Изобразительное искусство
Изобразительное искусство.
По-видимому, уже в эпоху переселения англосаксы владели великолепной техникой изготовления не только орудий труда, но и ювелирных изделий – чеканки оружия, выделки украшений и т.п. О высоком мастерстве англосаксов свидетельствуют археологические находки в поместье Саттон Ху (Восточная Англия), где обнаружено захоронение вождя VII в. в форме ладьи и с огромным числом всех тех предметов воинского германского быта, которые описаны в древнеанглийской эпической поэме «Беовульф». Англосаксы владели также искусством резьбы по кости и камню, как об этом свидетельствует реликварий (ларец, названный по имени археолога Фрэнкса), изготовленный из китовой кости, с резными рисунками на мифологические и библейские сюжеты, а также каменные кресты-распятия из Нортумбрии (с изображениями и руническими надписями).
Вместе с проникновением христианства, «религии Книги», возникает искусство рукописания на пергаменте и первые рукописи. Древнейшие сохранившиеся рукописи (нортумбрийские, например, Линдисфарнское Евангелие), отличаются высокой техникой оформления (великолепные миниатюры, заставки). Миниатюры - торжественный пролог к священным текстам. Особенно распространены изображения евангелистов, парадные, пышные. Используя позднеантичные образцы, англосаксонские миниатюристы рисовали евангелистов сидящими на троне в декоративно оформленных неглубоких нишах.
Восприятие буквы как магического знака, свойственное как кельтам, так и германцам, явилось причиной особого распространения инициалов: сложного орнаментального изображения начальной буквы в книге или главе. В рукописях VII-IX вв. изощренный узор инициала в некоторых книгах занимает всю страницу и включает разнообразные мотивы: ирландскую плетенку, растительный и зооморфный орнамент, фигуры людей и животных. Живость и непосредственность рисунка, обращение к светской сюжетике сочетаются с необыкновенной изобретательностью в декоре, сочностью и яркостью красок, среди которых преобладают красно-желто-коричневые тона.
Стремление к максимальному украшению рукописей и развитие геометрических орнаментов привели к созданию “ковровых” страниц в кельтском и англосаксонском рукописании. Нортумбрийский стиль Дарроу-Линдисфарна во многом обязан кельтским и римским традициям.
В VIII-IX вв. в результате скандинавского нашествия нортумбрийские монастыри приходят в упадок, почти затухает работа в скрипториях. Производство книг перемещается на юг и основным центром рукописания становится Кентербери.
Второй “золотой век” англосаксонское рукописание переживает во второй половине X в. Его центром опять становится юг, но на этот раз лучшие произведения создаются в Винчестере, столице Уэссекса. Рукописи Винчестерской школы завоевывают общеевропейское признание и распространяются по крупнейшим собраниям Европы: английские скриптории получают заказы из монастырей Франции, Италии, Германии.
Тесные связи с Францией обусловили значительное влияние каролингского искусства на формирование стиля “винчестерской” школы. Наиболее ранним ее произведением является посвятительный лист Дарственной хартии короля Эдгара (966 г.). Пергамент окрашен пурпуром, король Эдгар изображен стоящим между Марией и св. Петром и вручающим хартию Христу.