Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Конспект к экзамену по Всемирной истории » Философские и религиозные системы в древнем Китае

Философские и религиозные системы в древнем Китае

2021-03-09СтудИзба
Философские и религиозные системы в древнем Китае.
Жители древнего Китая создали интересную  и  самобытную  культуру,  как материальную,  так  и  духовную.  Они  верили,  что  жизнь  –  это  творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире  находится  в  движении  и постоянно  изменяется  в  результате   столкновения   двух   противоположных космических сил.
    В этот древнейший период китайцам так же, как  и  другим  народам,  был свойственен культ природы: они поклонялись духам земли, рек,  солнца,  луны, дождя, ветра. Одним из  наиболее  важных  был  сопровождаемый  человеческими жертвами культ священных гор.
    Очень силен был также культ предков. В основе его лежало  представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и  более  того  –  она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего  сохраняет все  свои  прежние  привычки  и  наклонности,  поэтому  вместе   с   умершим
 хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его  при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.
    Несколько позднее появилось  обожествление  царской  власти.  Царь  был признан сыном Неба, т.е. представителем Бога на земле.  Уже  с  ((((  в.  до н.э. для обозначения царей применяются  те  же  иероглифы,  которыми  прежде обозначалось только верховное божество.
    Человек  как  личность   не   представлял   самостоятельной   ценности, древнекитайское  общество  жило  по  принципу:   «личное   –   ничто   перед государственным и коллективным». В  центре  внимания  в  Китае  всегда  были общество и государство, а не  индивидуум.  Отсюда  –  отсутствие  полинного интереса к проблемам мироздания, к  индивидуальной  психологии,  к  частому хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным  проблемам,  природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни.
    Для общества, подавляющего людей, вполне естественной  была  абсолютная уверенность в правильности официальных истин. Отсюда проистекали  склонность к догматизму (от греч. dogma - линия) и конформизму  (от  лат.  confounis  - сходный). В качестве догм, истины подлежали  выучиванию  наизусть,  и  новая мысль могла развиваться только  в  виде  комментариев  к  старым  изречениям мудрецов. Это приводило к пассивности мысли.  Самого  мыслительного  поиска, как правило, не  было  –  все  и  так  было  ясно  и  определенно.  Основным методологическим приемом было  не  абстрактно-теоретическое  рассуждение,  а
оперирование конкретными примерами, таким образом,  абстрактное  мышление  в Китае в  отличие  от  Западной  Европы  никогда  не  было  основным  методом познания.

Рекомендуемые материалы

    В середине ( тыс. до н.э. в Китае  зародились  основные  идеологическиенаправления,   которые впоследствии   трансформировались   в   философско- религиозные системы.  Это  были  даосизм,  моизм  и  конфуцианство.  К  этим исконно китайским  учениям  добавился  буддизм,  первоначально  возникший  в Индии, но вскоре широко  распространившийся  в  Поднебесной  –  таково  было название страны в древности. Эти учения  сыграли  огромную  роль  в  истории Китая и продолжают оказывать важное влияние на жизнь Китая до сих пор.
  К ((( в. до н.э. в Китае уже существовало множество научных  трудов  из самых разных областей знания, что стало основой для возникновения  первичной натурфилософии.
    Свое отражение первые взгляды натурфилософов нашли в главе  «Хун  Фань» (Великий план) «Шу Цзина» (Книги Истории) и в  «И  Цзине»  (книге  перемен).
Традиционной датой составления этих работ считается ((-((( в.  до  н.э.,  но по недавним  исследованиям  дату  их  написания  следует  относить  к  болем позднему времени.
    В период Чжаньго  неизвестными  авторами  был  создан  натурфилософский трактат – «Си Цы Чжуань», излагающий учения о материальном мире,  в  котором стихийные   материалистические   представления   сочетаются   с   некоторыми элементами диалектического мышления. В качестве основной  идеи  этой  работы
выступает  изменчивость  всего  существующего,  обусловленная  борьбой  двух противоположных начал: ян – свет и инь – тьма. В борьбе этих  сил  рождаются пять  первоэлементов:  вода,  огонь,  дерево,  металл  и  земля  –   и   все многообразие вещей и явлений мира. В этой книге мы находим изложение  учения о триаде (небо - земля - человек), в котором человек не  противопоставляется небу и земле, а занимает одинаковое с ними место в системе бытия.
    Даосизм возник на рубеже ((-( вв. до  н.э.  Его  авторство  приписывают мудрецу Лао-цзы. Однако в синологической историко-философской науке  до  сих пор существуют разногласия относительно подлинности личности Лао-цзы  и  его авторства.  Исследователи  основываются  на  данных  древности,  а  там,   в зависимости от обстоятельств выдвигался то один, то  другой  автор  «Дао  дэ цзин», поэтому решить вопрос однозначно пока  не  представляется  возможным.
Тем не менее, Лао-Цзы был канонизирован как святой в (((((( вв. н.э.
   Название книги переводится с древнекитайского как «книга о Дао  и  дэ». Главное слово в этом труде – Дао, что буквально означает путь.  Этим  словом обозначали также и другие понятия: правило порядок, смысл, закон и т.д.  Дао - вечно единое,  неизменное,  непреходящее.  Оно  корень  всего,  мать  всех вещей: Человек зависит от земли, земля от неба (космоса),  небо  от  Дао,  а Дао – от себя самого.
    Дао – это единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир в  представлении  даосов  состоит  из  мельчайших  материальных   частиц   и находится в постоянном изменении:  «Неполное  становится  полным,  кривое  – прямым, ветхое – новым». Таким образом, все в мире  бесконечно  переходит  в
свою противоположность. Всеобщность  изменений  и  переход  явлений  в  свою противоположность делают все качества относительными.
    Лао-Цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок  вещей,  должен  предоставить  вещам  развиваться  самим  по   себе.
Исконная естественность не требует от человека никаких  усилий  и  полностью покоится на собственных природных ритмах. Все явления: и человек, и  вещь  в кругах  бытия  равны.  Поэтому,  удел  человека   –   пассивное   созерцание естественного хода  событий  и  стремление  постичь  Дао.  Итак,  сторонники
даосизма  проповедовали  отказ  от  активных  действий  и  выдвигали  теорію недеяния. Эта теория – основной принцип даосизма.
    Лао-Цзы утверждал, что все в мире зависит от Дао, а не от «божественной воли»  или  каких-либо  сверхъестественных  сил.  Не  отрицая  существование богов, он считал  их  всего  лишь  порождением  Дао.  Даосы  отрицали  культ предков,  отвергали  жертвоприношение  небу,  земле,  рекам,  горам,  другим
обожествленным явлениям природы.
    Дао – источник всего  существующего  в  мире  –  духовное  начало.  Его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием.  Все  видимое  бытие несоизмеримо ниже Дао. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали  древние даосы, материализуется в дэ – достоинстве человека.
    Центральная проблема доктрины даосизма – учение о бессмертии.  Создание такого  учения  стало  важнейшей  целью  даосизма  в  силу   того,   что   в древнекитайской философско-религиозной мысли проблема бессмертия  души  была в целом разработана слабо. Даосы создали свое учение  о  бессмертии,  исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное  продление  жизни.  Учение Лао-Цзы и его ближайших  последователей  (в  частности,  Чжуан-Цзы)  прийнято обозначать как философский даосизм.
    Последователь Лао-цзы – Инь  Вэнь,  –  развивая  идеи  своего  учителя, утверждал, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц  (цзин ци),  которые  приходят  и   уходят   в   зависимости   от   «чистоты»   или «засоренности»  нашего  органа  мышления  (синь).  Он  также   считал,   что соблюдение естественных законов  (Дао)  жизни  необходимо  для  приобретения человеком  мудрости  и  познания  им  жизни.  Своеобразная  трактовка   этой материальной категории раскрывается в притче последователя Лао-Цзы  Чжан-Цзы о мяснике и вэйском правителе.
    Правитель царства Вэй, узнав об умении одного  мясника  разрубать  быка тремя ударами, даже не  затупив  при  этом  топора,  спросил,  как  ему  это удается. Мясник ответил: «… Я  всю  жизнь  постигал  дао  быка.  Изучив  дао животного, я могу делать это тремя ударами, а мой топор  остается  таким  же острым, как и прежде. Другие делают это пятью ударами, после чего топоры  их становятся тупыми».
    В начале нашей эры на базе  философского  даосизма  возник  религиозный даосизм.  Его  основу  составило  понятие  абсолютного  дао,  суть  котрого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это  иллюзия,  а  смерть  –  это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В  дальнейшем  даоская «наука о  бессмертии»  стала  смесью  шаманства,  колдовства,  астрологии  и демонологии.
    В Китае были созданы монастыри, в которых жили десятки  и  сотни  тисяч даоских монахов,  получавших  значительные  доходы  от  земель  и  от  своїй религиозной деятельности. Деятельность монахов  и  жрецов  была  чрезвычайно разнообразной: они предсказывали судьбу, гадали, –  число  способов  гадания достигало  многих  десятков,  занимались  изгнанием  злых  духов,  торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от  злых  духов, места для  постройки  могил  и  зданий,  определяли  дни  и  часы,  наиболее благоприятные для любого важного дела  –  свадьбы,  похорон,  отправления  в дорогу. Веря, что душа умершего способна влиять на  судьбу  живых,  жрецы  и монахи старались задобрить ее хорошим местом  для  погребения  тела,  точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр.
    Религиозный даосизм, так же как и философский, проповедовал пассивность как принцип жизни.
    Примерно в те же времена, на рубеже ((-( вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система  –  конфуцианство.  Ее основателем был проповедник из царства Лу  - Кун-Цзы (551-479 гг. до  н.э.), известный  в  европейской  транскрипции  как  Конфуций  (Учитель  Кун).  Его взгляды были изложены его  последователями  в  книге  «Лунь  юй»  (Беседы  и суждения).В ( в. до н.э. в идеологическую и  религиозную  борьбу  включилась  еще одна  школа,  одна  из  тех  ста  философских  школ,  которые,  как  уверяет китайская традиция существовали тогда в стране. Речь идет о  школе  моистов.
Название этого философского течения произошло от имени ее основателя Мо  Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших  положений  конфуцианства, в   частности,   против    обоснования    привилегированного    общественно- политического   и    социально-экономического    положения    наследственной аристократии.
    Мо Ди выдвинул свою программу переустройства общества  на  традиционном китайском  принципе  «всеобщей  любви  и  взаимной  пользы».  Он   предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо  от  их происхождения и формировать аппарат  управления  исходя  из  личных  качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со стороны других  школ,  прежде всего конфуцианства, а сами моисты – преследованиям и гонениям.
    
Другой школой, выступавшей в оппозиции  к  конфуцианству,  стала  школа легистов (законников)  или,  говоря  по-китайски,  –  фа-цзя.  Представители этого  течения  выражали  интересы  новой   имущественной   знати,   активно выступали  за  введение  частной   собственности   на   землю,   прекращение междоусобиц, ослабляющих царства. Одним из  основных  социальных  тренований фа-цзя были реформы, соответствующие времени.
    Одними  из  наиболее  выдающихся  представителей  этого  прогресивного течения были Шан Ян и Хань Фэй. Легисты создали свою теорию политического  и государственного устройства. В  их  произведениях,  впервые  в  Китае,  была выдвинута  идея   «юридического   закона»,   как   орудия   государственного
управления. Последователи Конфуция руководствовались древними  традициями  и обычаями, легисты, наоборот, считали, что в основе  управления  государством должны лежать строгие  и  обязательные  для  всех  законы  (фа),  отвечающие запросам   современности.    Легисты    стояли    за    создание    сильного
бюрократического государства.
    Но кроме «политических» философско-религиозных систем, в Древнем  Китае существовали также более отвлеченные от повседневной реальности  учения.  Их представители больше посвящали себя  проблемам  бытия,  возникновения  мира, нежели официальные  философы,  возведенные  в  ранг  святых.  Конечно,  и  в
работах конфуцианцев,  даосов  и  приверженцев  прочих  небезызвестных  школ присутствовали собственные суждения о подобных вопросах, но,  зачастую,  все рассуждения сводились к политическим проповедям.
    Основным  делением  китайской  философии  в  вопросе  возникновения   и устройства   мира   следует   считать   общепризнанное   мнение   о   борьбе идеалистического и материалистического направлений.  К  числу  первых  можно отнести: конфуцианцев, моистов, а также огромное количество  ответвлений  от
этих двух систем. Материалистами, напротив, можно назвать:  даосов,  фа-цзя, а также гигантскую армию философов-одиночек, многие из которых  не  оставили после себя ни работ, ни учеников.
    Одним  из  ярчайших  представителей   материалистического   направления китайской философии можно назвать атеиста  Ян  Чжу  из  царства  Вэй.  После него, к сожалению,  не  осталось  письменных  трудов,  лишь  весьма  кратки сведения   в   работах   других   философов.   Основным   источником   наших представлений о Ян Чжу служит одна из глав книги «Ле-цзы».
    В дошедшем до нас виде, эта книга была составлена лишь в ???-?V вв.  До н.э. Тем не менее, сопоставление  и  критический  анализ  данных  источников позволяют  восстановить  в  общих  чертах  течение  мысли  этого   философа- материалиста.
    Ян Чжу отрицал наличие в мире какой бы то  ни  было  сверхъестественной силы и настаивал на том, что все во вселенной подчинено закону  естественной необходимости.
    Основным  содержанием  учения  Ян  Чжу  было  наивно-материалистическое представление о человеке: подобно всем другим существам, человек состоит  из пяти  первоэлементов  материального  ци  и  отличается  от  остальных  живих существ только тем, что обладает разумом.
    Другим постулатом, который проповедовал Ян Чжу, было  полное  отрицание потустороннего  мира  и  бессмертия  души.  По  его  словам,  смерть  –  это естественно необходимое явление:  «В  жизни  все  вещи  отличаются  друг  от друга, в смерти же все они  равны.  В  жизни  мудрые  и  глупцы,  знатные  и незнатные – и это то, что различает их (людей). В смерти же  есть  тление  и уничтожение, тление и разрушение – вот, что делает их равными».

Лекция "Часть 7" также может быть Вам полезна.

    Со смертью человека прекращается его существование, исчезает  его  дух. Человек не должен интересоваться тем, что будет после  его  смерти.  Ян  Чжу призывал  относиться  к   смерти   с   философским   безразличием,   как   к естественному,  закономерному  явлению.
    
    С течением времени, эволюцию в сторону идеализма претерпел  и  даосизм.
Последователи  Лао-цзы  извратили  первоначальную  наивно-материалистическую сущность, придав  идеалистическое  толкование  важнейшей  категории  –  дао, фактически обожествив ее.
    Таким образом,  философские  системы  Китая  внесли  огромный  вклад  в сокровищницу  мировой  культуры,  по-особому   передав   различные   взгляды выдающихся  мыслителей  прошлого.   Многочисленные   направления   китайской философской  мысли  привнесли  особенный   восточный   колорит   в   мировую
философию, как науку,  позволив  человечеству  еще  на  шаг  приблизиться  к пониманию вечных вопросов бытия…
Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее