Чаадаев
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856)
Политический мыслитель, публицист.
Родился в дворянской семье, участник войны 1812 года, друг Пушкина.
В 1812 году публикует в Журнале «Телескоп» Философическое письмо. Его объявляют сумасшедшим, устанавливает медицинский контроль.
Основные сочинения- философические письма. Всего их 8.
Чаадаев впервые резко поставил вопрос о месте русского народа в русской истории.
Но в чисто теоретическом виде- это Чаадаев изложил. Он ставит вопрос, кто такие мы русские, что такое мы Россия.
Что он говорит?
Россия находится между востоком и западом. Но мы не восток и не запад. Россия вне времени и вне пространства. Она как бы остановилась и не ясно, что из себя представляет.
Рекомендуемые материалы
Критерии для него- ценности европейской культуры.
Чаадаев-западник.
Особенности русской истории и культуры
У русской культуры нет собственной исторической основы. Всё заимствованное, подражательно. У русских нет умственной устойчивости, логики, их природа- растерянность, ощущение бессмысленности, бестолковости.
Русские не имеют твердых ориентиров. Они равнодушны к собственной жизни. И основная их черта- лень.
Даже внешний вид русских вызывает у Чаадаева скепсис- «я нахожу даже, что нашем взгляде есть что-то неопределённое, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народа, стоящего в самих низших уровнях социальной лестницы».
То, что говорит Чаадаев о русском человеке- это проявление колоссального скепсиса.
Декабристы потерпели поражение, крепостное право, холуйство и холопство.
Власть точно такая же, как и народ.
Если сравнивать со станами Африки, то Россия много интереснее. Россия много чего создала по сравнении с Африкой.
У нас сейчас страна загибается. Но и в другие эпохи она тоже загибалась. Может быть будет новый пассионарный толчок.
Гумилев говорит, что русские прошли свою пассионарную фазу. У русских апогей- это эпоха Сталина. При нем была создана великая империя, которая подчинила половину мира. Американцы подчинили половину мира.
Американцы сейчас- это сверх держава, это подлинная империя. Империя- которая способная определять поведение другого мира.
Один из показателей- это прирост населения. И Европа эта прошла уже. Они прошли свой пик.
Например, в англиканской церкви разрешили женщинам быть священниками. И там огромное число гомо сексуалистов. Это показатель разложения англо-саксонской культуры.
То же самое католичество.
Или разрешение гомосексуальных браков. В Риме не было таких браков, хотя гомосексуализм был нормой. Это разложение, угасающая культура.
К 50 году в США доля латиносов будет много больше, чем белых.
Роль христианства
Чаадаев религиозный мыслитель. Он пример того, как можно стать выдающимся мыслителем- «обделай свою страну с ног до головы и будешь великим». У него органический пессимизм.
Он становится известным благодаря этому. Он спровоцировал культурный скандал.
Хотя в его текстах великого ничего нет. Его мысли- это мысли консерваторов. Его консерватизм приобретает зрелость благодаря консерватизму европейскому.
Для России это первый такой мыслитель. Это выдающийся мыслитель.
Роль христианства
Чаадаев религиозный мыслитель. Для него история- это развитие христианства. Он считает, что человечество идет к Христу. Те цивилизации, которые ближе к Христу (европейские)- он на подъеме.
Три конфессии в рамках христианства:
1) Католичество;
2) Протестантизм;
3) Православие.
Он сторонник католичества. Он говорит, что реформация вернула человеческий народ к культу тела, к культу вещей. И возражение- это возвращение в эпоху варварства.
Он говорит, что православие дробит христианство. Он говорит, что православные церкви- это автокефальные церкви (там несколько церквей).
Православные церкви формируются вокруг русского государства. Государство распространяет свою территорию, и церковь распространяет территорию.
Государство подняло под себя русскую церковь.
Хранитель подлинного христианства- это католичество. Оно объединяет европейские народы. А это суть учение Христа- объединить всех.
Он предлагает, и считает необходимым, чтобы Россия приняла католичество и присоединилась к Европе и стала европейской страной.
Потом будет это у религиозного философа Владимира Соловьева. Страны запада утрачивают суверенитет и передают их русскому царю, а Россия должна отказаться от православия и принять католичество. С этим проектом Владимир Соловьев ездил в Рим к Папе.
Конфликт католичества и православия- это конфликт культур, ценностей. Сейчас этот конфликт тоже стоит. Сейчас борьба конфессий- это борьба политического влияния.
Греко-католики- это католики по учению, но обрядовость православная. Они посчитали, что Запад им важнее, чем православная Россия.
24.04.2012.
Сегодня Жуков общался с диспетчером. Расписание уже готово. 29 мая будет в 16:20 консультация обще поточная. Зачетная неделя с 21 мая. Лекций в это время уже не будет.
Западники, славянофилы, русский социализм, народники, Ленин.
Западники и славянофилы
Это направления в русской политической мысли, которые возникают на рубеже 30-40 годов 19 века.
Возникают на базе крепостничества, влияния Запада, Николаевской России. В центре вопрос- что такое Россия, кто мы- Россия (вопрос, поставленный Чаадаевым).
Дискуссия западников и славянофилов показала уже зрелый уровень философского правосознания. Здесь уже зрелая, национальная мысль. Мы начинаем взрослеть. И мы начинаем задаваться вопросами: кто я, что я, для чего я. Народ становится взрослым.
Эта дискуссия заложила основу поляризации русской политической мысли, которая актуальна для нас до сих пор. Там много наивного, банального, но в целом вопрос что такое Россия актуален до сих пор. Либо пойти в сторону консерватизма, либор к западу, в сторону Европы.
Славянофилы предполагают, что Россия особая страна, особый путь, а реформы Петра столкнули Россию с общего пути. А Западники, наоборот, говорят, что реформы Петра пошли на благо.
Славянофилы и западники- это дворянская молодежь, которая собирается в салонах, в клубах. Это одна и та же интеллектуальная среда. Подчас один начинает как западник, кончает как славянофил.
Это всё дилетанты, непрофессионалы. Публицисты, которые писали, т.к. было время, интерес. Специализированных работ нет.
Славянофилы: Хомяков, Киреевский Иван Васильевич, Аксаков Константин
Главный ум, талант, мозги-Хомяков.
Славянофильство проходит некоторые стадии. Следующая стадия- 60 годы- почвенничество: браться Достоевские, Аполлон Григорьев.
Следующий этап- 70-е годы- славянофильство- Леонтьев.
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)- из богатой, дворянской, аристократический семьи, закончил Московский университет, участвовал в войне против турок.
Главная работа- Записки о всемирной истории. Это полуфабрикат с задатками гениальности. Вторая работа- О старом и новом (1938 год). Есть ещё работа 1948 года о Сельской общине.
Философия истории: славянофилы, прежде всего, религиозные мыслители, особенно Хомяков. Для него идея религии главная. Решает знаменитый вопрос Восток-Запад.
Выдвигает теорию иранства и кушидства (куш- это место в Африке). Суть этой теории: в основе развития человечества лежит религиозная идея. Суть иранства в том, что Бог- это абсолютное, всемогущее начало, это дворец. Иранство проявилось в иудаизме, христианстве. Кушизм- люди поклоняется не Богу, а идолу: буддизм, греко-римское язычество, зороастризм.
Конфликт между иранством и кушизмом пронизывает историю человечества.
Великое переселение народов- сталкиваются германцы и славяне. Вся история Европы- это борьба этих племен. Германцы поклоняются не Богу, а идолу. Они подчиняют себе народы, а те, которые не подчиняют- уничтожают.
Славяне- это иранцы: они миролюбивы, гармоничны, землепашцы.
Иранство воплощается в русском православии, а кушидство в католицизме и протестантизме.
Россия противостоит Западу как Иранство противостоит кушидству. Т.е. Россия-это подлинный источник веры. И Хомяков говорит, что не нужно русским брать что-то из Европы. Он пытается обосновать величие, самодостаточность России.
Роль русского народа в истории
Русские-самый крупный славянский народ. Он уникален, самобытен и предполагает свой собственный путь развития. Единственный хранитель подлинного христианства.
Современная Россия- это Россия искаженная. Россия искажена реформами Петра. Идеал- это до монгольская Русь.
Привлекательные начала древней Руси:
1) Общинное начало, господствует помощь, справедливость;
2) Анархизм- русские- это анархический народ, они призывают варягов, т.к. для них идея власти неприемлема;
3) Религиозность- русский народ религиозен, народ до монгольский близок к Христу как никто. Древняя Русь является идеалом, к которому нужно стремиться.
Славянофильство- это разновидность русского консерватизма. Всякий нормальный консерватор обращен назад, в прошлое. Он говорит, что мы должны вернуться к исходным ценностям, но на исходной основе. Возрождать до монгольскую Русь надо, но с учетом накопленного опыта Запада.
Его политический идеал- самодержавие не ограниченное от абсолютной монархией. Крепостное право, смертная казнь должны быть отменены. Власть сотрудничает с самоуправлением, есть справедливый суд. В таком виде Россия покажет пример всем остальным народам: о том, как надо жить. Идея Москва-Третий Рим начинает заново оживать у славянофилов. Идея избранности России у многих консерваторов есть.
В 20 веке Россия была лидер, подчинила себе половину мира.
Киреевский Иван Васильевич (1806-1856)- философ, богослов, публицист, литературный критик. Начинала как западник, выпускал журнал «Запад». Но его закрыли. Потом приобщился к славянофилам.
Основные сочинения:
1) «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России»- 1952 год;
2) «Записка об отношении русского народа к царской власти»- 1956 год.
Традиционно это фигура номер два в славянофильстве. Кто читал тексты Хомякова и Киреевского, о Киреевском можно прочитать хвалебные отзывы. Но не верно ставить в один ряд Хомякова и Киреевского. Хомяков- это выдающийся ум. На фоне Хомякова Киреевский очень средний, никаких оригинальных мыслей не выдвигает. Он худосочный, неинтересный, бледный. Ничего гениального нет в текстах.
Он противопоставляет Россию и Запад. Древняя Русь- это социальный идеал. Запад- воспринял христианство от Римской церкви, т.к. от католичества, а Россия- от всей церкви в том смысле, что Россия приняла христианство до разделения церквей.
Католичество и протестантизм на Западе превратились в философию. А в России православие имеет свой смысл.
В России государство и церковь не посягали не полномочия друг друга, рассчитывали на взаимную поддержку.
Для русского общества каждый перелом есть болезнь. Русская история- это история бунтов, катастроф: смутное время, монголо-татарское иго.
Ещё посмотрите лекцию "2 Три типа социологического дискурса" по этой теме.
Западная юриспруденция- это формализм, римское право. А древнерусское право вырастало из жизни, внешняя форма для него не важно. Там много справедливости.
На Западе право собственности на землю почти абсолютно. В России право собственности на землю носило случайных характер.
Образ жизни западного человека рассеивается в целях жизни. Русский человек нацелен на молитву и нравственность.
Развитие образования, эмансипация женщины привели к разрушению семью. В России царит патриархальность. Но чего стоит такая патриархальность?
Оценка европеизации России- она столкнула Россию с национального пути развития. Русский народ отказался от сам себя, совершил сам к себе предательство, встал на путь лжи.
Социально-политический строй Росси- также как, Хомяков видит.