Археологические памятники Республики Башкортостан
Археологические памятники Республики Башкортостан
Пещера Шульган-Таш - памятник древнекаменного века
Уникальным памятником человека древнекаменного века является пещера Шульганташ (Капова) в Бурзянском районе в верховьях реки Белой. Уже сама эта пещера является выдающимся памятником природы. Она состоит из трех этажей.
Богатые природные условия, наличие сухих обширных и легкодоступных залов привлекли внимание первобытного человека, и он уже примерно в XIV—XI тысячелетиях до н. э. прочно освоил пещеру. На стенах некоторых залов верхнего и среднего этажей найдены различные рисунки красной охрой. Главные рисунки собраны на двух стенах зала верхнего этажа, где имеются изображения шести мамонтов, двух лошадей, носорога. Все животные переданы в реалистичной манере и в движении идут влево. Новейшие исследования показали, что рисунки выполнены в XII—X тысячелетиях до н. э. Любопытно, что при исследовании культурных отложений около рисунков обнаружены обломки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска. Химический анализ позволил установить, что в составе краски (охры) имелся животный клей. Рисунки фигур мамонтов, подобные шульганташским, обнаружены на стенах Игнатьевской пещеры близ г.Аша (Челябинская область).
Рекомендация для Вас - 12 Конфликты в сфере управления.
Уральские рисунки древней живописи являются единственными в своем роде на территории Восточной Европы и Северной Азии. Аналоги им известны в Западной Европе (Франция, Испания), хотя по своим стилевым особенностям они образуют особую группу. Но все они, по единодушному мнению исследователей, имели религиозно-мифологическое значение и являлись объектами всеобщего поклонения.
Тогдашний человек очень мало знал об окружающем мире, возникновении и развитии жизни на Земле, и его судьба полностью зависела от природы. В этой обстановке у него сложились представления о том, что вся жизнь на Земле управляется богами и они покровительствуют людям, животным, лесам, ветрам и другим явлениям природы: от их желания зависит успех любого дела человека. Чтобы задобрить богов-покровителей, в их честь приносили жертвы, исполняли различные обрядовые песни, танцы. Не подлежит сомнению, что подобные магические действия совершались и перед рисунками пещер Шульганташ и Игнатьевской.
Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что рисунки в пещере Шульган-Таш оставались доступными населению Южного Урала всех последующих времен, вплоть до современных, оказывая эффективное воздействие на воображение народов края. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идет о царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах животных на дне глубокого озера. Здесь не исключена прямая связь указанных сюжетов с озерами, рисунками, именем царя и названием пещеры.
В эпосе «Акбузат» царь Шульган олицетворяет все злые силы, причиняющие вред людям. Главный герой эпоса Хаубан во время охоты на озере подстреливает золотую утку, которая заговорила человеческим языком.
Утка умоляет отпустить ее, пообещав в уплату табуны лошадей и стада животных.
Так прослеживается связь тысячелетий через памятники древнего искусства и устного народного творчества башкир.