Утилитаризм
Утилитаризм. Экономический человек. Гедонизм. В противовес «трагической» (пессимистической) традиции в оценке европейского минимального гуманизма (как нигилизма), другие философские школы прославляли процесс освобождения человека от «предрассудков» прошлых эпох, обещая «новый и лучший мир».
С их точки зрения, освобождение человека от духовных надстроек, свойственных религии, и от учения о душе, сделало земную жизнь областью приложения всех человеческих сил, которые следовало отныне тратить только на конкретные, понятные и достижимые цели:
1. Материальное обогащение;
2. Техническое совершенствование,
3. Получение максимального удовольствия.
Так возникают утилитаризм и прагматизм. Ценностью объявляется то, что полезно, удобно, ведет к наслаждению и комфорту – в пределе то, что развлекает и веселит.
Вместо трагического гуманизма экзистенциалистов, остается оптимистический гуманизм прагматистов, которые видят только прикладные и технические стороны освобождения индивидуума. Так у экономиста Адам Смита появляется теория «экономического человека», которая рассматривает человека только как участника рыночного процесса. Единственная мотивация «экономического человека» – эгоистическая погоня за комфортом и наслаждением. Его разум направлен на оптимизацию прибыли и повышение эффективности своей деятельности, на усиление своего господства над окружающей средой и извлечение из нее максимальной выгоды.
«Экономический человек» ко всему относится прагматично и утилитарно, принимая только полезное, и отбрасывая все остальное, как излишнее. Классический для капиталистического общества тип предпринимателя воплощает в себе именно такую фигуру.