Зарождение современных теорий культуры
Тема 3. Зарождение современных теорий культуры.
Конец XIX -начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией, которая существенно повлияла на развитие культуры, и вызвало кризис системы экономического либерализма. Главным образом это касается гуманистического представления о роли индивида, о свободе личности, демократии, возможностях научно-технического прогресса. Крупнейший немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900гг.) одним из первых уловил кризисные явления в культуре, считая, что она направляется к катастрофе. Причиной чему явились наука, мораль и ее коллективистские элементы. Таким образом, данная теория затрагивает проблему двойственности научно-технического прогресса и отстаивает принципы индивидуализма, свободы личности, как основных идей цивилизованного общества. По теории О. Шпенглера (1880-1936гг.), цивилизация - последняя стадия всякой культуры. П.А. Сорокин (1889-1968гг.) напротив считал, что культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. По его мнению, кризис западной культуры - это рождение новой формы культуры. В концепциях испанского философа X. Ортеги и Гассета спасение культуры в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре. Марксистко-ленинская теория кризиса буржуазной культуры основана на принципах классового подхода, которая делит культуру на буржуазную и пролетарскую.
Выходом из кризиса послужило развитие различных художественных направлений стилей, методов и форм которые менялись буквально каждое десятилетие (классицизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм). Изучение этих теорий повлекло за собой введение в научный оборот таких понятий как артефакт, архетип, менталитет, парадигма, синкретизм, фундаментализм.
Архетип - это психический смысл в чистом виде, бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, счастья, насилия труда и т.д.
Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом. Хотя, конечно, он для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырьё природы и действует в согласии с законами природы.
Ментальность (менталитет) - это совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества.