Популярные услуги

Античное искусство

2021-03-09СтудИзба

Лекция  4-5.  Античное искусство

- Художественная культура античного мира. Искусство Древней Греции и его роль в истории мировой художественной культуры. Основные периоды развития греческого искусства.

- Римская античность. Краткая характеристика культуры Древнего Рима.

 Литература:

Алпатов, М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции / М.В. Алпатов. – М., 1987.

Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега – Л», 2005. – С. 84 – 112, 244 – 299.

Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М., 1988. – 496 с.

Грант, М. Римляне: цивилизация Древнего Рима / М. Грант. – М.: Центр полиграф, 2005. – 397 с.

Губарева, М.В. 100 великих шедевров изобразительного искусства / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 480 с.

Рекомендуемые материалы

Дмитриева, Н.А. Краткая история искусства / Н.А. Дмитриева. – М., 1986. – С. 5 – 118.

Египетская мифология: энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 592 с.

Ильина, Т.В. История искусств: западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2005. – С. 5 – 46.

Искусство Древнего Египта: живопись. Скульптура. Архитектура. Прикладное искусство: альбом. – М.: Изобраз. искусство, 1972. – 105 с.

Искусство стран и народов мира: архитектура. Живопись.  Скульптура. Графика. Декоративное искусство: краткая художественная энциклопедия / ред. кол.: Б.В. Иогансон и др. – М.: Сов. энцикл., 1962. – Т. 1. Австралия – Египет.

Коростовцев, М.А. Литература Древнего Египта // История всемирной литературы. – Т.1. – М.: Наука, 1983. – 583 с.

Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – С. 33 – 79.

Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высш. шк., 1990. – 350 с.

Лапинская, Я. Мифология Древнего Египта / Я. Лапинская, М. Марциняк. – М., 1989. – 224 с.

Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В.А. Луков. – М.: «Академия», 2005. – 512 с.

Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – СПб.: «Летний Сад», 2001. – 800 с.

Мифы народов мира / Под ред. Н.И. Девятайкина. – Ростов н/Д.: Феникс; М.: Цитадель-Трейд, 2006. – 415 с.

Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / Под ред. С.А. Токарева. – М.: Большая  рос. энциклопедия, 2003.

Мировая художественная культура: в 2 т./ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2005. – Т. 1. –  С. 85 – 153.

Павлов, В.В. Египетский портрет 1 – 4 веков / В.В. Павлов. – М.: Искусство, 1967. – 181 с.

Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима: архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство / Г.И. Соколов. – М.: Просвещение, 1996. – 224 с.

Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление, как образец для подражания, как эталон творческого совершенства. «Античность – золотая пора человечества» – именно так ха­рактеризовалась эта эпоха.

Древневосточная система ценностей, базировавшаяся на безусловном при­оритете государства, к моменту зарождения античной культуры исчерпывала свой позитивный потенциал и давала «сбои». Именно государ­ство обеспечивало мир, порядок, стабильность и спокойствие в обществе, семье, во внутреннем мире каждого своего подданного. Оно же заботилось о сохранении  иерархии в обществе, где каждый занимает свою нишу; оно обеспечивало строгое следование тради­циям и ритуалам. В этой системе ценностей человек жил в соответ­ствии с нравственными нормами, которые предполагают служе­ние человека, с исполнением им своего долга перед родиной, государем.

         В древневосточной культурной парадигме были важны накоп­ленные в прошлом знания. Они заслуживают доверия, ибо это дар богов, и подкреплены опытом многих поколений. Практические знания позволяли человеку хоро­шо чувствовать природу, мир, в котором он жил. Человек в этой системе ценностей чувствовал себя органичной частицей мира, а мир хотя и суровый и жестокий, но не чужой, а родной, и даже – родственный.

Новая система ценностей, которая именно в античности начи­нает постепенно завоевывать свое место в культуре, базируется на приоритете личности. Личность умеет ценить свободу и стремиться к ней. Личность суверенна и независима экономически и политиче­ски, у нее развито чувство равенства и братства. В новой системе ценностей важна идея прогресса, и потому знания будущего, позна­ние нового и неизведанного приобретают особую значимость.

Че­ловека в новой системе ценностей интересуют вопросы сущности: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Теперь ценятся знания теоретические и профессиональные. Именно такой характер знаний позволяет с наибольшей полнотой реализоваться личности. В но­вой системе устанавливаются новые отношения между личностью и обществом – отношения эквивалентного обмена, а их можно реализовывать на основе правовых отношений. Правовые отноше­ния, закон – способ регулирования всех человеческих отноше­ний в обществе. Перед законом все равны. Эта система ценностей, которая утверждается в античности, и называется – Европейской системой ценностей.

Сама античная культура – переходное явление, она долго жи­вет в древневосточной системе ценностей, но уже осваивает евро­пейскую, постепенно делая ее основой своей жизни и развития. В таких изменяющихся условиях развивается античная художест­венная культура, неся на себе на разных этапах те или иные осо­бенности проявления ценностных ориентации.

Целостность восприятия мира античного человека, античная сим­воличность, понятия о космосе и роке берут свое начало в мифологиче­ском мировосприятии. Ощущение красоты и гармонии  – тоже резуль­тат развития некоторых мифологических представлений человека.

Неоднократный возврат к античности на протяжении двух ты­сячелетий, попытка человечества вновь и вновь взять в руки непре­взойденный шедевр, со скрытой тайной красоты и величия и осве­тить его светом новой эпохи, предпринималась во времена Ренессан­са, классицизма и модерна. Часто это сводилось к поискам идеала, что давало начало множеству направлений в искусстве и порождало множество идеологий, преображая облик государств и всей эпохи.

Античность  –  это понятие, объединяющее совершенно различ­ные эпохи, нации и страны (Ш тыс. до н.э. – IV в. н.э.), которые мы воспринимаем, как некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить этими свой­ствами космоса человека. При всех несходствах и изменениях, про­исшедших за три тысячелетия эпохи Античности, было нечто такое, что в своем реальном воплощении оставалось неизменным, непод­вижным и совершенно общим. В Возрождении Античность воспри­нималась как возврат к стройному изяществу красивых и вырази­тельных форм. В эпоху Просвещения  – как рационалистическое любование на изящество мелких художественных форм.

Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая пора человечества» не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множество шедевров, но также и потому, что взгляд челове­ка на мир, моральные и нравственные нормы, которыми человек ру­ководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало именно в это время.

Античная художественная культура (от III тыс. до н.э. до V в. н.э.) прошла несколько этапов в своем развитии:

I. Эгейская:

– крито-микенская культура – III тыс. до н.э. – П тыс. до н.э.;

–  «темные века», от Троянской войны до гомеровской Греции  – XII – XI вв. до н. э.;

– гомеровская Греция – XI в. – VIII в. до н.э.;

– греческая архаика – VIII – VI вв. до н.э.

На этом этапе античной культуры господствуют древневосточ­ные ценности, они придают своеобразие художественной культуре этого периода.

II. Греческая классика –  VI – IV вв. до н. э.;

    Культура эллинизма –  вт. пол. IV в. до н.э. – I в. до н.э.

На этом этапе формируется подвижная равновесная система между древневосточными и европейскими ценностями. В этих yсловиях художественная культура переживает бурный духовный расцвет.

III. Культура Римской республики –  IV в. до н.э. – II в. до н.э.;

      Культура Римской империи – I в. до н.э. – V в. н.э.

На протяжении всей античной культуры осваиваются и утвер­ждаются европейские ценности. Они задают направленность, то­нальность, характер, приоритеты художественной культуре. Евро­пейская художественная культура в контексте европейских ценно­стей на каждом новом этапе своего развития и совершенствования средствами искусств дает свое толкование, свое понимание этих ценностей. Это отражается в художественной культуре в процессе смены художественных стилей. Каждый художественный стиль – это своеобразие, особенность европейской культурной традиции. Сама Античность к V веку н. э. завершает свое развитие, уступая место новому витку развития культуры, новым интерпретациям основ­ных ценностей.

Эгейская художественная культура

В III – II тыс. до н.э. на окраине древневосточной цивилиза­ции, на стыке трех материков Азии, Африки и Европы зарожда­ется эгейская культура, называемая иногда крито-микенской.  Она  существовала на островах Эгейского моря (Крит, Фера, острова Кик-ладского архипелага), в материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос) и на западном побережье Малой Азии (Троя). 

Основной исторической особенностью крито-микенской или эгейской культуры является то обстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном между Древним Вос­током и собственно Грецией.

На рубеже Ш-П тыс. до н.э. на острове Крите впервые на территории Европы складывается государство и возникают протогородские центры: Кносс, Фест, Маллия. Вместе с тем Крит становится значительнейшим центром античной культуры.

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы, что было связано с ведущей ролью дворца в экономической и политической жизни древнейшего населения острова. До нас дошло немного памятников критской культуры, глав­ным образом дворцы знати, которые соперничали между собой богатством и роскошью. Построенные дворцы – свидетель­ства довольно развитой архитектурной культуры.

Среди этих дворцовых комплексов выделялся своими масштабами (общая площадь 16 тыс. кв. км) и свободной, усложненной планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение нескольких столетий. Стены комнат были украшены декоративными росписями. Особое место в сюжетике росписей дворца занимают изображения женщин-акробатов, прыгающих через быка или танцующих у него на спине. По всей видимости, это каким-то образом было связано с культовой, обрядовой стороной критской религии, ибо бык всегда почитался на Крите как священное животное (вспомним мифического Минотавра – получеловека-полубыка). Кносский дворец органично вписан в ландшафт. Древние зодчие точно учитывали природные условия – форму ландшафта, течение вод и движение воздушных потоков, они удивительным образом выбирали наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений.

          Дворец расположен на невысоком холме. Центр комплекса – прямоугольный двор, а вокруг него свободно группируются различные помещения. Стены парадных залов расписаны фресками, создающими праздничное настроение продуманной гаммой красок, сюжетами праздников, торжественных обрядов, сценами из обыденной жизни.

В XV – XVI вв. до н.э. центр эгейской цивилизации перемеща­ется на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Греки-ахейцы строят свои города-крепости на высоких холмах. Такой город получает название «акрополь » – верхний город. Там и рас­полагается царская резиденция. Город укрепляется мощными стенами выполняет роль крепости.

В развалинах акрополей, особенно в Микенах, городе легендарного Агамемнона, найдено большое число предметов из золота и серебра весьма тонкой работы кубки, вазы, золотые маски (в том числе так называемая «маска Агамемнона»).

Известный по раскопкам Микенский дворец – прообраз и греческого храма, и греческого жилища. В центре его располагается очаг  – символ человеческого уюта. Вокруг очага  – четыре колонны, которые поддерживают навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров.

На фресках дворца изображены сцены охоты и битв, что выдает воинственный дух ахейцев. Композиция фресок статична, в них четко выражено стремление к симметрии.

На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, делает первые самостоятельные шаги по наведению порядка, вносит свое понимание в устройство мира. На этом этапе он еще очень тесно связан с природой.

Дальше наступают «темные времена» , о которых до нас не дош­ло достоверной информации. Мы можем судить об этом времени по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанным много ве­ков спустя.

К XII в. до н.э. дворцовые комплексы, как на Крите, так и в ма­териковой Греции, перестали существовать. Чаще всего этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племен, кото­рые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. Эти племена также являлись грекоязычными, но стояли на явно более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их при­ходом начинается новый этап в истории Древней Греции.

Следующий период – «гомеровская Греция» . О мере и уровне «художественности» этого периода можно судить по предметам гончарного ремесла. Оно близко микенской керамике. Глиняные сосуды первоначально украшались геометрическим узором из го­ризонтальных полос коричневого лака. Узор этот, по-видимому, символизирует какие-то элементы мирочувствования древних греков. Затем, сменяя друг друга, на сосудах появляются фигуры зверей и птиц и, наконец, изображения человеческих фигур. Изо­бражения носят весьма условный характер: голова и ноги в про­филь, верхняя часть торса в фас (что напоминает египетское ис­кусство). Такая эволюция дает основание проследить пробужде­ние интереса к человеку.

Сами сосуды имеют разнообразную фор­му в зависимости от их функции: амфоры для хранения вина и мас­ла, кратеры для смешивания вина с водой, пискиды с крышками в виде фигурок животных и птиц для благовоний, энохии для розли­ва вина во время трапез.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура сохранилась лишь в развали­нах. Однако в целом утонченный, динамичный, образный строй искус­ства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков.

Человек устраивает свой быт, создает определенный комфорт, проявляет заботу о себе и одновременно, еще не осознавая этого, «творит» произведения искусства. О нарастающем интересе человека к самому себе свидетельст­вуют статуи из дерева или камня – их называют ксоанами. Это изображения богов, но греки наделяют их человеческими чертами.

Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог – Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпий­ских (по месту их обитания – на горе Олимп) богов. Само число «двенадцать» не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека: Гера обере­гает семейную жизнь и строго наказывает за супружескую невер­ность, воплощает женское начало. Она – богиня брака и семьи, покровительница законных супругов и их детей. Дионис – бог земледелия и виноделия, веселья и театра. Гермес – вестник богов, покро­витель пастухов, а позже – торговли и гонцов, Артемида – богиня  охоты, укротительница диких зверей, покровительница природы и молодых животных, а также покровительница молодых женщин и родов, Гефест – бог подземного огня и кузнечного мастерст­ва, но то, что создает Гефест, уничтожает беспощадный Арес – бог несправедливой войны и брани, непрестанно жаждущий яростных битв и кровавых сражений. Посейдон – бог моря, рек, озер и других водных источников. Аид – бог подземного царства и мертвых. Афродита – богиня любви и красоты, вызывавшая в сердцах смертных и богов страсть, побуждая их как к браку, так и к нарушению супружеской верности.  Деметра – богиня плодородия, растительности и земледелия,  смены времен года. Афина – богиня мудрости, ремесел, покровительница справедливой войны, городской жизни, мирного труда.  Благодаря ей греки научились приручению диких животных, культуре земле­делия, кораблестроению. Аполлон – предводитель муз, покровитель музыкального искусства, также славившийся пророческим даром и искусством врачевания. 

Позже в мифах появляется герой. Это уже не совсем бог: он, как правило, рожден земной женщиной. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положе­ние, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Ге­ракл.

Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуще­ствляли оракулы, которые для получения прорицаний (и это при­мечательно) обращались к природе: прислушивались к шепоту ли­стьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего ис­точника, присматривались к полету птиц или поведению живот­ных.

На этом этапе культуры человеческое, культурное и природное начала находились в состоянии подвижного равновесия, гармо­нии. А это создавало благоприятную атмосферу для формирова­ния художественного творчества, тогда как появление отдельных видов искусства только еще намечалось.

В VIII в. до н.э. появляется алфавитное финикийское письмо. Оно обусловило рождение литературы, и прежде всего эпоса. Эпос представлен творчеством легендарного поэта, слепого странству­ющего поэта – Гомера. Ему приписывают  авторство над «Илиадой» и «Одиссеей». В эпосе герои – не только боги, но и люди – воины-завоеватели и мореплаватели: Ахилл, Диомед, Одиссей и другие. Они пользуют­ся всеобщим уважением и становятся примером для подражания.

Сюжеты поэм Гомера обращены к отдаленному прошлому. Источником их являются мифы, но Гомер придает им характер ис­торической картины. В «Илиаде» – это события Троянской вой­ны, один из ее эпизодов, а «Одиссея» – повесть о возвращении одного из героев Троянской войны на родину. Гомер обращается к прошлому, но сквозь него уже проглядывает современное ему обще­ство. Поэт был современником первых полисов в Эгейском регио­не, он знал о колонизации земель и распространении новой куль­туры, он видел, как миф преображается в ритуальные праздники, полисные и межполисные игры, которые имеют эстетическое зна­чение.

         Наиболее прославленное место межполисных состяза­ний – Олимпия, местность в Элиде. Эти состязания положили на­чало Олимпийским играм. С VIII в. до н.э. (776 г.) они проходили каждые четыре года и продолжались несколько дней. Во время игр объявлялось священное перемирие. На этих играх утверждался культ красоты тела, здесь ценилось не происхождение, а сила, лов­кость и красота. Героям игр ставились памятники.

Эти изменения в жизни и культуре исподволь готовили созна­ние древних греков к новому представлению о достоинстве чело­века.

Реальная картина жизни полиса конца VIII – начала VII в. до н.э. представлена в повествовании еще одного эпического поэта – Гесиода. Его интересуют не военные подвиги аристократов, а земле­дельческий труд. В поэме «Труды и дни» автор рассказывает о се­мейном конфликте из-за земли, повествует о честном и благород­ном труде земледельца.

Гесиод дает свое представление об истории человечества. Его тревожит будущее, поэт убежден, что люди, удаляясь от природы, от естественной жизни, многое теряют. Побеждает железо: снача­ла на поле боя, а потом и в нравственном мире человека. Желе­зо – жажда славы и крови, ржавчина и дребезжание в человече­ских отношениях. Появляется непочтительность к старшим, себя­любие и жестокость. Уже за плечами рода человеческого «золотой век», где труд был в радость; «серебряный век», где утрачиваются благочестие и достоинство; век «меди» – время воинственности и жестокости, а впереди – век «железа», сокрушается Гесиод, «не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя».

В этих размышлениях уже слышны тревожные нотки сожале­ния о нарушении привычного уклада, о смене ценностей, о нару­шении гармонии между природой и человеком. Гесиод строит неу­тешительные прогнозы на будущее. Но он не замечает, что желез­ные доспехи из-за их дешевизны доступны рядовым гражданам, а не только аристократии – героям медного века, он не хочет и не может понять, что, когда аристократия лишается своих преиму­ществ в военной и экономической сфере, рождается основа для равенства. Происходит переход от древневосточных к европей­ским ценностям.

В «железный век» происходят климатические изменения, над­вигается похолодание, культура вообще проходит суровое испыта­ние, но греческая культура достойно выдерживает его.

Похолодание на территории Греции проходит мягче, чем в дру­гих регионах цивилизации; горный рельеф спасал от холодных ветров, но изменение климата инициирует перестройку сельского хозяйства по интенсивной схеме. Широко используются железные орудия, они помогают расширять участки под посевы новых культур – винограда и оливы. Активно вырубались леса. Лучшие сорта шли на постройку домов и кораблей. Море, которое тоже смягчает климат, у побережья имеет небольшую глубину. Большую часть года оно спокойно. Это благоприятствует развитию  торговли, установлению связей с соседними странами. Греки ос­ваивают острова, распространяют свою культуру, не навязывая ее другим народам, а налаживая связи и контакты. Возникают объек­тивные условия для установления режима рабовладельческой де­мократии. Отношения между людьми регулируются не принужде­нием, а на основе законов.

В VII – VI вв. до н.э. проводится ряд ре­форм, которые ликвидируют родовые пережитки. Формируется «средний класс». Возникает возможность для появления экономи­чески, политически и духовно свободных людей. Греки открывают «политейн » – политическое, социальное в себе самих. Они чувст­вуют себя частью природы, но особенной ее частью.

Итак, древний грек привыкает ценить в себе человеческое, культурное. В трагедии «Антигона» Софокл гордо заявляет о том, что «много на свете есть дивного, но нет ничего удивительней че­ловека». Он бороздит на своих судах море, продолжает далее Со­фокл, обрабатывает землю, приручает птиц и животных, «с помо­щью искусств он делается властелином зверья, свободно блуждаю­щего по холмам», с помощью искусств человек может победить бо­лезни, он многое может, утверждает знаменитый греческий трагик.

Грек не посягает пока на космический порядок, предпочитая прислушиваться к музыке космических сфер, к ритму природы; он верит в одухотворенность природы, в силу ее красоты. Он прекло­няется перед природой и учится творить красоту, подражая ей. Не случайно творчество трактуется как «мимесис » – подражание, прежде всего природе. Демокрит убежден: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: у паука в портняжном и ткацком ремеслах, [ученики] ласточек в построении жилищ и [ученики] птиц, лебедей и соловья в пении».

Одновременно грек создает город, где устанавливает свой по­рядок, свое равновесие и гармонию, в чем-то и отличные от все­ленской гармонии и равновесия.

VII – VI вв. до н. э., так называемый период архаики, отмечены важ­нейшими сдвигами как в истории, так и в искусстве Древней Греции. Рост городов в Греции вызывает расширение строительства.

Еще ранее был создан тот тип здания, который в дальнейшем воплотил мир чувств и идей свободных граждан греческого полиса. Таким зданием стал храм, посвященный богам или героям, центр всей политической и культур­ной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась мес­том собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства граждан­ского коллектива города, незыблемость его общественного уклада.

Классическим типом греческого храма стал «периптер » (оперен­ный) –храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. В результате весьма длительной эволю­ции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая по­зднее, уже у римлян, получила название «ордера» (строй, порядок).

Ордер в ар­хитектуре  – это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. Пер­вые ордера  – дорический и ионический. Их названия по местам их возникновения наполняются человеческим смыслом. Ор­дер  – общая система правил, разработанная человеком, но эти правила не исключали творческого поиска зодчего.

Поскольку речь зашла об ордерах, мы приведем все пять известных в Античности ордеров, которые окончательно сформировались на основе греческих во вре­мена римской античности. Это совмещение мы сделаем для удоб­ства сравнения этих ордеров.

Тосканский ордер (греческий). Самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вари­ант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит название. Он символизировал физическую мощь я силу, а потому применялся в хозяйственных и военных постройках.

Дорический ордер (греческий) – воплощение мужественности и героизма. Самый прочный и тяжелый на вид из трех ордеров греческой системы, второй по прочности в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах  дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер – как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках. Сочетаясь на одном фасаде с другими, дорический как «тяжелый ордер» помещался внизу.

Ионический ордер (греческий) олицетворяет женственность, изящество и мягкость. Один из ордеров, общий для греческой и римской систем. Средний по тяжести. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер – как выражение ее грации. Помещался на общем фасаде между дорическим и коринфским.

Коринфский ордер (греческий). Самый легкий и стройный из ордеров греческой системы. Не определен по признаку тяжести в римской системе. Витрувий определял коринфскую колонну как облик прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты. Его применяли в постройках, связанных с его содержанием.

Композитный ордер (римский). Ордер, возникший в Древнем Риме. Его пропорции во всем совпадают с коринфским. Капитель коринфского может быть дополнена четырьмя ионическими, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитным ордером называют  смешанные ордера.

В VII в. до н.э. завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер. Античная архитектура способна рас­сказать современному человеку о том, что в Древней Греции цени­лось «прекрасное». «Прекрасное» же в античной культуре  – это соразмерность человеку. Античный архитек­тор овладел принципом целесообразности, который свободно трактовался применительно к месту, положению и функциональ­ному назначению того или иного архитектурного объекта. Творческие цель и задачи определяли работу зодчего с материалом. Они позволяли зодчему придавать ему задуманную форму. Художест­венная форма в античности выражала простоту, надежность, по­рядок.

Такой же порядок, как в архитектуре, греки находят и в музыке, которой отводят важное место в организации своей жизни. Здесь велика заслуга Пифагора, заложившего теоретические основы му­зыки и разработавшего медико-этические аспекты ее воздействия на человека. Звук для грека существует как физическое трехмер­но-стереометрическое явление. Каждый звук – тон. Высокие звуки – светлые, легкие, подвижные; низкие – темные, тяжелые. Звуковой тон имеет определенную структуру, и эта структура подобна структуре космоса. Космос, по убеждению греков, настроен на дорийский лад, он издает звуки величественной, крепкой, неу­вядающей музыки. Дорийский лад в музыке безупречен. К нему тяготеют другие лады. Подражая музыке космоса, греки создают человеческую музыку дорийского лада. Чистый ионизм в музыкe – это мягкость. Этот лад расслабляет волю, ведет к наслаждению. Лад в музыке, как ордер в архитектуре, может настроить человека, вызвать в нем то или иное состояние души.

В античной скульптуре периода архаики растет интерес к человеку. В VII в. до н. э. еще распространены антропоморфные статуи богов. Примечательна статуя из камня Геры с острова Самос: ваятель как бы помогает ей освободиться от стихий природы, выйти из камня.

В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира, высшие достижения относятся к разработке образа человека в  богов и богинь, героев, а также воинов (юношей) – так называемых «куросов ».

Образ куроса – сильного, мужественного героя – был порожден в Греции развитием гражданского самосознания. Развитие типа куроса шло в сторону выявления все большей правильности пропор­ций, преодоления элементов геометрического упрощения и схема­тизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, ко­торая называется в искусствоведении «архаической». Одним из дос­тижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, участниц религиозных процессий, так называемые «коры». Ста­туи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.

Еще большим шагом к свободе и раскрепощенности были групповые скульптурные сцены на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. А статуя возницы из Дельф уже полностью порывает с архаической скованностью, его движения естественны и благородны.

В античной культуре появляется желание выразить свое пони­мание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков: гар­мония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. Для греков – это универсальные принципы бытия, это и сущность, и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокос­моса. Кстати, само слово «космос» этимологически родствен­но слову «косметика», то есть «украшение», «красота».

Мирочувствование древних греков все пронизано эстетично­стью, особенной художественностью. Еще нет искусства в нашем понимании, искусства как профессиональной художественной де­ятельности. Сами греки употребляют слово «тэхне », что означает ремесло, мастерство прекрасного. И тем не менее вся жизнь, быт, повседневность античного человека проходили в эстетико-художественной атмосфере.

Художественная культура греческой классики

Более ярко проявляют себя европейские ценности в VI – IV вв. до н.э. Этот период получил название «греческая классика». В основе культуры «греческой классики» лежат представления о мере и гармонии.

Художественная культура греческой классики развивается как профессиональное искусство и базируется на эстетической теории. В эстетической культуре разрабатываются и систематизируются принципы бытия: целостность, гармония, ритм, мера. Эти принципы формообразования лежат в основе всей художественной практики античной культуры, придавая ее творениям совершенный характер. Гармония для древнего грека есть выражение  спокойствия, надежности, удобства. Ритм воплощает органическую вписанность человека в космос, природу, полис, а также сообразность природным процессам и явлениям.

Целост­ность понималась в античной культуре периода «классики» как завершенность, а ценилась как «совершенство», «прекрасное».

Люди также интересуются этой лекцией: 7. Электромагнитные поля и излучения.

Эстетическая теория периода «классики» разрабатывает категориальный аппарат. Эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое  – выражают ценностное от­ношение древних греков к бытию и быту. Эстетическая категория «калокагатия » позволяет оценить человека с точки зрения гармо­нии и меры в нем духовного и физического, внешнего и внутрен­него, с точки зрения органичной «вписанности» его в мир космо­са, природы, социума. Введение эстетической категории «катар­сис » инициирует становление проблемы эстетико-художественного восприятия произведений искусства. Эстетическая теория уделяет значительное внимание проблемам художественного творчества, роли и места искусства в жизни общества.

Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам.

Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444 – 429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита – поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот, знамени­тые философы того времени. Победа демократии, несомненно, расширила возможности художественного развития афинян.

Искусство классической Греции убедительно показывало, что афиняне чувствовали себя в этом мире победителями; они были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, они способны воплотить в своих творениях. Они умели ценить своих мастеров и гордились ими.

Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная жи­вопись, литература как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.

Государство поощряло и поддерживало такую атмосферу в об­ществе, оно создавало благоприятные условия для развития худо­жественной культуры, для распространения культурных ценно­стей и приобщения к ним всех граждан. Строились специальные здания для хранения картин мастеров – плеотеки («плео» – мно­гочисленный, «теке» – хранилище). Устраивались выставки и об­суждения. Надо отметить, что античному образу жизни присуща состязательность, соперничество – «агон». Соперничали между собой государства-полисы, соперничали в своем мастерстве ре­месленники и политические деятели, соперничали авторы траге­дий, желавшие увидеть свои творения на подмостках афинского театра, и государство поощряло в своих гражданах этот дух творческой состязательности. Оно же заботилось о малоимущих гражда­нах, раздавая им деньги, чтобы все имели возможность посещать театр. Грамотность становится не привилегией избранных, а дос­тоянием многих. Появился читающий человек. Свои поэты и ис­торики были почти в каждом полисе, а число античных авторов превышало несколько тысяч.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее