СОФОКЛ
СОФОКЛ (ок. 497—406 до н. э.) - древнегреческий драматург. Родился в афинском предместье Колоне, в состоятельной семье. Был врачом, жрецом бога врачевания Асклепия. Увлекшись политической деятельностью, сблизился с первым стратегом Афин Периклом и сам занимал важный государственный пост. Нравственные проблемы власти, связь личности властителя и судьбы народа, противоречие писаных законов государства и неписаных законов человеческого сердца заняли важное место в его творчестве. Вслед за Эсхилом, который ввел второго актера, С. ввел третьего и еще более ограничил партию хора. Он усовершенствовал маски, стал пользоваться декорациями. С. отличался красотой и музыкально-сценическими способностями, но первым из драматургов перестал выступать в своих трагедиях, что способствовало профессионализации актеров. Самая известная трагедия С. — «Царь Эдип». Отчетливость, с которой проведена традиционная для античности тема неотвратимой судьбы, мастерство обрисовки крупных характеров и построения трагической фабулы превратили это произведение в хрестоматийный пример классической трагедии. Славу С. принесли также трагедии «Антигона», «Электра», «Филоктет» и др. Их отличает не столько эсхиловское величие и мистическая глубина, сколько стройность и соразмерность, естественный и отточенный язык, лирическая интонация. С. пользовался наибольшим успехом у афинского зрителя. В 468 г., впервые участвуя в театральных состязаниях, он победил самого Эсхила, а всего побеждал не менее 18 раз, в остальных случаях занимая 2-е место. Ему не вполне удавались лишь образы «обычных» людей с их противоречивой душевной жизнью. С. говорил, что изображает людей, какими они должны быть, а каковы они есть, их изображает Эврипид. Трагедии С. остались в театральном репертуаре и дали повод для многих оригинальных сочинений на те же сюжеты. Музыку к трагедиям С. писали Переел, Мусоргский и др. В 20 в. созданы оперы «Царь Эдип» Леонковалло, «Эдип» Энеску, опера-оратория «Эдип-царь» Стравинского, «Электра» Р. Штрауса и др. Влияние С. вышло за границы искусства. Психолог 3. Фрейд ищет в судьбе Эдипа ключ к человеческому подсознанию (так называемый Эдипов комплекс).