ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) - композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Музыкой начал заниматься с девяти лет. Окончил Петроградскую консерваторию (1919-1923). Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения. С 1937 г. преподавал композицию (с 1939 г. профессор) в Ленинградской, в 1943-1948 гг. - в Московской консерваториях. Среди учеников: Р.С. Бунин, Дж. Гаджиев, К. Караев, Г.В. Свиридов, Б.А. Чайковский и др. Секретарь СК СССР, (с 1957 г.), СК РСФСР (в 1960-1968, 1-й секретарь). Почетный член ряда зарубежных академий искусств, почетный доктор многих университетов. Лауреат ряда государственных премий. Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Д.Д. Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры XX века. Особенно велико значение Д.Д. Шостаковича - симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний. Большой вклад внес Д.Д. Шостакович и в развитие музыкального театра. В целом его творчество оказало значительное воздействие на развитие советского и мирового музыкального искусства. Сочинения: оперы - "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" (1934, новая редакция 1956 г.), "Игроки" (1942, неокончена)- балеты - "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), "Светлый ручей" (1935); оперетта "Москва-Черемушки" (1959); для солистов, хора и оркестра — оратория "Песнь о лесах" (1949), кантата "Над Родиной нашей солнце сияет" (1952), "Поэма о Родине" (1947), сатирическая кантата "Раек" (ок. 1960) г., "Казнь Степана Разина" (1954); для хора и оркестра - Гимн ДОФСР (слова С.П. Шипачева. 1945); для оркестра — пятнадцать симфоний, "Праздничная увертюра" (1954), симфоническая поэма "Октябрь" (1967), увертюры, сюиты и др.; концерты с оркестром — два для фортепьяно (1933, 1957), два для скрипки (1948, 1967) , два для виолончели (1959, 1966); камерные инструментальные ансамбли; произведения для фортепьяно, хора, романсы, песни и др.; музыка к спектаклям, в том числе к пьесам "Клоп" Маяковского (1929), "Гамлет" (1932), "Король Лир" (1940) У. Шекспира; музыка к кинофильмам, среди них "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Пирогов" (1947), "Встреча на Эльбе" (1948), "Овод" (1955) и др., всего тридцать пять; инструментовка опер М.П. Мусоргского "Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959), "Скрипка Ротшильда" В. Флейшмана (1962); статьи, рецензии.