Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Лекции по культурологии » Парадигма понимающей социологии

Парадигма понимающей социологии

2021-03-09СтудИзба

Парадигма понимающей социологии.  В отличие от объективистской понимающая социология опирается на гуманитарный подход и ставит в центр изучения культуры анализ субъективных представлений (идей, ценностей, верований и т.п.), определяющих, однако, объективные явления культуры — институты, статусы, сферы и т.д. «Именно потому, — пишет Л. Ионин, — что конституирующим при­знаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию, Вебер называет свою социологию пони­мающей. Феномены понимающей социологии относятся к совсем иному плану реальности, по сравнению с дюркгеймовскими социальными фактами как вещами или контовским общест­вом как объективным феноменом. Они специфичны, поскольку произведены сознательно, опосредованы определенным мотивом или намерением. Другими словами, между действием как эмпири­ческим фактом и его эмпирической средой имеется "прокладка" субъективного смысла, субъективной интерпретации, истолкова­ния и понимания эмпирической реальности действия. Эта "про­кладка" и есть главный конституирующий фактор социального.

   Если это так, то социология, которая видится Максу Веберу, не может стоять в одном ряду, как это думал Конт, с физикой, биоло­гией и другими естественно-научными дисциплинами»

  Для характеристики подхода понимающей социологии к изуче­нию культуры Ионин вводит понятие «репрезентативная культура». При этом он ссылается на современного немецкого философа Ф. Тенбрука, который утверждает, что культура является общест­венной силой потому, что она репрезентативна, т.е. производит идеи, значения и ценности, действенные в силу их фактического признания «Будучи понятой как репрезентативная куль­тура, — пишет Ионин, — культура перестает быть феноменом, пас­сивно "сопровождающим" общественные явления, которые при этом протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и неза­висимо от нее. Репрезентативная культура репрезентирует, пред­ставляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. И означают они для них именно то и только то, что дано в культурной репрезента­ции. Только это существует для членов общества и только в этом, то есть в культурной репрезентации, и существует общество... Если исходить из духа понятия репрезентативной культуры, нельзя рас­суждать так, что религиозное или метафизическое мировоззрение, религиозная или метафизическая идеология были ложными, непра­вильно отражали мир. Поскольку это мировоззрение, эта идеология репрезентирует общество в сознании его членов и, следовательно, становится основой социальных действий, то общество оказывает­ся именно таким, каким оно репрезентировано в сознании. Культу­ра не может быть ложной, она просто есть.

          В качестве дисциплин, повлиявших на представления понимаю­щей социологии, Ионин указывает на концепции «символического интеракционизма» и «социальной феноменологии». В соответст­вии с первой концепцией объективные социальные явления воз­никают не сами по себе, а в результате межиндивидуальных взаимо­действий, невозможных без языка (символических систем). В связи с этим язык рассматривается как главный конституирующий фак­тор сознания. В языке происходит и «определение ситуации»; смысл этого важного представления раскрывается теоремой Тома­са: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям» [70. С. 66]. «К этому же направлению — сим­волическому интеракционизму, — отмечает Ионин, — относятся ра­боты таких социологов, как Т. Лукман и И. Гофман. Лукман в напи­санной им совместно с П. Бергером книге "Социальная конструк­ция реальности" показывает, что мир, в котором живут и трудятся социальные индивиды и который они воспринимают как изначаль­но и объективно данное, активно конструируется самими людьми в ходе их социальной деятельности, хотя это происходит неосозна­ваемо для них самих. Это диалектическая концепция: познавая мир, люди созидают его и, созидая, познают».

         Во второй концепции — «социальной феноменологии» — было введено и проанализировано понятие «жизненного мира». |Понятие жизненного мира стало общепринятым (хотя и потеряло  ту строгость, которую имело в контексте феноменологической фи­лософии); во многих более поздних концепциях социологии жиз­ненный мир как мир непосредственной человеческой жизнедея­тельности стал противопоставляться "системе" как совокупности  объективированных жестких структур, принудительно воздейству­ющих на поведение людей. Это понятие применяется в социологии, как правило, интуитивно, ему недостает строгой определенности, иногда жизненный мир отождествляется с тем, что можно назвать обыденной жизнью, а иногда — с миром культуры».

       На основе представлений о репрезентативной культуре, опреде­лении ситуации и жизненного мира Ионин строит собственную концепцию повседневности, призванную преодолеть «принципи|альный разрыв между повседневной жизнью и миром социальной теории». Повседневность - это, с одной стороны, «нечто привычное, рутинное, нормальное, себе тождественное в различные моменты времени», с другой — области конеч­ных значений или миры опыта (мир игры, фантазии, художествен­ного творчества, мир религиозных переживаний, душевной болезни и т.п.), с третьей стороны — это организация человеческого опыта (структуры понимания, общения, согласования поведений и т.д.).

       Итак, современные процессы обусловливают снижение роли ритуалов и опустошение символов.На осознании роли и значения этих "пустых" символов, не содержащих в себе собственной реальности, а отсылающих к чему-то другому, строятся многие со­циологические концепции современного общества, объединяемые общим названием "символический интеракционизм"... Задача последователей символического интеракционизма, противников объ­ективистской социологии, которые пытаются построить социаль­ную науку по образцу и подобию естественных наук — ввести в социологию "человеческое измерение". С их точки зрения межиндивидуальное взаимодействие организуется не как взаимодействие природных объектов, движимых внешними по отношению к ним объективными силами, а как ре­зультат постоянной собственной интерпретационной деятельности. В человеческом поведении между реакцией и стиму­лом всегда стоит интерпретация, то есть осмысление того, что означает, или, можно сказать, что символизирует этот стимул, на какие возможные последствия он указывает. Даже наиболее часто встречающиеся стимулы, значение которых не вызывает сомнения  подавляющего большинства населения, могут стать объектом ин­терпретации и действительно интерпретируются.

             Таким образом, человеческое взаимодействие осуществляется как постоянный процесс интерпретаций, их взаимных согласований, в ходе которых вырабатываются общие видения и оценки предметов и явлений. формируются, конституируются общие предметы и явления, социальный мир в целом. Эти концепции вполне соответствуют характеристикам деритуализированного общества, располагающего только пустыми символами, которые могут наполняться каким угодно содержанием, и единственная забота при этом состоит в том, чтобы обеспечить единое для участников взаимодействия, для группы или для всего об­щества понимание и истолкование символов в их новом конвенциальном наполнении.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее