Игнатио Фотианская смута
Игнатио Фотианская смута
Эта смута скрыла мотивы которые оказались поводом взаимоотношений с зап ц и поводом для зап еп вмешиваться в ослабленную этим противоречием (с одн стор Фотием, и Игнатием с др стор). В конце 9 в обнаружится и совершится то отчуждение и разрыв между Р ц и К-полем тот разрыв кот впоследствии будет осложнен. И раскроется в эту эпоху.
8.12
мы рассмотрели те отношения, кот сложились между белым духовенством и монашеством, они в 40 е годы нормализовались, уже после торжества православия и когда уже небыло разногласий между ними, то на этом фоне спектр этих двух ориентаций вырос и стал более широким. В себя он включал как самоотвлеченные вопросы: отношение к науке, знании, культуре т.е. нужно ли образование и если нужно то не вредит ли оно той напряженной и взыскательной напряженности, кот осуществляют монахи.
Другой связан с личными взаимоотношениями, персональными конфликтами. Так как они складывались и приводили к совершенно иному повороту событий в самой императорской фамилии: патриарх Мефодий, императрица Феодора, ее сын Михаил 3. Помощники: Феоктист, кот имел влияние на императрицу. кесарь Варда, который хотел потеснить императрицу. Этот круг расширялся: у Варды был свой круг лл, которые вышли в люди благодаря культурно-просвятительской деятельности Варды. Он устрояет К-польский универ (возрождает его) и в этом ученом кружке было свое общение.
Тогда вставал вопрос о соотношении благочестия и эрудиции. В глазах Игнатия (говорят, что он был сыном Михаила Рангове), кот был призван после кончины Мефодия. Само призвание его из студитов означало, что императрица вынуждена была считаться с вспыхнувшим во времена Мефодия ригоризмом монашеским, которые не хотели примеряться. (в отношении к имп Феофилу). Выдвигают Игнатия, чтобы смягчить это противостояние, и оно было смягчено внутри общества, но им досаждают из круга Варды. Для некоторых из этого круга (очень образованных) многие были из распущенных нравов.
Михаилу в 40 е годы около 15 лет (в народе прозвище «пьяница», увлекался играми и ристалищами).
Еп Григорий Азвест, кот еще при патр Мефодии приехал из Сиракуз в К-поль, потому что Юг Италии это мишень для сарацин, что епп должны были покидать свои епархии и Мефодий тоже из Италии. Григорий органично вписался в круг интеллектуалов и оказывался в аппозиции Игнатию, он отсутствовал на его хиротонии.
Рекомендация для Вас - Остальное и литература.
Накопились трения разного рода: над патриархом смеялись, пародировали его и т.п. также издевались над императрицей. И подошло время зрелости Михаила 3, (Варда настаивал, чтобы императрица ушла в монастырь). Остается, из личностей противостоящих кругу интеллектуалов, только патриарх. Сторонники Варды распускают руки и делают что хотят. И патр Игнатий Варду отлучает от причастия, Варда раздражается и в 57 году предпринимает низложение Игнатия и выдвигается на кафедру Фотий – мирянин, кот просил вести себя по отношению к патриарху уважительно, пока он не низложен собором. До низложения Варды патр Игнатий отлучает Григория Азвеста (говорят, что Григорий рукоположил кого-то без соглашения с патриархом). Собирается собор – взаимообмен отлучениями и все понимают, что должен быть еще более серьезный и веский собор. И на этот предполагаемяй собор приглашаются Римские легаты. В (43 покончено с иконоборчеством и 7 ВС не был на Западе осознан, и процесс восстановления иконопочит должен быть обнаружен). Они были приглашены для утверждения иконопочитания и извещают их о событиях низложения Игнатия.
Ожидают легатов, но папа Николай 1 мыслит миссию своих легатов как миссию тех кто разберется с положением дел, кто разберется и информируют папу, а уж он разберется. Легатов приняли хорошо и убедили действовать более активно – легаты поддерживали решения собора предварительно осудившего Игнатия. (его низложили из за того, что он был неканонически рукоположен). Папа Р высказывается и о Григории (патр фотий снял с него все прещения), что это вообще наше дело т.е. дело папского престола (т.к. Григорий был из Серакуз). Легаты приняли деяния собора, прибыли в Р и папа их встретил с гневом, запретил их и сослал в ссылку. Также папа написал письмо, что он не находит в решении собора достаточных оснований. начиная с низложения Игнатия, поставление Фотия из мирян, ситуация с Григорием Азвестом его возмущало. Он настаивал на возвращение патр Игнатия. и т.о. намечено противостояние.
61 г собор в К-поле, в 63 г собор в Риме и от него послание папы совершенно противоположно. И размежевание и в это время возникает болгарская проблема. Болгары (враги Виз, кот убили Виз императора Никифора) через 50 лет в 64 году болгарский князь Борис принимает крещение. Князь Борис начал сомневаться в области юрисдикции, она оказалась очень значимой потому что он задумался о том чтобы ему присвоить достоинство равное императорскому и как бы ему иметь тоже патриарха, т.е. автокефалию. И Виз сразу сказали, что вближайшем будущем об этом речи идти не может, болгары обращаются к Р еп, который говорит, что в ближайшем будущем нет, но впоследствии этот вопрос можно решить. И если получать патриаршество то только от РЦ, потому что К-польская Ц вообще находится на 5 месте. И т.о. начинается борьба за новообращенную паству – это и есть БОЛГАРСКИЙ ВОПРОС – столкновение К-польского патриархата, его представителей с представителями Р папы и представителями Франкской Ц, у которых были свои особенности, кот исповедывали с фелиокве, а в РЦ этого еще не было введено формально. Лев 3 в 809 году оговорил, что недопустимо вводить Фелиокве и символ. Возникла распря по поводу кот патр Фотий пишет окружное послание, где подвергает Ф критике, он обличает Франков. Тут впервые явлена полемика с Западом.
Собор 67 (если он был) восточных патриархов, кот патриарх Фотий созывал, чтобы дать отпор западу вторгшемуся в болгарскую ц. Могла быть так, что собора не было, а послание было согласовано с епп. В 67 г скончался папа Николай, убит имп Михаил 3, убит был Василием Македонянином, кот вошел после него на престол. И вместе со своим восхождением он отстраняет патр Фотия от кафедры и выдвигает снова Игнатия и снова созывает собор с приглашением Р легатов. Собор 69 года он все о чем мыслил папа Николай 1, попытался восстановить в нужном виде, но на каф был уже Адриан 2, кот в основных моментах держался той же политики (привилегии Р кафедры вечны, пребывают в целости и поныне) тут уже есть идеология Р примата, император – покровитель Ц но никак не глава ее. Собор 69 года утвердил патр Игнатия, низложил Фотия и отправил его в ссылку. Этот собор не приобрел характера проримского (скорее собор 61 года) на этом соборе было ок 13 епп и в дальнейшем их число достигло 100, потому что к Фотию привыкли, он был замечательным правителем Ц и мало кто хотел отвлеченной справедливости, кот надо было восстановить. Вопреки идеи Р примата часто звучала тема Пенторхии – пятиглавого правления ц – что полнота ц принадлежит 5 патриархам в их согласии.
Скоро Фотий был возвращен имп Василием, а после кончины в 877 патр Игнатия (в канун этой кончины сост примирение Фотия и Игнатия) опять выдвинули на каф Фотия и новый собор 879 года при папе Иоанне 8 собрался в К-поле и утвердил Фотия. И на этом соборе было сформулировано положение, что Никейский символ – непреложен и недопустимы никакие введения в этот символ. Это правило было подписано Р легатами. Это заявление еще не говорит о том, что тот же папа Иоанн считает , что Филиокве ересь, что оно неправославно. О его православии долго дискутировали. (папа Лев 3 на метале сделал надпись Никейского символа, однако он сказал, что Фелиокве – возвышенное богословие). В этом письме Ф было осуждаемо и после собора 879 года.
Другое дело, что до раскола собор 879 года в списке Либеллоса считался 8 ВС, но после раскола он уже таковым не считается, а вместо него поставлен собор 869 года Антифотианский.