Психоанализ и гештальпсихология
Психоанализ и гештальпсихология. Основу более фундаментального подхода к человеческой психике, рассматриваемой как самостоятельная и сложно устроенная сфера заложил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, разработавший направление психоанализа. Фрейд развил теорию «подсознания» , где, по его мнению, в младенческом и даже пренатальном (утробном) состоянии формируются основы человеческой психики, которые позже дают о себе знать в виде многообразных комплексов. В основе человеческой психики, по Фрейду, лежат чувства наслаждения (желания) и страха (смерти, пустоты), «эрос» и «танатос».
Содержание мифологий, религии и произведений искусства Фрейд толковал как наивное описание этих простейших комплексов и тех ситуаций, в которые они воплощались в семье. Символизм, сновидения, оговорки, непроизвольные жесты, психические и умственные расстройства Фрейд сводил к проявлению подавленных желаний, скрытых комплексов, травматических ситуаций, пережитых в раннем детстве. Фрейд разработал методы лечения психических расстройств, состоящие в воспоминаниях пациентов о ситуациях раннего детства или о сновидениях, которые истолковываются врачами-психоаналитиками и помогают больным восстановить механизмы нормальной психической жизни. Полное излечение и достижение нормы сам Фрейд считал невозможным в принципе.
Идеи Фрейда продолжил Карл Густав Юнг, который развил представление о самостоятельной психики до логического предела, разработав концепцию «коллективного бессознательного», своего рода «коллективной души», где сосредоточены символы, психические архетипы, основные мифологические и сновиденческие сюжеты. Идеи Юнга (обобщенные в направлении «психологии глубин») напрямую перекликаются с мистическими учениями, которые сам Юнг усердно исследовал, и религиозными представлениями о душе и духовном мире как самостоятельных реальностях.
Параллельно «психологии глубин» развивалось другое направление, также рассматривающее психику человека как самостоятельное и цельное явление (в отличие от функционального или «животного» ее понимания в «бихевиоризме»») – гештальтпсихология. От немецкого «Geshtalt» – «образ». Основателем и главным теоретиком гештальтпсихологии является Макс Вертхаймер. Согласно этому направлению, человеческая психика устроена прямо противоположным образом, нежели рассудок. Рассудок склонен разделять явления, мысли, предметы и события, «анализировать» их (по-гречески «анализ» значит «разделение»), а психика, напротив, соединяет все в цельные образы, «гештальты». На этом основании психологи этой школы исследовали психику как человеческую способность к порождению и восприятию цельных образов.
Особое место в истории психологии занимает учение французского психолога и психоаналитика Жака Лакана. Лакан связал формирование базовых аспектов психики у младенцев с освоением языковых структур. Большое влияние идеи Лакана оказали на структуралистов и постструктуралистов.
Развивая учение Лакана философ, Ж. Делез и психоаналитик Ф. Гваттари разработали теорию «поверхности», как символического пространства, находящегося там, где проходит невидимая грань между телом и сознанием. Психология «поверхности» рассматривает сознание как продукт сложной «репрессивной» надстройки над простейшими импульсами, поднимающимися из глубин тела, а возникновение первичных смыслов помещает на саму эту «поверхность». Философские концепции «ризомы» и «тела без органов» основываются на этих психологических концепциях.