Популярные услуги

Классификация норм

2021-03-09СтудИзба

§ 3. Классификация норм

         Нормы можно классифицировать по самым раз­ным основаниям, например, по сфере применения — в малой или большой социальной группе. Соответствен­но различают два типа. Первый тип — это нормы, ко­торые возникают и существуют только в малых груп­пах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семьях, рабочих бригадах, спортивных командах). Они назы­ваются групповыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.

         Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения. Так, за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд, а нарушение других норм жесткие санкции — тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

         Определенная степень неподчинения нормам су­ществует в любом обществе и в любой группе. Нару­шение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ста­вит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание. В других ситуаци­ях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря биб­лиотечной книги — пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались.

             Нормы можно классифицировать и другими спо­собами. Например, совершенно очевидно, что какие-либо нормы имеют для данного народа непреходящую ценность. Потеряв их, он прекращает функционировать как культурная общность. Культурные нормы, таким об­разом, отвечают за выживание этноса. К ним относят­ся нормы уважения к старикам, женщинам и детям, патриотизм, этические, семейные и религиозные нор­мы. Другие нормы регулируют скорее бытовое поведе­ние; замена одной нормы на другую или исчезновение части их вряд ли скажется на нравственном климате общества — скажем, правила дорожного движения или поведения в публичных местах.

         Некоторые образцы поведения не имеют никакого значения для выживания социальной общности. Часто их называют бессмысленными церемониями, пережит­ками старины. К ним относятся предпочтение одной пищи и неприятие другой, ритуальное повторение спе­циальных фраз — «спасибо», «пожалуйста», «разреши­те пройти», «не позволите ли сказать» и др.

          Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910).

       Он выделял следующие виды норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws).

Они составляют основу нормативной системы культуры. В современной литературе на них постоянно ссылаются, считая самнеровскую типологию классическим фундаментом науки о культуре. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется. Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привыч­ки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, веро­вания и знания и др.

Рекомендуемые материалы

Основные виды культурных норм

Привычки и манеры

Привычки служат исходной клеточкой одновремен­но социальной и культурной жизни людей. Они отли­чают один народ от другого, один социальный слой от всех других.

Существуют коллективные привычки, усвоенные в процессе социализации, и индивидуальные. Привыч­ки возникают на основе навыков и закрепляются в ре­зультате многократного повторения.

Привычка — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство дривычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти) — они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привыч­ках.

        Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

     Согласно мнению австрийского этнолога К. Лоренца (1903—1989) функция манер состоит в умиро­творении людей, достижении согласия между ними. Ту же роль играют традиции и обычаи. Грубое на­рушение обычаев ведет к разрушению общества, а мелкое — хороших манер. Умышленное неисполнение хороших манер равнозначно агрессивному поведению.

        Значительная часть привычек, определяемых хоро­шими манерами, представляет собой утрирование жес­тов покорности. Местные понятия о хороших манерах в различных культурах требуют различного подчеркива­ния выразительных движений. Примером может слу­жить жест, обозначающий внимание к собеседнику, состоящий в том, что слушатель вытягивает шею и од­новременно поворачивает голову, подчеркнуто «под­ставляя ухо» говорящему. Такого рода движение вы­ражает готовность внимательно слушать и в случае надобности повиноваться. В учтивых манерах некото­рых культур подобный жест очень сильно утрирован. В Австрии это один из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей. Но в других центральноевропейских странах он распространен меньше. Так, в северной Германии считается учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо, как того требуют от сол­дата, получившего приказ.

        Смысл жестов учтивости понятен только пред­ставителям данной культуры. Будучи перенесены в другую культуру, они могут вызвать недоумение. Япон­ские жесты учтивости, при которых слушающий под­ставляет ухо и иногда сгибается в церемониальном поклоне, немцу могут показаться проявлением жалко­го раболепия. А на японца холодная вежливость евро­пейца произведет впечатление непримиримой враж­дебности.

       Незнание культурного кода другого народа, в том числе хороших манер и этикета, не только вызывает мелкие недоразумения, но способствует взаимной не­приязни народов. От понимания незначительных осо­бенностей языка или манер поведения нередко зависит успех очень крупных начинаний, скажем, политических переговоров или деловых контрактов.

Этикет

             По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный ком­плекс, называемый этикетом.

        Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно не­давно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» — из латыни. Французское слово etiquette имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, над­пись и 2) церемониал, этикет — и в свою очередь заимствовано из голландского stick («колышек», «шпенек»). Первоначально оно обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием то­вара, позднее — и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое зна­чение — «записка с обозначением последовательно­сти протекания церемониальных действий» и далее — «церемониал». Еще в начале XX века слово «этикет» могло обозначать в русском языке «ярлык, наклеи­ваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначени­ем названия фирмы, торговца и производителя», од­нако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка».

         Само понятие «этикет» обособилось сравнитель­но недавно. Определить его границы непросто. В сло­варе под этим словом понимается «совокупность пра­вил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в обще­ственных местах, манеры и одежда)». Однако здесь, по справедливому замечанию А.К. Байбурина и А.Л. Топоркова, не учитываются различия между бы­товыми, этикетными и ритуальными ситуациями.

           Этикет как ритуальная норма и культурный эта­лон — это принятая в особых культурных кругах сис­тема правил поведения, составляющих единое целое.

        Тем не менее этикет можно понимать шире — как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Отдельные элементы этикета вкра­пляются в культурную ткань общения представителей всех слоев общества, но у одних в большей, а у других в меньшей степени. Примером служит этикет телефон­ного разговора. Правила этикета не рекомендуют зво­нить знакомому на службу по частным делам, а домой — по служебным.

     Понятия «этикет» и «общение» неравнозначны. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое об­щение является этикетом (А. К. Байбурин и А.Л. Топор­ков). Понятие общения гораздо шире этикета.

        Любой акт культурного общения предполагает наличие по меньшей мере двух партнеров, имеющих разный коммуникативный статус. Партнеры общения могут различаться по возрасту, полу, общественному положению, национальности, конфессиональной при­надлежности, степени знакомства и родства. В зави­симости от них меняется стиль, тактика и стратегия общения. К примеру, младший обязан выслушивать старшего и не прерывать его речь, мужчина в комму­никативном процессе не имеет право говорить даме такие фразы, которые могут ее смутить, скажем, по­шлости или двусмысленности. Культура общения до­пускает, чтобы подчиненный выказывал в разговоре с начальником некоторые элементы лести, а мужчина в общении с женщиной проявлял элементы заигрыва­ния. В таком случае под этикетом надо понимать «со­вокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержа­ние и обыгрывание коммуникативных статусов парт­неров по общению». Этикет можно сравнить с сис­темой культурного сдерживания, поскольку он призван обеспечить вежливое общение неравных партнеров.

       По мнению Т.В. Цивьян, выполнение каждого пра­вила всегда направлено на определенного адресата и требует определенного ответа (хотя бы в степени «за­мечено»). Этикетное поведение обычно рассчитано на двух адресатов — непосредственного и дальнего (пуб­лику)  В подобных ситуациях этикет сравнивают с дей­ствиями актеров, ориентированными одновременно и на партнера, и на зал.

Обычаи, традиции и обряды

     В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать, нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание. У славян су­ществовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай ) кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предше­ственников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают так­же ценности, нормы, образцы поведения, идеи, об­щественные установления, вкусы, взгляды.

Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой об­становке. Они относятся к культурному наследию, ок­ружены почетом и уважением, служат объединитель­ным началом.

Разновидностью традиции является обряд. Он ха­рактеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые тра­диции. Обряды не ограничиваются одной социаль­ной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты чело­веческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятель­ности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония и ритуал

        Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия про­низывают все области человеческой культуры.

Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для обще­ства или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно рас­планированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение чело­века в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.

      Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный со­став элементов включает ритуал защиты научной дис­сертации.

       История многих ритуалов уходит в глубокую древ­ность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим угольях и даже плясать мо­гут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, кре­стьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не хо­дили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

           По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного со­общества от других групп. Ритуал сдерживает агрес­сию и сплачивает группу. Пример ритуала — соблю­дение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является тако­вым. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше люди знакомы друг с другом, чем больше они понима­ют и любят друг друга. Нередко на незначительные жесты своего лучшего друга как если бы нам дал по­щечину пьяный хулиган. Человеческая культура цели­ком основана на ритуале. Неритуализованных дейст­вий типа почесывания, чихания, плевков и т. п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Жесткость традиционного ритуала и настойчи­вость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюде­ние ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный кон­троль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

Нравы и запреты

Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые об­ществом массовые образцы действий. Нравы от­ражают моральные ценности общества, их на­рушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

          От этого слова происходит понятие «нравст­венность» — этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни об­щества. Латинское слово moralis означает «нравствен­ный». Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравствен­ным ходить по улицам нагим (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами и т. п.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регла­ментировало важнейшие стороны жизни челове­ка: обеспечивало соблюдение брачных норм, ох­раняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

Табу послужило основой многих позднейших со­циальных и религиозных норм. В современном обще­стве табу накладывается на кровосмешение, канниба­лизм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, на­рушение которого карается особенно страшно.

Закон и право

           Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные пар­ламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом го­сударства и требующие неукоснительного выпол­нения.

Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституци­ей — главным политическим законом страны. Наруше­ние законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

Обычно законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в обществе. Другие законы вводят новые нормы, которые соответ­ствуют конституции страны, считающейся главным политическим законом общественной жизни.

Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государст­вом и выраженных в определенных нормах.

Слово «право» (jus) получило свое название от латинского justia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела. В нем соединены элемен­ты социальных, моральных и эстетических норм.

         Право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой дого­вор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вто­рая ее расширяла.

           Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения люди. В древности дело с естест­венными и гражданскими правами обстояло иначе. Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Гре­ции и Древнем Риме население разделялось на две категории — граждан и неграждан, которые подчиня­лись совершенно разным законам. Одни имели право голосовать и быть избираемыми на общественные посты, а другие нет.

       Чем различаются между собой норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на.примере Ки­тая. Норма — моральное предписание того, как сле­дует поступать. Обычай — распространенная прак­тика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

         По китайскому закону муж имел право на повтор­ный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обы­чай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, Повторный брак жены не соответствовал конфуциан­ским нормам сохранения целомудрия. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в за­гробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала норма — отрицательное отно­шение к ним. Высшей ценностью являлось продолже­ние семьи.

               Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и состав­ляют фундамент нормативной системы не только об­щества, но и культуры.

Мода и  увлечения

           Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увле­чения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

           Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов. Увлечение — кратко­временное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т. п. Смена увлече­ний, овладевших большими группами, называется мо­дой.

Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы — в одежде, питании, поведении и т. п. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие к твисту, коротким юбкам или ле­тающим тарелочкам можно назвать и модой, и увле­чением. В отличие от увлечения, мода выражает соци­альные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы — символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобрете­ние расценивается как успех. Модные веяния прису­щи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или ха­рактера, сколько от стиля жизни, уровня благосостоя­ния, манеры одеваться.

В отличие от обычаев и нравов — устойчивых и долговременных социальных норм — мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения. Мода — периодическая смена об­разцов массового поведения. Обычай ориентирован на традиции, а мода — на современность, обновление нововведения.                                

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, роман­тическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Если верность является ценностью, то отступле­ние от нее осуждается как предательство. Если чис­тота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно обще­ство. А индивиды? Они могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализ­ма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, Для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают ин­дивидуальные отношения или выбор конкретных цен­ностей в качестве нормы своего поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или общест­ву, ценностные ориентации — индивиду. Ценности

представляют собой разделяемые многими людьми убе­ждения относительно целей, к которым следует стре­миться.

Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В ка­честве руководства к своему поведению он выбрал вы­сокочтимые ценности. Они стали его культурной нор­мой, а психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией.

Даже простейшие нормы поведения олицетворя­ют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвяза­ны. Различие между нормой и ценностью выражает­ся так:

• нормы — правила поведения,

• ценности — абстрактные понятия о том, что та­кое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценно­стями и переводятся обществом на язык предписаний.

Предписания — это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее ох­рана — норма. Ребенок — социальная ценность, обя­занность родителей всячески заботиться о нем — со­циальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нрав­ственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажет­ся очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой ди­леммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сар­тр

тра) — выбор между двумя фундаментальными нрав­ственными ценностями.

        Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие оди­наково признаются в качестве неотъемлемых норм по­ведения. В конфликт вступают не только нормы одно­го, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблю­дающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

           Разные культуры могут отдавать предпочтение раз­ным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само впра­ве устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания.

Знания — достоверные сведения о чем-либо, на­учные сведения. Знания являются результатом по­знания — специализированной деятельности, осу­ществляемой подготовленными людьми.

     

            Прежде чем получить наименование знаний, све­дения проверяются на истинность или ложность. Лож­ные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали главным элемен­том культуры.

          На противоположном полюсе находятся мифы.

Рекомендуем посмотреть лекцию "Национально-государственное размежевание Тюркестана".

Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.

         Мифы не только существовали в первобытном или античном обществе, где в образе богов или ле­гендарных героев отражались природные и социаль­ные явления, но существуют и сегодня. Современ­ные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое коммунистиче­ское будущее.

Верование — убежденность, эмоциональная при­верженность какой-либо идее, реальной или иллю­зорной.

         Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблужде­нием или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. Принять на веру — значит при­знать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически досто­верным. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее