Литература
§№9. Временные виды искусства. Литература.
Вопросы для повторения:
• Что означает термин «музыка»?
• Какие виды музыки вам известны?
• Какими средствами выразительности пользуется музыка?
Мифология и устное народное творчество.
Мифология.
Миф – вымысел, принимаемый за правду.
Характерные черты мифа:
Рекомендуемые материалы
• Отождествление фантазии с реальностью;
• Объяснение действительности в наглядно-образной форме;
• Эмоциональная насыщенность.
• Связь с магией.
Функции мифа:
• Функция стереотипизации – создаёт образцы, стандарты, по которым строится мышление и поведение людей.
• Функция компенсации – компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное и позволяет включить его в систему представлений.
• Функция символизации – в закодированном, символическом виде отражает явления реальности.
Устное народное творчество.
Устное народное творчество (фольклор) в форме сказок, былин, пословиц и поговорок уходит корнями в далекую историю. Они передавались из уст в уста, их содержание отшлифовывалось таким образом, что оставались наиболее устойчивые сочетания, а языковые формы обновлялись по мере развития языка. Устное творчество продолжало существовать и после появления письменности. С появлением городов к крестьянскому фольклору добавился рабочий и городской. В настоящее время устное народное творчество наиболее выражено в анекдотах.
Литерату́ра.
Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле совокупность любых письменных текстов. Существует два основных вида литературы (формы литературного произведения) – проза и поэзия.
Про́за (лат. prosa, от prōsa — прямая, простая, из proversa — обращённая вперёд) — устная или письменная речь, не обладающая поэтическим ритмом; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций; Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.
• ЭПОС (греч. - повествование) - рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.
• ДРАМА (греч. - действие) - изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.
• ЛИРИКА (от названия муз. инструмента) - переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.
Жанры литературы:
ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся: романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д.
• Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом.
• Повесть — род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов.
• Новелла — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой.
• Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой.
• Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.
• Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
• Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица.
Поэ́зия.
Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Стихи – форма повышенного эмоционального восприятия и отражения жизни посредством определённого поэтического ритма.
Средствами выразительности поэзии являются: стих (стихотворная строка), а также рифмы, ритм, метр и проч.
Джанни Родари. Чем пахнут ремёсла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Функции литературы:
- Литература выступает в качестве образца и критерия использования языкового богатства.
- Развитие эстетического сознания человека.
- Установка нравственных идеалов и норм.
- Литература является одним из способов профессиональной ориентации профессионального совершенствования.
- Литература является одним из способов передачи информации и накопленного опыта предыдущими поколениями последующим.
- Формирование мышления, совершенствование интеллектуального уровня.
Практическое задание:
Напишите мини-сочинение (эссе), выбрав одно из направлений:
• Статья в газету филиала (о филиале; о профессии; о мастере или преподавателе; о художнике, занимающемся росписью керамики или резьбой по дереву).
• Сценарий документального фильма о филиале или о профессии.
• Письмо другу о филиале, профессии (популяризация своего учебного заведения).
Этапы выполнения задания:
• Продумайте содержание своей работы в следующем порядке:
• Выбор темы;
• Выбор конечной цели;
• Выбор героев эссе (очерка, статьи, сценария, сочинения и т.п.);
• Выбор времени и пространства (происходящего в вашем эссе);
• Составление плана эссе;
• Написание эссе (статьи, сценария, сочинения и т.п.);
Лекция "59. Автоматические системы пожаротушения" также может быть Вам полезна.
Рекомендуемая литература:
1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979
2 Хализев В. Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики. М.: 1980
3 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: 1991
4 Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: 1992.