Хозяйственные отношения и военные столкновения
ТРЕТИЙ ВОПРОС. ЭКОНОМИКА И ХОЗЯЙСТВО. В период позднеродовой общины собственность окончательно разделилась на личную (движимое имущество – украшения, скот, орудия) и коллективную – землю. Изменяется и порядок наследования. Важную роль играет обмен. Это было связано, во-первых, с тем, что оседлость повысила изоляцию общин и ограничила доступ к природным ресурсам, а, во-вторых, с некоторым ростом производительности труда, который время от времени давал некоторый прибавочный продукт, пригодный для обмена. Система обмена отличалась многообразием:
1) Самая простая форма – межобщинный обмен, обмен между двумя соседними поселками или общинами;
2) Ко второй ступени относился межплеменной обмен, который приурочивался к межплеменным праздникам, имелся разнообразный рынок на границе племен, куда собирались представители племен и обменивались. Обменивались керамикой, оружием, орудиями труда, бытовыми предметами;
3) Дальний обмен, обмен между племенами, расположенными далеко друг от друга, и добираться из одного в другое нужно было по несколько недель, а то и месяцев. Обменивалось труднодоступное сырье, соль, охра, камень, пригодный для изготовления труда (темный кремень из среднего Поволжья, медная руда).
В результате развития обмена вырабатываются некие обменные эквиваленты, или обменные деньги, в их качестве могли фигурировать раковины, птичьи перья, шкурки зверей, керамика, но первобытные деньги – это не деньги. Хотя в неолитическом хозяйстве излишки производства появлялись чаще, но неравенства как такового тут нет. Избыточная продукция запасается не для улучшения собственного материального положения, а для устройства пиров и церемоний социально-престижного и церемониального характера. Иногда экономику этого периода так и называют престижной экономикой. Иногда даже доходило до того, что семья предпочитала сама перебиваться с хлеба на воду, но устроить праздник не хуже, чем у других. С другой стороны, накопление продуктов для устройства праздников гарантировало людям поддержку в голодное время.
На стадии позднеродовой общины приобретают определенное значение военные столкновения: это могли быть набеги карательного характера, достаточно короткие по времени, причиной которых могли быть частные ссоры. А иногда это быть длительные военные действия между племенами, основной имевшие кровную месть или причины ритуального характера. Во время инициаций юношам в определенный период полагалось устраивать набеги на соседей.
Первоначально имущества побежденных не захватывалось вообще. Позднее начинают присваивать движимое имущество. Но характерный момент: территорию чужого племени не захватывали, территорию побежденных к своей не присоединяли: считалось, что данная земля находится под защитой духов-предков убитых людей, они не дадут ту спокойно жить, будут мстить за убитых. Пленных иногда уводили, но впоследствии они работали вместе с победителями и становились полноправными членами общества.