Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Понятие и сущность культуры » Особенности европейской культуры XVII в.

Особенности европейской культуры XVII в.

2021-03-09СтудИзба

Особенности европейской культуры XVII в.

С XVII в. начинается новый этап в культурном процессе Европы, продлившийся до конца XIXв., и получивший название культуры Нового Времени. Этот сложный неоднородный процесс характеризуется, секуляризацией культуры, развитием буржуазных отношений, вниманием к точным наукам, стремлением к индивидуализации, рационализации и постепенному отказу от непосредственного отображения действительности в европейском искусстве.

XVII век – время культа знания. И в то же время – это эпоха феодальной реакции, последний век могущества церкви и абсолютизма. Главным фактором общественно-экономического развития в XVII века стало превращение буржуазии, ранее социально значимой лишь в пределах городов, в фактор всей социально-политической жизни европейских стран. Буржуазная республика утвердилась в Голландии, просуществовала десяток лет в Англии, но даже в тех странах, где политическая система сохранила монархический характер, буржуазия стала играть существенную роль. XVII век стал бурным периодом в европейской истории, периодом, насыщенным катастрофами и катаклизмами: постоянные войны, политические перевороты буквально сотрясали Европу. В то же время произошел неслыханный взлет европейской науки. Г. Галилей положил начало изучению небесных тел с помощью оптических приборов, У. Харви открыл кровообращение в теле человека, К. Хейгенс сконструировал первые часы с маятником, Декарт заложил основы аналитической геометрии, Ньютон создал классическую физику. XVII век породил рационалистические системы мышления, опирающиеся на явный или скрытый атеизм, что привело в последствии к духовному кризису европейского общества

В художественной культуре Европы XVII века выдвигается на первый план мистически-эмоциональное начало. Не случайно это время начала триумфального шествия музыки. В вокальных жанрах рождается опера, где доминирующая роль принадлежит певцу-солисту. В инструментальной музыке наступает золотой век скрипки. Впервые в истории художественной культуры появляются музыканты, равные по глубине и силе воздействия титанам античности и Возрождения – К. Монтеверди, А. Вивальди Г. Гендель, И. Бах. Музыка как самостоятельный вид искусства становится вровень с архитектурой, живописью и скульптурой. На первый план выходит скрипка. Возникают уникальные уникальные скрипичные мастерские Гварнери, Амати и Страдивари, скрипки которых до сих пор остаются непревзойденными по выразительности и красоте звучания. Триумфальное шествие скрипки объясняется усилением индивидуального начала в культуре и общим накалом страстей. Скрипка могла возникнуть только в Европе XVII века так же как трагедия – в классической Греции. Близкая по тембру к человеческому голосу, скрипка способна наиболее ярко выражать интимные стороны души (вспомним расхожее выражение «скрипка плачет»).

Основой мировоззрения Ренессанса была безграничная вера в гармонию мира и силу человека. Искусство XVII века, также как и вся культура, пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором человек не занимает центральное место, а подчиняется среде, обществу и государству. Наука и искусство уже не идут рука об руку, и тем более не объединяются в творчестве универсальной личности.

Вам также может быть полезна лекция "6.4. Методы структурного проектирования".

Искусство, подобно человеческому миропониманию, теряет свою целостность и стилевое единство. Возникает множество различных, часто взаимоисключающих стилей. Один из наиболее ярких – стиль барокко, который соединил в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии и патетики уживаются в нем с трезвостью и рассудительностью, с истинно бюрократической деловитостью. На смену ренессансному чувству меры и ясности пришло искусство, тяготеющее к грандиозности, построенное на контрастах и асимметрии, перегруженное декором.

При всей своей противоречивости барокко имеет, однако, вполне выраженную систему изобразительных средств. В религиозной тематике, например, преобладает интерес к сюжетам чудес и мученичества, где можно воплотить патетику, повышенную эмоциональность и гиперболичность. Последнее характерно и для светских сюжетов. Барокко свойственна живописная иллюзорность, стремление выйти из воображаемого в реальное пространство. Отсюда любовь барочных мастеров к ансамблю, к организации пространства. Городские площади, дворцы, фонтаны, парковые террасы, бассейны построены на принципе синтеза архитектуры, скульптуры и подчинения общему декоративному оформлению. Основные пути развития барокко XVII века определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская. В Италии это скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, сделавший камень живописным (достаточно упомянуть его знаменитую скульптурную композицию «Экстаз святой Терезы», где мраморные облака производят впечатления воздушной легкости). В Испании это драматург П. Кальдерон, создающий пьесы, переполненные страстями. Во Фландрии художник П. Рубенс, воплотивший в своих картинах фламандскую чувственность. Вообще стиль барокко демонстративно парадоксален и отличается сочетанием различных противоречивых элементов. Но барокко больше, чем художественный стиль, это образ мышления, сформированный особенностями культуры XVII века. Не случайно барокко не перешагнул, подобно классицизму, своего столетия в Европе, он нашел свое продолжение только в русской культуре.

Классицизм как стиль искусства базируется на античном рационализме. Искусство античности рассматривается классицистами как идеальная модель художественного творчества. Классицисты придерживаются своей иерархии видов искусства, в которой высокая поэзия играет главенствующую роль. Это связано с тем, что слово, по мнению классицистов, наиболее ясно и верно может выразить мысль.

Если родиной барокко считается Италия, то эстетика классицизма сформировалась в абсолютистской Франции. Человек в абсолютистском государстве представлялся прежде всего как гражданин, наделенный бескомпромиссным чувством долга. Он мог существовать только в строгих рамках закона, предписываемых ему абсолютистским государством, и выше долга для него не существовало ничего. В XVII веке во Франции ведущим жанром становится классицистская трагедия. Ее герои, пришедшие из античных мифов, вынуждены делать сложный выбор между чувством и долгом. Любовь часто оказывается несовместимой с гражданским кодексом чести, и герои превосходят ее ради патриотизма и верности отеческим идеалам, тождественным государственным.

Ж. Расин и П. Корнель создают величественные, выверенные по форме художественные произведения, герои которых подтверждают высшую ценность долга. В их трагедиях тщательно соблюдается правило трех единств: времени, места и действия, которое упорядочивает архитектонику классицистской пьесы. Однако классицистами переосмысливается понятие меры в античном ее толковании. Мера у классицистов выступает прежде всего как ограничивающее начало в области человеческих страстей. Приверженцы классицистской трагедии осуждали природное, спонтанное начало в человеке, и в этом проявилась цивилизующая роль французского абсолютизма. В пьесе выдвигается требование неизменности характера героя. Классические драматурги не показывают персонаж в его внутреннем развитии, они создают определенный типаж, идею, которую воплощает герой. Поэтому в классицистской драме демонстрируется не борьба характеров, а столкновение идей. Для классицистской живописи характерна строгая композиция, отсутствие смелых, ярких цветовых сочетаний, и, конечно же, преобладание античных сюжетов (К. Лоррен, Н. Пуссен).

Способ типизации в художественной культуре классицизма отражает развитие философии и естествознания. Начавшийся в XVII в. отход от религии в сторону рационального познания мира, усилился в эпоху Просвещения. Дидро, Вольтер и Руссо категорически утверждали атеизм. Свои воззрения они обосновывали рационалистическими выкладками и суждениями, и окончательно отвергли веру, заменив ее идеями разума.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее