Культура и природа
Культура и природа
Определяющий признак культуры – стремление преодолеть стихийное в себе и во внешнем мире, отсюда в культурологии необходимо рассмотрение взаимоотношений человека и природы.
Подходы к взаимоотношениям человека и природы:
Фрейд рассматривал в качестве основной задачи человека и его культуры защиту человека от природы в целях самосохранения.
Шарден ввел понятие ноосферы – новую мыслящую оболочку, окружающую Землю с момента появления человека разумного (близко к религии и мировому разуму, религия и наука – две стороны одного и того же феномена, для истинного изучения которого необходимо их слияние).
Вернадский рассматривал вместо новой оболочки новый этап развития биосферы под влиянием деятельности человека.
Воздействие культуры и природы – взаимное:
1) покорение и постановка природы на службу человеку,
2) влияние неподконтрольных природных явлений (в том числе возникших благодаря деятельности человека: озоновые дыры, парниковый эффект, загрязнение океана, исчезновение видов) и исчерпаемости природных ресурсов на деятельность человека).
Рекомендуемые материалы
Основная проблема – оценить текущее состояние дел по плодотворности и перспективам такого взаимодействия.
Два современных взгляда на отношения человека и природы:
1) «научно-технический оптимизм» (НТР автоматически позволит не допустить экологической катастрофы именно в силу развития НТР),
2) «экологический пессимизм» (необходимость прямых и отдельно выделенных природозащитных действий для избежания экологической катастрофы и разрастания отрицательного влияния измененной окружающей среды на здоровье и генофонд, развитие НТР по экономическим и политическим причинам не способно самостоятельно обеспечить предотвращение экологической катастрофы, если такую задачу не поставить особо и не заниматься ею уже сегодня – ЮНЕСКО, Гринпис, Римский клуб).
Задача Римского клуба – углубление понимания особенностей развития человечества в эпоху НТР привлечением внимания и исследованиями «глобальных» проблем, затрагивающих человечество в целом и выходящих за рамки идеологии и политики, существующих только во взаимоотношениях между группами людей.
Фактически от вопроса о выживании и избежании экологической катастрофы осуществляется переход к так называемому «глобалистическому» подходу к анализу культуры (гуманистическая направленность культурологии).
Постулаты «глобалистики»:
1) чувство принадлежности каждого человека к человечеству в целом,
2) отказ от суверенных (т.е. эгоистических) интересов групп ради выживания всего человечества,
3) отказ от насилия при разрешении любых конфликтов ввиду абсурдности подобных действий исходя из постулата №1 и из необходимости совместного выживания.
Основные варианты причин глобальных проблем:
1) огромное воздействие человека на окружающий мир (Римский клуб: виноват неконтролируемый научно-технический прогресс),
2) отсутствие общечеловеческих ценностей в современном капиталистическом мире (марксизм: виновато изначально порочное устройство капитализма).
Основные опасности для человечества в рамках глобалистики (акценты зависят от выбора одной из вышеуказанных причин в качестве основной):
1) ядерная война как следствие раскола мира,
2) демографический взрыв в одних районах и вымирание в других,
3) истощение запасов энергии,
4) отчуждение человека от себе подобных,
5) направленность массовой культуры на удовлетворение сиюминутных потребностей без необходимого акцента на мысли о будущем человечества и природы.
Информация в лекции "3.8 Вопросы, задания и тесты" поможет Вам.
Новое направление «экологии» как науки об отношениях между людьми и природой (исходно – биологическая и физиологическая экология) – культурная экология: упор на роль памяти, истории, преемственности – сохранение лучшего из существующей культурной среды (лучшего – с позиций нравственности и оптимального совместного выживания).
Варианты взаимоотношений человека и природы:
1) абсолютное превосходство природных стихий (древность, в районах с буйной природой),
2) человек как «венец творения» имеет право пользоваться внешним миром,
3) человек – лишь одно из созданий природы, неидеальное порождение «живой материи», так же достойное существования, как и прочая живая природа (над всем этим обычно стоит абсолютный надчеловеческий «божественный» смысл).
Сравнение религий: христианство гораздо более «потребительское» («создание человека, чтобы он владычествовал над всем на земле») и «авторитарное» («страшный суд», «всемирный потоп»), чем, например, буддизм (идея «обладание вещами не ведет к счастью», будда – лишь просвещенный мудрец, а не Создатель или Всесильный).