Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Лекции по культурологии » Дискуссии о дисциплинарном статусе культурологии

Дискуссии о дисциплинарном статусе культурологии

2021-03-09СтудИзба

§ 1.  Дискуссии о дисциплинарном статусе культурологии 

         Культурология — относительно новая научная дисциплина, изучающая, как культуру в целом, так и отдельные специфические сферы культурной жизни (материальную культуру, духов­ную, быт, искусство, религию, семью и т.д.). Отсюда различные подходы к пониманию культурологии. Общепризнано, что нет одной культурологии, теорий культуры столько, сколько круп­ных культурологов, каждое оригинальное культурологическое на­правление задает свой подход и предмет. К тому же культурология тесно взаимодействует с другими гуманитарными науками – антропологией, этнографией, психологией, социологией и др., что содействует разному пониманию предмета и задач.  Тем не менее культурологи понимают друг друга, сформировали культурологичес­кое образование, плодотворно общаются.

     В общем плане можно выделить два основных подхода к культурологиий. Первый – направлен на выделение культурологии в самостоятельную дисциплину, имеющую свой отличные, присущие только ей особенности. Другой подход рассматривает культурологию как синтетическую область знаний, вбирающую в себя  методы и приемы на стыке  разных гуманитарных отраслей. Дискуссии продолжаются, и они плодотворны, если способствуют росту интереса к предмету. Чем же объяснить стремительный интерес к культурологии?   Причины разные.

       1.  Культурология как принципиально неидеологическая дисциплина в конце 1980 — начале 1990-х гг. частично взяла на себя в нашей стра­не функцию философии. Она дает новое, целостное видение. Имен­но культурологи предложили новые оригинальные трактовки исто­рии, известных, но трудных для понимания произведений искусст­ва, а также личности их творцов. Культурология сегодня наряду с философией выступает в качестве основания гуманитарных наук. Наконец, немаловажное обстоятельство — культурологическое мышление и мироощущение весьма современны.

         2.  Именно представления культурологии помогают в наше время преодолеть так называемый европоцентризм, способствуя формированию представлений о «многополюсной цивилизации» и многих самоценных культурах. «О культуре, — пишет В. Межуев, — нельзя судить из одной лишь перспективы, характерной для европейского периода истории. Знание собственной культуры еще не дает знания о других культурах, каждая из которых должна рассматриваться в своей самостоятельности и самобытности. На первый план здесь выходит не то общее, что характеризует любую культуру, а уникальность, нетождественность ее индивидуальных проявлений, своеобразие и особенность ее исторически конкретных форм. Крах культурного европоцентризма, т.е. способа судить о культурности разных и несхожих друг с другом народов по их соответствию лишь одному — европейскому — образцу, и явился причиной возникнове­ния науки о культуре — культурологии, которая ставит своей зада­ли выработку знания о чужих культурах (чужих по отношению к следующему их субъекту познания)».

     3. Современные культурологические исследования заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, часто воспринимаемый как непосредственная данность, уяснить их исторические и межкультурные границы (по меткому выражению М. Бахтина, «культура всегда лежит на границах» с другими культурами и эпохами). Современный человек начинает понимает, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся законам» культурной коммуникации.

        Таким образом, одна из особенностей культурологического мироощущения — уяснение и понимание исторической и культурной относительности современной культуры, ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющих ее культур. Современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и оси «прошлое — будущее».

      4. Есть еще один важный момент, обусловивший неизменный интерес к  культурологии, а именно смену социальных стимулов общественного развития на культурные. «Помимо аналитических рассуждений, — пишет Л. Ионин , — есть еще и окружающая повседневная реальность, анализ которой показывает, насколько «окультурилась», наполнилась культурными содержаниями наша жизнь. У нас как бы исчезла наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов и вместе с нею "рассосались" и самые разные структуры и системы, в которые мы были вставлены" чуть ли не от рождения неумолимой рукой судьбы. Распались объективно значимые системы стратификации, пропали принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в поведении господствует постмодернистский произвол. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все эти явления свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития... "Кодируя", "дра­матизируя" свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, ин­дивиды сознательно используют культуру для организации и норма­лизации собственной деятельности... Как заостренно сформулиро­вал западный ученый: "Там, где раньше было "общество"... стала "культура"»

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 6 Скульптура.

       Справедливости ради нужно отметить, что существует и альтер­нативный взгляд. Соглашаясь, что «XX век это время культуры», из­вестные российские философы С.С. Неретина и А.П. Огурцов счи­тают, что внутри культуры (главным образом потому, что характерный для прошлого века тоталитаризм продемонстрировал возможность подчинить культуру социальности, а также потому, что налицо «многообразие культурных форм, нередко альтернатив­ных, даже взаимоисключающих») выявились трудности, «поставив­шие под вопрос самое культуру». Со второй половины XX в. начи­наются поиски путей выхода из этого кризиса, идущие либо в направлении отрицания культуры, либо, напротив, «гипертрофии идеи культуры и ее экстраполяции на XXI век

         5. Но культура — это не только множество культур, это также ми­ровая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней, от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных по­нимания, два взгляда, так сказать, «оптимистический» и «пессимис­тический». Оптимисты уверены, что мировая культура на правиль­ном пути, что будущее за наукой, техникой, информацией, рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни — единственно правильным. Пессимисты, начиная с О. Шпенглера, напротив, видят все по-другому: современная мировая культура, считают они, клонится к закату.

         В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены два про­тивоположных пути. Один — это надежда разрешить кризисные яв­ления нашей культуры на основе разума, науки, образования, созна­тельного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Второй путь можно назвать альтернативным или эзо­терическим. Его сторонники предсказывают возвращение рода че­ловеческого или к различным модификациям религиозной культу­ры (например, Н. Бердяев считал, что грядет «новая коллективная религиозная эпоха, долженствующая собрать в себе подлинное бытие Церкви Христовой») или к формам жизни, как утверждают адепты этой точки зрения, более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека, свобод­ным от власти техники. Нетрудно заметить, что оба подхода доста­точно органичны для нашей культуры и реально осуществляются, так же как все время набирают силу кризисные явления.

     6. Еще одна особенность современной культуры — формирование наряду с традиционным ее образом нового. Традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях и науче­нии. Новый образ культуры все более ассоциируется с космически­ми и экологическими идеями, с эстетическими идеями единства че­ловечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план так же, как и эстетические. При этом новый образ культуры рождается вместе с новым образом человека. Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия  своей жизни и современной жизни вообще и ищут выхода из сложившегося положения. Движение «зеленых», поиски новой явственности, эзотерические опыты жизни, педагогические эксперименты и движения (например, новый интерес к Вальдорфской педагогике), движение за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д. и т.п.) — все это ростки и очаги новой альтернативной мировой культуры.

    Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой — интеллектуальное обеспечение, подготовку новых условий. Если практическая реализация новых форм жизни интеллектуальное обеспечение окажутся эффективными, жизненными, достаточно активными, то это приведет к появлению другого «постновоевропейского» (Н. Бердяев сказал бы «новосредневекового» или «метаисторического») человека. При этом, возможно, постновоевропейский человек будет обладать иной психикой и телес­ностью, иной духовностью и иными проблемами. Новоевропейская личность, к которой мы привыкли и воспринимаем как непосредст­венную данность, или станет элементом, подосновой другого целого или отомрет вообще со своими чрезмерными потребностями, претензиями, эгоизмом и эгоцентризмом. Что придет ей на смену — вопрос интересный, но сегодня на него пока нельзя ответить.

     7. В качестве еще одной особенности современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: постепенный отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем, возрастание веса понимающей рефлексии, выработку новых способов разрешения культурных про­блем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных ос­нований действия и его границ, признание чужой культурной само­бытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и видение, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный ком­промисс. Новый тип социального действия все больше включает в себя культурные составляющие и подчиняется логике культурной ком­муникации. Таковы отдельные черты культурного контекста, в кото­ром развивается современная культурология.



Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее