Шарль Луи де Монтескье
Франция
Монтескье, Руссо
шарль луи де монтескье (1689-1755)
Это французский политический мыслитель, историк, писатель.
Из аристократической среды, от дяди получают титул и должность в Парламенте Бордо. Потом должность бросает, едет в Париж и начинает предаваться светской жизни: искусством, наукой. Потом поездка по Европе.
Монтескье при жизни приобрел огромную славу благодаря своим книгам. Он был кумиров Европы и России (Екатерина на него ссылается в наказе). Он оказал влияние на Руссо, на Джеферсона.
Сочинения:
1) Персидские письма- это художественное сочинение;
За годы жизни выдержала 12 изданий.
Рекомендуемые материалы
Два перса отправились в Европу и они описывают прелести французской жизни. Они шлют письма в Персию к своим женам, а жену шлют им. Сравниваются культуры Персии и Парижа. Узнаем, что такое горем и светская жизнь в Париже. Это почти ничем не отличается.
Есть острые места, осуждающие римского папы.
Там есть немного о политике, но это очень мало.
2) Размышление о причинах величия и падения римлян- это небольшая работка о римской истории;
3) Главная работа- О духе законов (1748 г.). Писал он эту работу 20 лет. За 2 года выдержала 22 издания.
Это огромный труд.
Монтескье немного раздутая фигура. Есть сочинения, которые до настоящего дня представляют теоретический интерес: есть вещи, которые сейчас тоже работают. Есть работы, которые составили этап в какой-то период и дальше больше никому не интересно. Как колесо изобрели и дальше его можно совершенствовать. То же самое у Монтескье. Или прялка- на каком-то этапе была важной вещью. Но сейчас мы смотрим на неё в музее.
О духе законов- это музей, который мало чего дает для сегодняшнего дня. То, что он там пишет- это архаика. Нельзя его сравнить с Локком.
Качество и количество, написанного автором. Монтескье написал немного. Если убрать книгу о духе законов, то тогда он резко теряет в весе, он идет вниз без парашюта и очень быстро.
Например, Ершов написал сказку «Конек-горбунок» и это единственная его вещь, и он вошел в историю.
Гегель написал науку логики, философию права, эстетики. И Гегель не теряет, если например, убрать философию права.
Или Кант, он остается Кантом, если убрать какое-либо его произведение.
Монтескье- это автор одной книги.
Есть режиссеры одного фильма. Например, Тарковский- у него 5 или 7 фильмов. Он вошел в историю кино. У Хичкока 100 фильмов и он тоже вошел в историю кино. Можно сыграть одну роль и попасть в кино, а можно сыграть в 50 фильмах главную роль, и не войти в историю. Или актриса Вера Сотникова не вошла в историю кино.
Методология Монтескье
Он деист. Он стоит здесь особняком. Он сделал существенный шаг вперед. Он использовал методы историко-сравнительный, сравнительно-правовой, социологический, а также широко применял метод географического детерминизма. Другие авторы, которых мы рассмотрели, они рационалисты, они не смотрят исторически.
Монтескье не создает модели государства. Его интересует фактура: какие государства есть, какие были. Он их сравнивает. И вот такой подход был шаг вперед- это научный подход.
Монтескье проводит различие между природой и обществом. Этого, как правило, рационалисты не делают. Монтескье говорит, что есть законы природы и законы, которые действуют в обществе. Человеческое поведение постоянно отклоняется от социальных законов.
Концепция законов
Книга называется о духе законов. Название не вполне соответствует содержанию книги. В книге огромные куски- это история права древних германцев, то, что он знает о праве Индии, Китая, делает сравнительные вещи.
Классификация законов:
1) Божественные
2) Естественные- выделяет 4 таких закона:
a) Стремление к миру
b) Стремление добывать себе пищу
c) Стремление к общению, в т.ч. к половому
d) Стремление жить в обществе
3) Человеческие – 3 вида:
a) Международное право;
b) Политическое право (право между властью и поданными);
c) Гражданское право (отношения граждан между собой).
Законы мироустройства
Термин закон- очень емкий. Всё мироустройство, которое создано Богом, подчиняется законом.
Он вводит такое понятие, как дух законов- это национальное своеобразие законов, которые проявляется в той или иной стране.
Дух народов- специфика, которой отличается тот или иной народ.
Государство и право должны наполняться неким своеобразием. Это принципиальное новшество в этом периоде. Монтескье говорит, что не права вообще и нет государства вообще. Каждое государство и право обладает национальной спецификой, они уникальны и неповторимы.
Он сопоставляет законы, нравы и обычаи. Нравы и обычаи, которые есть в стране- они естественная составляющая законов. Принимая законы, нужно их учитывать, и противопоставлять их нельзя.
Законы религии: законодатель должен создавать законы, которые соответствуют религиозным представлениям общества.
Отношение к теориям естественного состояния или общественного договора
Эти теории- господствующее в это время. У Монтескье к этому нейтральное отношение. Его модель общественного договора не привлекает. Это некая схема, которая нужна была, чтобы обосновать свержение абсолютизма.
Теория естественного состояния- он оперирует таким термином, но очень мало. Это некая умозрительная схема и его, как историка, это не очень интересует.
Монтескье говорит, что человек обладает естественной свободой по природе вещей. Он часто противопоставляет гражданское состояние естественному состоянию.
Происхождение государства
Он об этом почти ничего не пишет. Он занимается сравнительным сопоставлением. Он говорит, что если говорить о Европе, то там государства возникали в результате завоевания, в Древней Греции государства возникали как монархии. Это рассуждения элементарные, ничего не дающие.
Понятие государств
Он ничего нет говорит о государстве как об институте. Его государство как институт в теоретическом плане не интересует. Видимо, сама эпоха не ориентирована, чтобы давать развернутые определения.
Форма государства:
Это тема, которая одна из центральных.
Политический идеал Монтескье- современная ему Англия (середина, первая половина 19 века)- это дуалистическая монархия, когда монарх и парламент равны.
Классификация форм государства:
1) Республика в виде демократии и аристократии
2) Монархия
3) Деспотия
Получается у него 4 формы демократия, аристократия, монархия и деспотия. Они делятся на два вида:
1) Умеренные- где есть принцип разделения властей и власть действует на основании законов
2) Неумеренные- нет принципа разделения властей и власть действует на основании своего произвола (деспотия).
Монтескье говорит о природе и принципе правления.
Природа правления-кому принадлежит власть. Принцип правления- это человеческие страсти, ценности, которые господствуют в этой стране.
Природа правления должна соответствовать принципу правления. Природе правления должен соответствовать свой принцип правления.
Демократия: природа демократии- принадлежность власти всему народу. Принцип правления- добродетель: любовь к отечеству, соблюдение законов, честность.
У демократии есть достоинства и недостатки и больше недостатков, чем достоинств.
Аристократия: природа аристократии- принадлежность власти лучшей части народы. Принцип аристократии- умеренность- обуздывать свои страсти, т.е. самих себя. В целом он сам аристократ, и она лучше, чем демократия.
Для него лучшая форма- монархия: природа- правление одного лица на основе разделения властей и законов. Принцип правления- честь. Он много приводит разных аргументов, но главное, он сам при монархии, для него Англия, где он был несколько лет, идеал.
Деспотия: природа- правление одного лица на основе своего произвола, вне всяких законов. Произвол власти лежит в основе деспота. Принцип деспотии- страх.
Разделение властей
Разделение властей принесло ему славу. О духе законов- есть параграф на 7-8 страниц параграф по Англии, где он пишет о разделении властей (это 3 страницы). И делают вывод, что он родоначальник теории разделения властей. Локк пишет о разделении властей десятки страниц. Главное. В английской революции- разделение власти между монархом и парламентом. Монтескье пишет об этом мало.
Не может быть разделение властей между монархом и правительством- это единый механизм.
Первоначально Монтескье идет за Локком. Он выделяет законодательную, исполнительную власть (власть мон6раха) и федеративная (занимается международными отношениями). Монтескье выделяет власть законодательную, исполнительную (международные отношения) и судебную (отправление правосудия и исполнительно-распорядительная деятельность). Т.е. судебная власть занимается тем, чем исполнительная.
Монтескье вводит понятие системы сдержек и противовесов. У Локка есть определенные элементы.
Система сдержек и противовесов- монарх, двухпалатный парламент (первая- наследственная для знати, вторая- избирается народом). Должны быть две противоборствующие стороны: монарх и парламент и борьба двух палат: нижней и верхней.
Монтескье говорит, что монарх вправе созвать парламент, прервать сессию. Парламент может привлекать к ответственность должностных лиц, кроме короля. Также он говорит о взаимоотношении палат.
Локк написал на эту тему больше, лучше. Но в историю попадает Монтескье. Франция эпохи 18 века- то же самое, что Америка во второй половине 20 века. Это страна, которая задает стандарты поведения. То, что читает Франция, читает вся Европа. Имеет значение, где написать книгу. Вся российская аристократия говорила по французски.
Например, Хворостовский уехал в Германию, где 300 оперных театров. Он делает карьеру там, и потом приезжает в Россию победителем.
Монтескье стал популярен в России, и он попадает в Американскую Конституцию. Локк для отцов-основателей- на втором месте. Поэтому, Монтескье стали признавать везде.
Что говорит Монтескье о свободе?
Он различает свободу естественную и политическую. Она начинает гарантироваться законом, властью.
Особенности политической свободы:
1) Она заключается в безопасности;
2) Человека не должны принуждать к действиям, которые закон не предписывает: разрешено всё, что не запрещено законом;
3) Устанавливается благодаря закону разделение властей и свобода слова;
4) Осуждает рабство.
По разделению властей: Монтескье предлагает, чтобы ветви власти были у разных социальных слоев. В Англии Парламент был у буржуазии, а исполнительная власть у монарха- аристократии.
Теория многофакторности:
Монтескье считают одним из основателей социологии права.
На управление людьми влияют многие вещи: климат, законы, религия, нравы, обычаи. Это формирует общий дух законов. Это подход является прогрессивным. Так, как это Монтескье делает- это детский лепет.
"25 Драма нового времени" - тут тоже много полезного для Вас.
Климат- политическое рабство зависит от климата. В Южных странах жарко, и люди рождаются слабые, трусливые, поэтому там деспотия, а на севре- люди смелые, храбрые, поэтому там устанавливается демократия.
Он говорит, что Азия была покорена 14 раз, а Европа -3, т.к. в Азии все прирожденные рабы.
В Индии есть йоги- они ничего не едят, ходят голые. Там жарко, человеку ничего не хочется делать, там апатия, лень.
Такой фактор как почва: плодородная почва рождает земледельцев, но земледельцы не войны и они оказываются в подчинении рабами.
Территория- большая территория тяготеет к созданию деспотии, а маленькая к демократии.
Религия: ислам-деспотия, а христианство- демократия.