ЗИММЕЛЬ Георг
ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) — немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни», основоположник, так называемой, «формальной» социологии. Различают три этапа духовной эволюции: первый — натуралистический — связан с воздействием на культуру прагматизма, социал-дарвинизма и спенсеровского эволюционизма с характерным для последнего принципом дифференциации, применяющимся в качестве универсального орудия при анализе развития в любой сфере природы, общества и культуры. Второй этап — неокантианский. В центре внимания 3.— ценности и культура, относимые к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности; деятельность гуманитария понимается им как «трансцендентальное формотворчество». Источник творчества — личность с ее априорно заданным способом видения. Парадоксальное содержание относительного, т. наз. «личностногo» априори позднее выражается 3. в понятии «индивидуального закона». В соответствии с формами видения возникают различные «миры» культуры: религия, философия, наука, искусство и др.— каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной «логикой». 3иммель дает общую схему развития культуры: бесконечное порождение «жизнью» новых культурных форм, которые окостеневают, становясь тормозом её (жизни) дальнейшего развития, а потому «сносятся» ею и заменяются новыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощается целый ряд конфликтов: содержания и формы, «души» и «духа», «субъективной» и «объективной» культур. В осознании неизбывности этих конфликтов состоит «трагедия культуры». Характерной чертой современного ему этапа развития культуры 3. считал борьбу жизни против принципа формы вообще, т. е. против культуры как таковой. Отчуждение оказывается равнозначным свободе, и единственным регулятором морального поведения становится «индивидуальный закон» — своего рода уникально-личностное априори, определяющее жизнь и поведение индивида и знаменующее собой (наряду с созданием культурных форм) способность «жизни» к творчеству и художественной «саморегуляции».