Зло у человека внутри (Жан Кальвин)
Жан Кальвин: «зло у человека внутри». Против такого подхода жестко выступили вожди европейской Реформации, которые вели системную борьбу с католическим пониманием христианства. Предводитель швейцарских протестантов и систематизатор протестантского вероучения Жан Кальвин провозгласил прямо противоположный взгляд на человека. У него человек был сущностно греховным существом. Кальвин отрицает за человеком свободу воли, так как это, по Кальвину, делало бы его «равным Богу». «Первородный грех» полностью определяет природу человека, учил Кальвин. Зло у человека внутри и составляет его суть. Бог может спасти человека, но это зависит от самого Бога, человек здесь ни причем. На этом основании Кальвин строит протестантский догмат о «Предопределении». Согласно ему, человек никакими усилиями не может изменить своей участи, и лишь обязан подчиняться религиозной организации, которая будет систематически подавлять зло, живущее в нем – не столько ради спасения, сколько ради соблюдения Божественных установлений. Остальное же – дело Предопределения.
Так, вместе с кальвинизмом, оказавшим огромное влияние на западноевропейскую культуру и философию и сформировавшим основы мировоззренческого кода протестантских стран – Англии, Голландии, Швеции, Норвегии, Пруссии, позже США, в Европе утвердилось представление о злой природе человека, о «зле внутри». Такое понимание разрывало с фундаментальным представлением всех монотеистических религий о «свободе воли», как главном качестве человека, о его моральной природе. Отныне человек был лишен права «свободного выбора» – ведь если бы ему это право предоставили, он непременно воспользовался бы им ко злу – исходя из своих эгоистических и греховных наклонностей. Поэтому Кальвин считал, что протестантское общество должно быть построено таким образом, чтобы подавляло зло и греховную природу своих членов и принуждать их к соблюдению христианских норм. Сам Кальвин, порицавший инквизицию, жег тех, кого считал «еретиками» на костре.
На этой кальвинистской теории «злой природы человека» основана политическая философия Томаса Гоббса – с ее знаменитым тезисом «человек человеку волк» и призывом создать Государство-Левиафана, чтобы укротить естественное зло в человеке.