской Империи и СССР существовало несколько мусульманских государств – Казанское царство, Астраханское царство, Сибирское царство, Киргизская Орда, Империя Тимура, Крымское ханство. Все они впоследствии вошли в состав Московского царства, а затем Российской Империи и СССР.
Московское царство, несмотря на то, что оно было по сути православной идеократией, отличалось большой терпимостью по отношению к исламу. В войске московского царя служило множество татар, не все из них принимали православие, для оставшихся в исламе предусматривалась даже особая клятва верности – на специально переведенном на русский язык айяте Корана. Внутри самого Московского царства были мусульманские территории с особыми правами. Это, например, Касимовское царство с центром в городе Касимов (нынешняя Мещера). Также и башкиры вошли в состав Московского государства, специально оговорив вероисповедальные права.
После возникновения Империи Петра начались тяжелые времена для российского ислама, так как петербургские правители, в отличии от московских признавали лишь одну религию в империи – Православие. На этот период приходятся самые активные попытки крестить инородцев–мусульман. Послабления начались лишь с конца XVIII века: в правлении Екатерины Великой в Уфе было основано мусульманское Духовное Управление, мусульманам было дозволено открывать свои школы (медресе), открыто печатать религиозную литературу, мусульманские священнослужители приобретали часть прав и привилегий христианского духовенства. В 1905 году по знаменитому указу Николая II права неправославных конфессий и религий, в том числе и мусульманства, были существенны расширены. После ленинско–троцкистских антирелигиозных гонений в первые годы после революции, последовало «сталинское возрождение религии», которое отразилось и на исламе. В зрелом и позднем СССР было восстановлено духовное управление мусульман и богословские учебные заведения (хотя, конечно, не в таких масштабах, как до революции). В постсоветское время наблюдается рост приверженцев ислама среди народов, традиционно его исповедовавших, и даже исламский прозелитизм (который привел и к возникновению так называемого «русского ислама», то есть общины русскоязычных и даже русских по происхождению мусульман). Однако налицо и черты кризиса – произошел раскол в российской мусульманской общине (на сторонников Таджутдина и Гайнутдина), среди молодежи, особенно, на Кавказе распространяется сектантский, ваххабитский ислам, занесенный из Саудовской Аравии и противопоставляющий себя традиционному российскому исламу.