РЕПИН Илья Ефимович
РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (конец 1863 г.) у И.Н. Крамского и в Академии художеств (1864-1871); преподавал (1894-1907), ректор (1898-1899). Пенсионер Академии художеств в Италии и Франции (1873-1876). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878 г.). В годы учебы на формирование Репина как художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В.В.Стасов. Познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал ее убежденным приверженцем. Наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для ее образно-эмоциональной характеристики отчетливо проявились уже в ранних работах Репина (портреты Р.Д. Хлобощина, 1868, и Б.А. Шевцовой, 1869, — оба в ГРМ; "Воскрешение дочери Иаира", 1871, ГРМ). С начала 70-х годов. Репин выступил как художник-демократ, борющийся против далекого от жизни академического искусства. В 1870— 1873 гг. после поездок на Волгу и длительной работы над этюдами Репин в картине "Бурлаки на Волге" пришел к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков; обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нем силу и зреющий протест. В 1873— 1876 гг. в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы; важным шагом в овладении пленэрной живописью были пейзажи этого периода ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876). По возвращении из-за границы, в Чугуеве, Репин создал портреты, отличающиеся исключительной силой типизации ("Мужике дурным глазом", "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, "Протодьякон", ГТГ, — все 1877 г.). В конце 1870 — начале 1880-х годов Репин сначала в Чугуеве, а затем в Москве увлеченно работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879), раскрывая в некоторых произведениях социальные противоречия в жизни русской деревни ("В волостном правлении", 1877). Эти работы подготовили Репина к созданию полотна "Крестный ход в Курской губернии" (1880—1883), в котором ему удалось показать многообразие жизни пореформенной России, сложность существующих в ней социальных отношений. В 1880-х годах Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, он создал целую галерею образов, ярко отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-1885, "Арест пропагандиста", 1880—1892, "Не ждали", 1884-1888). Репин создал большую портретную галерею своих современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность и в психологическом, и в социальном плане: портреты В.В. Стасова (1873), А.Ф. Писемского (1880); М.П. Мусоргского (1881), П.А. Стрепетовой (1882), А.И. Дельвига (1882), Л.Н. Толстого (1887) — все в ГТГ. Высокого мастерства он достиг и в графике: его карандаш свободно передавал натуру во всей ее красоте и многообразии (рисунок "Девочка Ада", 1882, ГТГ, "Невский проспект", 1887, ГРМ). В 1880—1890-х годах он много работал над иллюстрациями. Репин работал и в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами ("Царевна Софья", 1879). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878—1891), главным героем которой стал свободолюбивый народ. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина — одна из вершин русского демократического искусства. Ученики Репина — И.И. Бродский, И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский, Б.М. Кустодиев и др. После 1917 г. Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899 г.), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репино, до 1940 г. принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в СССР. "Пенаты", где он умер и похоронен, с 1940 г. мемориальный музей. Мемориальный музей имеется также в Чугуеве.