Свобода, риск и ответственность
Свобода, риск и ответственность как основные параметры человеческого бытия. Постановка индивидуального человека в центр культуры наделяет его набором новых свойств, которых он не имел в религиозных культурах. Человек в религии всегда взаимодействует с объективными духовными силами – совокупно называемыми «Промыслом Божьим». Бог (или Первоначало в немонотеистических религиях) постоянно участвует в бытии человека – и извне, через направление логики внешних событий, и изнутри – через энергию его души, связанной тысячью нитей со структурами духовного мира.
В светской культуре человек остается один на один с бытием, лишенный внешней и внутренней опоры. Он мыслится совершенно свободным от каких-либо фундаментальных норм, предопределяющих его судьбу. Таким образом, жизнь человека наполняется чрезвычайной ответственностью и огромным риском.
В минимальном гуманизме у человека нет задания, которое он должен был бы осуществить перед лицом объективной инстанции, выступающей в качестве судьи (перед Богом, перед судьбой, перед своей душой и т.д.). Он предоставлен сам себе и оказывается в среде холодных отчужденных сил, действующих на него извне и изнутри («ад – это другие», писал Ж.-П. Сартр). Это порождает трагичность человеческого бытия, окруженного стихией «ничто» и обреченного на безвозвратную гибель, отсутствие у него какого бы то ни было объективного смысла. Внешняя свобода постоянно растет, а внутреннее содержание индивидуума остается прежним, либо обнаруживает свою ничтожность. Сартр также называл современного западного человека «тюрьмой без стен».
Трагизм, который несет в себе минимальногуманистическая традиция Нового времени, особенно остро переживали философы-экзистенциалисты (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и др.).