АРИСТОФАН
АРИСТОФАН (446—385 гг. до н. э.) - древнегреческий драматург, «отец комедии». Сочинять и ставить спектакли начал очень молодым, но до 424 г. выступал под псевдонимом. Комедии А. сочетают дух карнавала, грубый, иногда до непристойности, юмор и тонкие нравственно-эстетические суждения, богатство языка, блестящий стихотворный текст. Бытовые подробности сосуществуют с фантастикой: действие комедии «Птицы» разворачивается в воздушном пространстве, в комедии «Лягушки» Эсхил и Эврипид в загробном царстве оспаривают трон первого драматурга и т. п. Театр А. отличают мелодическое и ритмическое богатство партии хора, разнообразная, порой фантастическая бутафория, имеющая образное значение. Его комедии злободневны, остры, политические призывы свободно вклиниваются в действие. Современник Пелопоннесской войны и свидетель упадка Афин, он принципиально выступал против войны как безусловного зла, обличал ее поджигателей; высмеивал тех, кто своими сочинениями или философскими рассуждениями расшатывал, с его точки зрения, нравственные и религиозные устои жизни афинян. Используя театральные празднества для резкой критики правителей, философов и драматургов, А. не льстил и народу (демосу), считавшемуся в Афинах носителем верховной власти: в комедии «Всадники» выведен выживший из ума старик Демос, которым манипулируют корыстные проходимцы. А. оказал влияние на все дальнейшее развитие комедии и сатиры и в римский период (Плавт и др.), и в Новое время (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, Мольер и др.). В подражание его комедии «Осы» Ф. Расин написал свою единственную комедию «Сутяги»; И. В. Гёте обработал его «Птиц» для постановки в Веймарском театре. В 20 в. интерес вызывала комедия «Лисистрата» (постановки М. Рейнхарта в Берлине в 1908, Немировича-Данченко в Музыкальной студии Московского художественного театра в 1923, С. Э. Радлова в Петрограде в 1924 и др.).