Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Лекции по отечественной истории » Экономические, социально-политические и духовные процессы

Экономические, социально-политические и духовные процессы

2021-03-09СтудИзба

Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. н.э.

На основании данных археологических и письменных источников уче­ным удалось достаточно полно восстановить картину жизни восточных сла­вян.

Хозяйственно - бытовой уклад. Земледелие являлось главной отрас­лью хозяйства. Во второй половине I тыс. н.э. на смену подсечному земле­делию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Куль­тивировались рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI — VIII вв. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Наши дале­кие предки были прекрасными мастерами. Только из стали и железа они производили свыше 150 видов различных изделий.

Промыслы (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Главные торговые пути проходили по рекам Волхову — Ловати — Днепру (путь "из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке.

Товарами славяно-русов были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Вво­зились дорогие ткани, украшения, пряности.

Господство семейной общинной собственности было преобладаю­щим. Возросшая производительность различных отраслей экономики по­зволила вести самостоятельное хозяйство более мелким группам славян. В силу чего родовая община, в которой все принадлежало целому роду, рас­палась на более мелкие, семейные. Но и в ней земельные угодья, скот, ору­дия труда, строения принадлежали всей семье, а не только их главам.

Рекомендуемые материалы

Вместе с тем начинается постепенная концентрация материальных благ в руках племенной знати. Однако частная собственность не была прева­лирующей. Свободный труд общинников преобладал в хозяйстве, рабский же труд не имел широкого распространения.

Военная добыча занимала важнейшее место в числе источников сущест­вования славяно-русов. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли — тако­вы были главные цели их походов в сопредельные и дальние земли.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточно-славянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. византийский историк Прокопий из Ке­сарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX в. скандинавы называли Русь "Гардарика"— страна городов.

Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

Негородские поселения постепенно утратили свои защитные сооруже­ния, а также компактное расположение в пределах одного рода, и увеличи­вались в размерах. Все это свидетельствовало о разложении патриархально-родового строя.

Жили славяне в больших избах-клетях, где обитало 30-35 человек, то есть целая семья. Несколько таких домов составляли поселение соседской общины, а число построек в нем достигало 200 — 250.

Социально-политическое устройство славяно-русов представляло со­бой военную демократию. Она означала, как уже выше отмечалось, власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти первобытного коллективизма и демократии.

Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важ­ные вопросы жизни общины решались общим советом — вече, на которое сходились домохозяева известной округи независимо от того выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин, ответственный перед вервью.

По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начали играть более весомую роль в ее жизни. Аналогичное общинное устройство было характерно и для городов. Подчеркивая приверженность славян об­щинной демократии, Прокопий Кесарийский писал, что они не управляются одним человеком, а живут в народоправстве (демократии).

Военная организация восточных славян имела достаточно высокий уровень развития для своего времени. Ее основу составлял вооруженный народ. По решению вече и в зависимости от условий на войну выступают или весь народ, или отряд лучших воинов — дружинников (от «друг» — спутник на войне) во главе с князем.

Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал. Русы наводили страх на соседей своими частыми опусто­шительными набегами. В 551 г. славяне вторглись в Византийскую импе­рию в количестве 3 тысяч воинов и дошли до Эгейского моря и Иллирии. В 623 г.они опустошили окрестности Константинополя, в 676 году — пыта­лись взять Солунь (Салоники). В 813г. славяне во главе с новгородским князем Бравлином совершили поход на Сурож в Крыму и о. Эгина в Эгей­ском море.

В 860 или в 866 г. киевский князь Аскольд высадился у Константинопо­ля, сжег его пригороды и принудил императора Михаила заключить с роса­ми договор "мира и любви".

Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, осадные машины.

Вооружение славян составляли: мечи, луки с отравленными стрелами, копья, шиты, боевые топоры. В битвах они, как правило, строились в не­сколько глубоких колонн, составленных по родовому признаку. Бесстраш­ные славянские воины были желанными наемниками для Византии и даже входили в состав телохранителей ее императоров.

Протогосударства у восточных славян существовали в форме военно-племенных союзов, когда сложились межплеменные объединения и древние славянские города и там, где появилось государство.

В.О.Ключевский пришел к выводу о существовании в VI в. н.э. мощного племенного союза дулебов на северо-восточных склонах Карпат.

О племенных союзах VII в. Дулеба и Валинана на территории современ­ной Волыни, их вождях Вандж-Славе и Маджаке писал арабский географ Масуди.

"Повесть временных лет"  сообщает о самостоятельных княжениях в VIII - IX вв. в Новгороде, Ладоге, Полоцке. Киеве, у племени древлян.

С VI века памятники позволяют говорить о собственной и в доста­точной степени определившейся культуре восточных славян. Однако, древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтни­ческих компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соеди­нения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового; трех типов образа жизни — оседлого, ко­чевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славян­ского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северо-кавказского, в пересечении влияния нескольких религи­озных потоков. Таким образом, на основной территории славяно-русского протогосударства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, — это язык.

ü Центральное место в культуре этого периода занимала языческая рели­гия. Язычество — это религиозная форма освоения человеком мира. Рели­гиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллек­тив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности.  Славяне поклонялись матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными бо­жествами — русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра — Стрибог, Славяне думали, что их родо­словная происходит от богов. Автор "Слова о полку Игореве" называет рус­ский народ "Даждьбоговыми внуками".

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и дер­жится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в по­тусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом до­пускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожже­ния сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется "Бог бо­гов", удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии бо­гов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога — громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя бога­ми: Дружинным — Перуном (впоследствии — княжеским богом), а купцы — Белесом — богом скота (впоследствии — богом богатства и торговли).

Ментальность славяно-русского общества отличалась рядом характер­ных черт:

ü Религиозное языческое мировоззрение. Приоритет коллективиз­ма в общественном сознании.

ü Высокая толерантность по отношению к другим народам, религи­ям, культуре, ментальностям.

ü Прямодушие, честность, гостеприимство, непритязательность славян отмечали многие авторы I тыс. н.э.

Итак, вышеизложенное позволяет сделать следующее обобщение: со­держание процесса этногенеза восточных славян свидетельствует об общности начального периода истории русского и других славянских народов Европы. В рамках его сложился комплекс факторов, оказавших и оказывающих долгосрочное влияние на исторические судьбы России и ее народов, самобытность российской цивилизации.

Вопросы к семинарам:

1. Проблема этногенеза восточных славян.

2. Проблема возникновения названий «славяне», «Русь».

3. Экономические, социально-политические и духовные процессы вост. сл. в нач. 1-го тыс. н. э.

Литература:

1. Ахиезер А.С.  Россия: критика исторического опыта. Т.1. М., 1991.

2. Бердяев Н.А. Душа России//Русская идея, М.1991.

3. Гоборев В.Г. Преыистория Руси. М., 1994.

4. Греков Б.Л. Из истории культуры древней Руси. М., 1944.

5. Греков Б.Л. Киевская Русь.

6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн.1. М., 1997.

7. Кандыба В.М. История Русского народа до ХII в. М., 1995.

8. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.

Предпосылки  и основные направления формирования феодальных отношений и  русской государственности у восточных славян.

На рубеже VI -  IХ вв. древняя Русь переживает период перехода от первобытной общины к феодальным отношениям, завершившийся формированием  раннефеодального государства.

Первые условия формирования государственности на Руси появляются уже в VI в. К  IХ в.  государство  стало насущной необходимостью и заменило внешне сходные с ним органы племенного управления.

Процесс образования государства сопровождался во-первых - процессом распада родовых отношений и рождением феодальных, во-вторых – формированием крупных политических образований, массовой колонизацией, покорением соседних племен, соперничество с мировыми державами. Первый процесс находится в тесной взаимосвязи со вторым.

Образование государства у вост. Сл. было связано с развитием производительных сил у земледельческих племен. Выражалось это в появлении таких орудий труда и такого количества уже расчищенных и распаханных земель, которые позволили сократить размеры трудового коллектива до одной крестьянской семьи. Особенно это характерно для южных районов, в отличие от северных, где до  VIII в сохранялись кровнородственные отношения. Подобные перемены привели к постепенному распаду рода, появлению более мелких крестьянских подворий, а соответственно и к образованию соседской общины, способной вынести тяжесть  сословной организации общества. К VIII в.  древнерусская община представляла собой сложную организацию с присутствием имущественного неравенства, различий в условиях быта, появлением дружин и огромных укрепленных сёл с тысячным населением.

Однако, ослабление родовых связей и образование соседской общины создает условия для развития  различных форм экономического и внеэкономического принуждения. Семейный двор, как ячейка соседской общины, становится  в большей степени зависимой от природных и погодных условий, демографической ситуации, вооруженных конфликтов и т.д. Это обусловило появление новой структурной формы, дававшей обществу более твердую опору – феодального двора. Феодальный двор явился хранилищем неприкасаемого запаса зерна, на случай неурожая общины, оружейным и железоделательным центром,  опорным центром вооруженной охраны.

Археологические находки подтверждают активное развитие торговых отношений в этот период, в том числе и международных, также активно повлиявших на формирование государственности у вост. сл. (это подтверждают находки кладов восточных монет  VII  - начала IХ вв. в Приднепровье, на Оке, в Поволжье, Новгородской земле).

В процессе развития внутриобщинных отношений появилось и имущественное неравенство. К нему приводило: а)уничтожение принципа принудительного  уравнительного распределения, б)замена родовой собственности на семейную и личную, в) неравномерное накопление прибавочного продукта.

В IX в. на Руси появляются первые признаки формирования племенной знати, ставшей основой для касты феодалов.

До этого момента владение землей не играло  большой роли в обеспечении могущества властителей. Основными источниками их богатства были поступления от торговли и военная  добыча. С IX в.  как военная, так и светская власть получают большие экономические возможности, что постепенно превращает их в военно-политическую элиту.

В начинают расти земельные владения князей и знатных дружинников. Подчинение земельных угодий происходило двумя способами:

- размещение на контролировавшихся знатью землях личных рабов;

- закабаление некогда свободных крестьян (закабаление за долги (за купу), заключение договоров на выполнение тех или иных работ (ряд), вступление под покровительство князя с условием защиты общины от внешних врагов, подчинение свободных крестьян силой оружия).

В IX в. возникают первые вотчины (крупные хозяйства феодального типа).

Однако, замедленный  процесс феодализации сопровождается сохранением на бытовом уровне  понятий, обозначавших родовую общину (вервь), домовладыку (князь), младших членов семьи (челядь).

Предпосылкой формирования государственности у вост. сл. являлось также и наличие союзов племен. Подобные союзы являлись прототипом западных протогосударств. У вост. сл. их количество в рассматриваемы период колебалось от десяти до пятнадцати. По некоторым источникам сохранились их названия: Савня, Артания, Куяба. Создание союзных племен обуславливалось необходимостью защиты границ от внешних врагов.

Данные обстоятельства способствовали формированию эффективной системы управления. Б.Н. Рыбаков подчеркивает, что во многих союзах племен существовала уже обособившаяся от общества княжеская власть. В ряде союзов уже проявлялась возможность передачи  власти по наследству (у древлян во главе управления стоял князь; «держали землю», т.е. управляли ею «лучшие мужи», права которых периодически подтверждало народное собрание -  «земля», города управлялись выборными старейшинами).

Т.о., к началу  IX в. славянские союзы племен являлись готовыми протогосударствами афинского типа, в силу сложившейся системы управления, близкой к стилю античных городов-полисов.

Многие предпосылки образования Древнерусского государства аналогичны тем, что складывались и в других странах Европы:

— Развитие производительных сил

— Формирование соседской общины

— Развитие торговли

— Рост имущественного неравенства

— Наличие системы управления

— Наличие союзов племен

— Выделение племенной знати

Однако, как в зарубежной, так и в отечеств. литературе получила распространение т.н. «нормандская теория» образования государства у вост.сл. – призвание варягов. Сторонниками распространения данной теории принято считать немцев Готлиба Байера (1694 – 1738) и Герарда Миллера (1705 – 1783). Эта  теория официально была распространена в России в 30-40 гг. XVIII в. во времена «бироновщины» и преувеличивала роль влияния варягов на процесс образования государства у вост. сл. Впервые против этой теории выступили русские ученые во главе с М.В. Ломоносовым. Они  отрицали  абсолютное влияние варягов на формирование восточно - сл. государства и утверждали самобытность его образования.

Следует заметить, что скандинавские племена в IX в. сами еще не знали государственности. Отряды викингов возглавлялись военными предводителями – конунгами, не являвшимися абсолютной властью.  Основным родом занятий этих отрядов была 1) торговля с другими странами, в т.ч. и с Византией и с Русью– где основной торговый путь носит название «из варяг в греки», 2) наем в военные дружины, в т.ч. и в дружины вост. сл., и в войска Византии, и др. стран Европы, 3) наем в телохранители к князьям и императорам (в т.ч. Византии). Варяги часто выступали и в роли союзников русских князей в военных походах. Это не исключало взаимное влияние равносильного как в ту, так и в другую сторону. Известно присутствие подобных наемников в дружинах Новгорода, у Киевских князей. При раскопках вдоль  торгового пути «из варяг в греки» обнаружены захоронения по  скандинавским обычаям, и в конце концов, летописи сообщают нам, что некоторые из скандинавов были католиками.

Нельзя также отвергать вероятность временного подчинения варягам славянских городов, становившихся торговыми и военно-политическим центрами. По мнению многих ученых на их месте могли возникать т.н. варяжские княжества, носившие агрессивно-военный характер, в противовес мирным славянским городовым областям.

Отсюда можно сделать вывод, что Русь знала варягов задолго до прихода Рюрика. Рюрик вокняжился в Новгороде, вероятно после кратковременного пребывания в более северном поселении, основанном варягами – Ладоге, Синеус распоряжался в Белоозере, а Трувор в Изборске. Система их правления напоминала наместничество – правление представителей князя, обладавших ограниченными правами на подвластные им земли.

Летописи говорят об объединении различных восточнославянских земель после смерти Рюрика и  о завоевании в 882 году родственником и преемником Рюрика Олегом Киева.

Основываясь на вышесказанном можно сделать следующий вывод: роль варягов в образовании государства вост. сл. можно сравнить с ролью катализатора государствообразующего процесса.

 Христианизация Руси.

Одним из самых крупных и имевших долгосрочное влияние на Русь стало принятие христианства  в качестве государственной религии.

К Х в. Русь представляла собой территорию сосредоточения множества не только народностей, но и вероисповеданий. Наряду с язычеством здесь к этому времени были известны такие религии, как ислам, иудейство, буддизм, христианство. Хотя традиционные обряды пользовались у руссов определенной популярности, однако ярых ревнителей язычества на землях вост. сл., по всей видимости, не было. В городах на пути из варяг в греки частыми гостями  были иноземные купцы, в том числе и христиане. Среди дружинников киевских князей также встречались крещеные воины. Договор, заключенный князем Игорем с Византией в 944 г. подписали и воины-язычники, и  христиане, занимавшие высокое положение в киевском обществе. В то же время в Киеве существовала церковь Ильи Пророка, одноименный храм существовал и в Константинополе, причем прихожанами там были в основном наезжавшие в Византию древнерусские купцы-воины. Во второй половине Х в. существовали христианские храмы в Новгороде, в др. городах на пути из варяг в греки.

Одним из первых основных событий на пути принятия христианства на Руси стало крещение княгини Ольги. Место крещения Ольги остается спорным вопросом, однако важным остается сам факт присутствия на троне первого правителя-христианина.

Т.о., Русь конца IX – нач. Х в. можно считать землей полуязыческой, не принадлежавшей официально ни  одной конфессии и период правления Ольги и ее сына Святослава был периодом относительно мирного сосуществования христианства и язычества.

После смерти Святослава  в 972 году и прихода к власти Владимира, язычество переживало подъем: в Киеве в 980 году по приказу князя было организовано языч. святилище с пантеоном богов. Однако, через несколько лет Владимир понял бесперспективность старой религии. Принял крещение и приступил к обращению в христианство своих подданных. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимиру не хотелось мириться. Внешние обстоятельства способствовали усилению Руси: законная власть Византии обратилась к Владимиру за помощью в подавлении очередного бунта. Владимир согласился послать войско к Константинополю, потребовав в обмен согласия императора на свой брак с царевной Анной. Согласие было дано, с условием крещения жениха.

Восстание было подавлено и вскоре в г. Херсонес произошло бракосочетание. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных, рассматривая это событие как государственный акт.

Но, - юг – север (Новгород, Ростов) – город, село - отличия

После формального крещения – задача христианского просвещения (первонач. Русская церковь подч. Болгарской метрополии, отделившейся от Константинополя в 9 веке).

Последствия: - Русь была признана как христианское гос-во – новый ур. взаимоотношений с Европой

- рус. Церковь, развиваясь в сотрудничестве с гос-вом, стала объединяющей силой

- хрис-во смягчило процесс вхождения финнояз. и тюркских народностей с состав киевской Руси

- культурное развитие


Вопросы к семинарам:

1. Особенности и характерные черты славянского феодализма.

2. Предпосылки и основные направления формирования русской государственности.

Лекция "28. Технология фактографических баз данных" также может быть Вам полезна.

3. Особенности, основные этапы и результаты принятия христианства на Руси.

Литература:

1. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1998.

2. Ловьмянский Г. Русь и норманны. М., 1985.

3. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

4. Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории. К. 1987.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее