Киевская Русь (конец IX - начало XII вв.)
Киевская Русь (конец IX - начало XII вв.).
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Историю Киевской Руси можно разделить на 3 этапа: 1. 9-й - середина 10-го века - время первых киевских князей. 2. Вторая половина 10-го века - первая половина 11-го века - время Владимира 1го и Ярослава Мудрого - эпоха расцвета Киевской державы. 3. Вторая половина 11-го века - начало 12 века - переход к феодальной раздробленности. В 882 году Олег предпринял через Смоленск и Любеч поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили киевских князей и захватили город. Киев стал центром объединённого государства. В 911 году Олег с войском подошёл к стенам Константинополя. В результате этого похода был заключён договор с греками, составленный в 2х экземплярах - на русском и греческом языках. При Олеге в состав его державы в состав державы были включены и стали платить дань древляне, северяне, радимичи. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 - 945) - при нём договор с греками был продлён, но на менее выгодных условиях, а в 945 году произошло первое народное восстание.[1] Жена Игоря жестоко отомстила потом древлянам за мужа. Она правила в 945-964 годах. Отомстив за мужа, она вынуждена всё-таки была пойти на попятную, установила "урок" - размер дани и "погост" - место сбора дани. Эти погосты становились потом опорными центрами княжеской власти. При Ольге Киевское государство окрепло, она первой из русских правителей приняла христианство. В княжение Игоря и Ольги были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян. Правление Святослава (964 - 972) оценивают по-разному: одни считают его авантюристом, другие - талантливым полководцем. По дороге в Киев в 972 году Святослав попал в засаду печенегов и был убит, а печенежский хан приказал сделать из его черепа чашу, окованную золотом, и пил из неё на пирах, считая, что к нему перейдёт слава убитого. Владимир 1 (980 - 1015). В 988 году Владимир провёл вторую религиозную реформу. В качестве единой религии было принято Христианство. В Крыму Владимир крестился сам и крестил своих бояр. Утверждение Христианства шло медленно ввиду сопротивления населения. Принятие Христианство укрепило государственную власть и территориальное единство Руси, расширило связи с другими христианскими странами, сыграло роль в развитии культуры. Ярослав Мудрый (1019 - 1054). При нём Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, в1037 году был возведён Софийский собор, сооружены Золотые ворота, велись работы по переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Русь достигла широкого международного признания. С его семьёй стремились породниться крупнейшие дворы Европы. Переход к феодальной раздробленности. Сложность династический счётов, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции вели к княжеским усобицам. По инициативе Владимира Мономаха в 1097 году состоялся Любечский съезд князей, на котором был провозглашён принцип: "Каждо да держит отчину свою". Усобицы продолжались, и только внешний фактор: необходимость бороться с набегами кочевников удерживал ещё страну от распада. Владимир Мономах (1113 -1125). Ему удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. Авторитет Руси усилился. С его именем стали связывать появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха. При нём была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет".
Государственный строй киевской Руси опирается на военную демократию.Участие мужчин в решении важных вопросов на народном вече.
[1] Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:
«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»
[1] Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:
«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»