Анархизм
Анархизм
Две персоналии: Рудон и Бакунин
Анархизм- греческое слово: «арх.» власть. Это безначалие, безвластие.
Анархизм- это идеология и общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической, духовной власти.
Анархизм, идея анархизма как идея отрицания власти появляется тогда, когда появляется власть. Человек- существо амбивалентное. Ему необходимо и подчиняться, и властвовать. Т.е. человек- это полярное существо. По Фрейду- одни ярко выраженные садисты, а другие ярко выраженные мазохисты.
Например, Гитлер в политической сфере Гитлер садист, а по отношении к женщинам, в личной сфере- мазохист.
У человека есть некая потребность, и подчиняться, и властвовать. В самых разных культурах мы можем обнаружить идею анархизма как идею отрицания власти (Индия, Египет, Китай). Человек- существо контрастное. Институт власти рождает в человеке желание институт этот ниспровергнуть.
Человеческая история- это бесконечное количество восстаний против власти. Общество бунтует по разным причинам. Человек- существо агрессивное. В ранние годы жизни маленькие дети агрессивные, злые. Это проявление его воли. Если ребенок в 3-4 года не агрессивные, то это должно настораживать.
Рекомендуемые материалы
И в жизни то же самое. Ребенок от взрослого человека отличается тем, что у ребенка нет маски. Маска человеку нужна для того, чтобы комфортно существовать в коллективе. У ребенка нет маски. Он такой, каким создала его природа.
Природа человека- властвовать и подчиняться. Рефлекс власти- это из разряда животности. Солоневич, русский монархист, говорил, что нации возникают не потому, что их создают, а потому что у них есть инстинкт власти.
В Европе еретические восстания были и там тоже был инстинкт власти.
Макс Штейнер (Германии), Пьер Жозе Брудон, Бакунин и Кропоткин- это представители анархизма.
Авторов помельче- десятки. И у нас, и на Запад.
К середине 19 века анархизм достигает к апогею. К концу 19 века все понимают, что он не разум, и анархисты переходят к террору.
Анархистские кружки находятся везде и находятся в полуразобранном состоянии. В 20 веке анархизм появляется и в странах Латинской Америки.
Перспектив у анархистов нет- это бесперспективная идеология, чтобы её реализовать. Но как система идей, она бессмертна.
Основные черты анархизма:
1. Радикализм- это радикальное политическое учение.
Отвергнуть коллектив, власть- это значит пойти против традиции, природного, естественного качества людей. Такие люди радикалы.
2. Слабость проектов социального переустройства. Анархизм слаб тем, что он не может предложить некую альтернативу государственного общества и эта альтернатива противоречит природе человека.
Анархисты сильны тем, что они находят болевые точки государства как института и государства как культуры в России, на Западе. А вот, что касается их программ, что должно быть после, вместо государства- тут уже идут слабые рассуждения.
3. Эгоцентризм
Анархическую теорию создают люди, по природе своей являющиеся эгоцентриками. Для них коллектив- большая обуза, они чувствуют себя там не очень уютно. Они эгоцентрики. Анархизм как явление- это доведение до крайностей принципа индивидуализма. Человек воспринимает себя как центр мира, как центр сообщества.
Человек на эмоциональном уровне должен не воспринимать власть. Такой человек анархист.
4. Космополитизм
Человек не ощущает национальной почвы, национальной культуры. Это человек без родины. Какого бы автора мы не взяли, там есть эта космополитическая установка.
Для евреев быть космополитом- это типично. Это люди без государства. Когда им создали их государство (Сталин создал государство- он сказал, что «это хорошее шило в задницу арабам»).
После этого отношение у евреев к государству изменилось. Сорос считает, что евреям хорошо жить без государства.
Государство в любой стране- это ядро национальной культуры, национальных традициях. И человек пытается отречься от этого. И это возможно только в случае, если человек считает свою культуру угнетающей, такой же, как и другой.
5. Маргинальность
Это значит переходный, пограничный находящийся на границе чего-либо.
Носителем либерализма является буржуазия.
Носителем социалистической идеологии является пролетариат.
В Германии носителем фашисткой идеологии в 20-х годах являлись сами немцы.
Очень часто носителями анархистов была мелкая буржуазия. Они склонны доверяться разного рода политическим демагогам. Сегодня ты имеешь магазин, завтра разоряешься и пополняешь число безработных. Это делает человека нервическим с психопатологией.
Анархизм не имеет четкой социальной привязки- это типичные маргиналы.
6. Близость к социализму
Анархические теории в 19 веки- это анархизм, который склонен к социализму. Анархисты сходны с Марксом.
Например, Нестор Махно: человек, первый в истории России, получил орден Красного Знамени. Он был анархистом.
Типология анархизма: два вида:
1) Индивидуалистический: самый чистый вид анархизма.
Макс Штирнер
2) Коллективистский: Бакунин, Кропоткин
Это суррогат, т.е. подделка анархизма. Когда они предлагают свои проекты вместо государства, то ты понимаешь, что это вместо государства.
Пьер Жозе Прудон 1809-1864
Это философ, социолог, экономист, идеолог анархизма, социалист.
Основные сочинения:
1. «Что такое собственность»;
2. «Система экономических противоречий или философия нищеты»;
3. «Главная идея революций 19 века».
Он из семьи ремесленника. Он никогда ничему официально не учился. Человек, с выдающимся умом. Он работал наборщиком в типографии. Довольно рано начал писать и прожил достаточно много.
Одно время он включился в политическую деятельность, был вызван в Парламент. Во время Революции написал несколько статей против Луи Наполеона, потом его посадили в тюрьму.
Было сотрудничество с Марксом. Он написал книгу Философия нищеты, а Маркс ему ответил книгой Нищета философии.
Блоки в учениях Прудона:
1. Понимание власти государства- буржуазного государства;
2. Переход к анархизму;
3. Сам анархизм.
Власть государства для Прудона- это абсолютное зло, т.к. насилие противоестественно для человека. Это развращает человека. Власть развращает, действует развращающим образом. И для тех, кто у власти, и для тех, кто является объектом власти.
Он говорит, что рождается человек, и этот же человек не давал согласия, чтобы это государство распространило на него свой суверенитет. Кому-то аргумент может показаться слабым, наивным.
С точки зрения юридического сознания всё в порядке. Но если человек в силу обстоятельств родился в стране, а государство накладывает политическую лупу на него и не подчиниться нельзя. Человек становится законопослушным в силу того, что он понимает, что по-другому нельзя. Поэтому, это насилие.
Государство- это неизбежность. И мы все это понимаем. Человек- животное, животное странное, и только государство может держать его в нужде.
Но государство- это неизбежное зло и без него нельзя. И нужно признать, что государство- это зло, т.к. оно подчиняет и подавляет его в себе. Государство можно поднять в ШИЗО, когда человека загоняют в маленькое холодное помещение.
Государство по отношению к человеку- это монстр. Государство тобой заинтересовалось, когда посылает повестку. Или когда государство объявляет мобилизацию. Приходит маленькая повесточка, например, которая говорит явится в такую-то комнату тогда-то. И ты понимаешь, что государство, как говорил Ницше-это «холодное чудовище».
Когда человек чуть-чуть позволяет делать себе , что ему нужно делать, то человек понимает, что он в тисках.
Например, если взять западного европейца или американцу, и их корректность- это мораль? Нет, .это буржуазная юстиция, которая переводит это в язык закона. Сейчас если в Германии или во Франции оскорбить гея, то посадят лет на 5. Это их полит корректность.
Европа ощущает государство очень живо. У них есть подходный страх этого государства. Если ты не подчиняешься, то государства сбреет человека. европеец боится сказать, что государство делает что-то не так.
И анархисты говорят абсолютную правду, что государство- это неизбежное зло.
Прудон не любит государство за то, что оно устанавливает ту или иную систему собственности. Оно эксплуатирует вместе с капиталистами, т.к. государство- это крупнейший собственник. Прудон- это середина 19 века, это достаточно большой путь европейской демократии.
Уже есть опыт, который нужно оценивать. Он начинает спорить с либеральными идеями. Парламент- это зло, и фикция- это два.
Депутаты никого не представляют. Они представляют самих себя.
Государство остается институтом подавления личности, подавления человека.
Порядок перехода к анархизму
Прудон человек религиозно верующий, христианин, хотя был и критично настроен к церкви.
Свою анархическую теорию он строит на базе христианства.
Он считает, что переход к анархизму должен быть мирным, эволюционным, революции должны быть исключены.
Прежде всего, он говорит об идее народного бланка. Национальный банк Франции меняет свой статус, становится национальным, и он каждому труженику или каждому коллективу, кто хочет жить при новой ситуации, дает беспроцентную ссуду.
Анархическое общество
Прудон сторонник трудовой собственности, т.е. той собственности, которую человек сам создает.
Поэтому, как говорил Ленин, это мелко буржуазный социализм.
Индивидуальный ремесленник вправе иметь наемного работника или крестьянин вправе иметь наёмного работника.
Самое главное его ядро анархического проекта- идея ассоциации, коллективного производства.
Государства в анархическом обществе нет, права нет.
В анархическом обществе лежит договор:
1) Договор ассоциации с анархическим обществом
Ассоциация обязуется поставлять обществу требуемые продукты по цене, близкой к их стоимости.
Обратите внимание на лекцию "Внешняя политика Японии в конце XIX- начале XX вв.".
Ассоциации не вправе вступать в сделки с другими товариществами в целях предотвращения монополии.
Ассоциация обязана предоставлять свои документы в распоряжении общественного контроля.
Общество вправе прекратить существование ассоциации в качестве санкции за нарушение договора.
2) Договор человека, работника с этой ассоциацией
Работник вправе иметь собственность, выполнять все функции, вправе выйти из ассоциации. Все должности избираемы. Устав должен одобряться членами ассоциации. З/П пропорциональна величине таланту и объему ответственности.
Правосудие- в основе правосудия лежит договор. В обществе анархизма есть такая санкция, как смертная казнь. Она назначается в результате нарушения существенных пунктов договора. Люди общества, нарушившие пункт договора, нарушают колоссальное блаженство, счастье. Он испытывает прилив сил, т.к. люди абсолютно совершенные существа. Это главный пункт анархического проекта Прудона. Этот анархический проект предлагает не реальных людей, а какого-то придуманного человека, которого нет и никогда не будет.