Распад Великой Моравия и его последствия
Распад Великой Моравия и его последствия. Включение Словакии в состав Венгерского королевства. Великая Моравия, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Государство не было централизованным и не имело единой системы управления. Святополк правил только на собственно моравской территории. Завоеванные земли были связаны с Моравией лишь данническими отношениями: местные князья подчинялись ему, платили трибут, по его требованию выставляли военные силы, но в своих княжествах правили самостоятельно. Княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи.
После смерти Святополка государство было разделено между его сыновьями – Моймиром П, ставшим верховным князем, и Святополком П, получившим в удел паннонские и словацкие земли. Тогда же во всех почти присоединенных землях поднялась волна протеста местных князей. Чешские Пржемысловцы, например, признали в 895 г. вассальную зависимость от Восточнофранкского государства и даже были готовы в 897 г. выступить против моймировцев. Утрата Чехии была тяжелым ударом для Моймира П. За ней последовала утрата области лужицких сербов, которые в 897 г. тоже признали зависимость от франков. Возможно, что с утратой Чехии и Лужиц связана также потеря Силезии. Не вызывает сомнения, что с 896 г. мадъяры постепенно занимают восточные области Великой Моравии. Решающим в распаде государственной власти Моймировцев был 907 г., когда под ударами мадъяров-кочевников пала власть враждовавших между собой князей моймировцев, которые уже не упоминаются в числе участников баварско-мадъярских битв под Братиславой летом 907 г.
Падение Великой Моравии имело большие последствия для судеб западного славянства. Была нарушена целостность славянского поселения в среднем Подунавье, западные славяне оторваны от южных, нарушены экономические, политические и культурные отношения славян с Византией, в которой славянские народы искали опоры против растущего натиска восточнорейнских герцогств. Ликвидация Великой Моравии привела к политическому разъединению западных славян: чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же практически на тысячу лет вошла в состав возникшего вскоре в Паннонии Венгерского государства.
Великоморавское культурное наследие. Великая Моравия сыграла в формировании славянской культуры выдающуюся роль. Здесь была создана славянская письменность на старославянском языке и записанная глаголицей, с помощью которой все славянские народы получили возможность пользоваться сокровищницей греко-византийской и латино-франкской культуры. Старославянский язык был признан папской курией третьим церковным языком в Европе, что резко повысило престиж славянских государств и способствовало их культурному развитию. После изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Моравии, моравские культурные традиции стали играть существенную роль во всех славянских странах, о чем свидетельствуют позднейшие литературные памятники.
Великоморавское литературное наследие вызывает уважение своим количественным размахом, выдающимся формуляционным и стилистическим уровнем. Его можно разделить на три цикла.
1. В Великой Моравии созданы переводы библейских книг, молитв и литургических текстов, проповедей, житий святых и т.п.
2. Произведения правового характера. Мефодий с помощью учеников перевел Номоканон (византийский сборник каноническорго права и собрание императорских эдиктов, касающихся Церкви). Вторым памятником этого круга стал судебный кодекс для мирян, названный «Закон судный людем», который Мефодий, по-видимому, переработал и адаптировал для мораван. Третьим памятником является сборник предписаний для священников, принимающих исповедь «Заповеди святых отцов». Видимо, Мефодию принадлежит и авторство оригинальной непереводной проповеди «Об обязанностях правителя», которая содержит призыв к светским властям следить за соблюдением предписаний «Закона судного людем». Попытки Мефодия и его учеников создать судебники у славян было началом научной юриспруденции не только у чехов и словаков, но и у славян вообще.
3. Самым ценным плодом великоморавской литературной активности являются оригинальные, непереводные произведения, отражающие непосредственно моравскую действительность IX века. Первое место среди них, бесспорно, занимают два памятника-жизнеописания: «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Константин, автор древнейшего славянского нерифмованного стихотворения «Проглас» к Евангелию; литургического канона в честь Дмитрия Солунского; «Слово на перенесение мощей св. Климента, папы Римского». Здесь созданы два панегирика (торжественные речи) – «Похвала Кириллу» и «Похвальное слово в честь Кирилла и Мефодия», автором которых вероятно был один из самых видных представителей великоморавской литературной школы, а затем создатель охридского центра болгарской литературы Климент Охридский (Величский).