Политико-правовая мысль конца 19-20 века
Политико-правовая мысль конца 19-20 века: общая характеристика
С конца 19 века политико-правовая мысль меняется: происходит качественный скачок.
Политико-правовая идеология тесно связана с самой жизнью.
Это эпоха империализма - она идет весь 20 век. Появляются монополии, крупные капиталистические государства, которые делят весь мир.
Классический либерализм входит в длинную полосу кризиса с конца 19 века. Сами институты на Западе: Парламент, разделение властей, подчиненность праву, власти уходят на второй план. Возникает новое буржуазное государство. Появляются элементы социального государства.
Либерализм отражает этот кризис и пытается понять, что там на Западе происходит. Эта концепция доминирует в 20 веке.
Этот период характеризуется тем, что мир разбивается на две части. В 20 веке возникает тоталитарный режим. Возникает коммунистический, фашистский режим.
Войны в 20 веке: мировые, региональные. Национально-освободительные движения во второй половине 20 века: Африка, Азия, там становятся новые суверенные государства под эгидой националистической идеологии и плюс либеральной идеологии. Также добавляется ислам в странах Арабского Востока.
Рекомендуемые материалы
Процесс глобализации, появление массовой культуры, массовое общество.
Основные черты политико-правовой мысли конца 19- 20 века:
1. Стремление найти выход из кризисного состояния, общественного сознания.
20 век - состояние кризиса всего и всех. Человечество никогда из кризиса не выходило.
Буржуазные революции показывают, что бесконечные кризисы и политико-правовая идеология пытается показать, куда идти.
2. Происходит интенсивная дифференциация политико-правовых школ и направлений.
Подлинная наука появляется в 19 веке: когда появляются ученые корпорации, которые занимаются отраслями: история, этнография, филология. С конца 19 века начинается ещё более дробная специализация. Правоведение начинает делиться на 3 дисциплины: общая теория права, философия права и социология права.
После Второй Мировой Войны на западе от права отделяется политология, т.е. политические науки от юридических наук.
У нас немецкая, континентальная система.
Например, наша общая теория государства и права. Есть идеи, и они сейчас обсуждаются, что нужно её разделить на общую теорию государства и общую теорию права.
Конституционное право достаточно теоретизированию. Страшун за то, чтобы разделить государство и право.
Усложняется мир, усложняются общественные отношения и это деление естественно.
3. Сближение политико-правовых учений, взаимная адаптация идей.
Школы по разным позициям сближаются и берут друг у друга идеи, которые они считали необходимыми взять.
Например, либерализм возникает в эпоху буржуазных революций. Примерно в это же время возникает социалистическое течение. С течением времени буржуазное государство начинает понимать, что материальные гарантии трудящихся - это не пустой звук.
Например, что такое западноевропейская социал-демократия конца 19 века? Это либерализм, который включает в себя идеи социализма: правовое государство, идея прав человека.
Или социализм и анархизм? Анархизм появляется в середине 19 века. Прудон и социалист, и анархист.
Социализм и нацизм? например, Третий Рейх. Нацисты берут на вооружение идеи социализма. Режим Гитлера базируется на патерналистской идее нацистского государства. Или режим Муссолини - он сам выходит из профсоюзного движения.
Консерватизм и либерализм: консерватизм - это некое мировоззрение, предполагающее опору на традиции. Либерализм предполагает опору на традиции. К концу 19 века либерализм становится консервативным. Либеральные консерваторы - это идеологи, которые говорят о том, что нужно вернуть государства в ту эпоху, когда государство не вмешивается в конкуренцию, в экономику. Ценность либерализма и консерватизма здесь взаимосвязаны.
4. Возврат к старым идеям и новая их интерпретация.
Относительность новизны - появляется в 20 века. В 20 веке почти никому не удавалось изобрести колесо. Последние 50-60 лет после Второй Мировой Войны ничего радикального никто не придумал.
Природа отношений не меняется.
Единственное, что можно - это обращаться к истокам. Это можно делать и это, собственно, и делается.
Вот, например, Маркс - крупная личность. По-новому всё оценил. В 20 веке ничего такого мы уже не наблюдаем. Перелопачивается тот же самый набор идей и тем.
5. Происходит активное усвоение политико-правовой мысли новейших философских школ.
Возникают новые философские школы. Правовая и политическая теория знаменательна тем, что пытается вдохнуть в себя новую жизнь на основе нового инструментария: неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм, неотомизм (учение Фомы Аквинского), психоанализом, экзистенциализм, феноменология и ряд других школ.
Философские школы делают учения политически-правовые более изощренные, тонике.
Маркузе - это психоанализ. Это подход к пониманию власти, государства, общества.
Пластичность формы политико-правовых теорий, способность этих теорий наполняться разным содержанием.
Например, каких только видов марксизма мы не знаем. На этапе второй половины 19 века есть марксизм Маркса и Энгельса. Есть Марксизм Троцкого, Ленина, есть евро коммунизм.
Или школа естественного права в эпоху буржуазных революций была радикальная, а в Германии была консервативная.
Во второй половине 20 века она опять становится революционной в том смысле, что отвергает тоталитаризм. Она наполнена полуфеодальным национальным содержанием.
6. Усиление зависимости политико-правовых учений от идеологии.
Общая тенденция такая: государство всё время усиливается. Если брать античность, то это Древний Рим, если брать феодализм и капитализм, то вектор на усиление государства очевиден. У Президента современной Франции больше власти, чем было у Людовика XVI. Государство становится тоталитарным и всё больше и больше усиливает власть.
Гегель говорит: чем больше государство, тем больше свободы. Но это не очень правильно. Чем больше государства, тем меньше свободы. Например, США ил и Англия - достаточно жесткие страны.
"Откровение" - тут тоже много полезного для Вас.
Люди, которые создают идеологии, не могут быть независимыми от политики, от государства. Социальный заказ чувствуется. До нас доходит рафинированный, очищенный текст, который идет в рамках идеологии.
Это значит, что школы, которые мы можем наблюдать в Европе во второй половине 20 века - они далеки от жизни. Это новая социальная идеология. Андрей Кончаловский сказал: человечество никогда не придет к истине. Человечество одни иллюзии меняет на другие.
Что такое либеральная идеология? Это всё миф. Был такой русский философ Алексей Львович - у него есть работа, где он говорит, что вся идеология - это миф. Человеку нужна идеология, чтобы выжить.
Германия, Франция, Австрия, Россия, Италия- это наиболее насыщенные в интеллектуальном отношении страны.
США начинает что-то рождать в плане идей, когда туда хлынула эмиграция и стали приезжать евреи.
Им это не очень надо. Они заняты делом: они строят заводы, дороги, а идеи - это удел Европы.