Популярные услуги

Творчество Данте Алигьери

2021-03-09СтудИзба

Лекция 13. Творчество Данте Алигьери

  1. Краткий обзор жизни и творчества Данте. Автобиографическая исповедь «Новая жизнь».
  2. Поэма «Божественная комедия».

Литература:

1. Голенищев-Кутузов, И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971.

2. Доброхотов, А.Л. Данте. – М., 1990.

3. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987.

4. Луков, В.А.  История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2005. – С. 86-90.

5.  Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия.

Данте Алигьери (1265 – 1321) – итальянский поэт, «последний поэт средних веков и первый поэт нового времени», первый европейский писатель эпохи Предвозрождения, к которому по праву применимо определение «великий». Потомок старой и благородной флорентийской семьи, член  цеха  врачей  и аптекарей,  в  состав  которого  входили   лица   различных   интеллигентных профессий, Данте Алигьери выступает в своей жизни  как  типичный для его времени и для развитого городского уклада его  родины  представитель всесторонне  образованной,   деятельной,   крепко   связанной   с   местными культурными традициями и общественными интересами интеллигенции. Данте родился во Флоренции, в старинной рыцарской семье. Юность  Данте  протекает  в  блестящем   литературном   кругу   молодой поэтической  школы  "нового   сладостного   стиля"   (doice   stil   nuovo), возглавляемой его  другом  Гвидо  Кавальканти,  и  в  общении  с  выдающимся политическим деятелем и одним из ранних флорентийских гуманистов -  Брунетто Латини.

 Флоренция была самым богатым городом-коммуной в Италии 13-14 вв., в ней выделялись две антогонистические партии: гвельфы (сторонники папской власти) и гиббелины (сторонники германского императора).

Рекомендуемые материалы

Гибеллинов победили и выгнали из Флоренции, а гвельфы разделились на Белых (отделившихся от сторонников папы) и Черных. Данте принадлежал к первым. Белые гвельфы больше внимания уделяли нуждам простого народа. Во время правления партии белых гвельфов Данте занимал престижные должности, а когда к власти пришли черные, был изгнан из города вместе с другими белыми гвельфами. Спустя 10 лет ему разрешили вернуться на родину, но Данте отказался, так как для этого нужно было пройти унизительную, позорную процедуру. Тогда городские власти приговорили его и его сыновей к смерти. Данте умер на чужбине, в Равенне, где и похоронен.

Поэзия Данте свидетельствует о его незаурядной по тем временам эрудиции в средневековой и античной литературе, познаниях в естественных науках, осведомленности о современных ему еретических учениях. Первые стихи были написаны в конце 80-х гг. 13 в. По собственному признанию Данте, толчком  к  пробуждению  в  нем  поэта явилась трепетная и благородная  любовь  к юной и прекрасной Беатриче. Поэтическим  документом  этой  любви осталась  автобиографическая  исповедь   "Новая   Жизнь"   ("Vita   nuova).  комментированный поэтический цикл и одновременно первая европейская художественная автобиография. В нее вошли 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллата, 2 стихотворных фрагмента и прозаический текст – филологический и биографический комментарий к стихам. Основой создания произведения стало важное событие, случившееся в 1274 г. В это время Данте (ему 9 лет) встречает в церкви девочку Беатриче Портинари, которой тоже в то время 9 лет (по другим сведениям, 16 лет). Данте пишет об этой встрече так: «Девятый раз после того, как я родился, небо света приближалось к исходной точке в собственном своем круговращении, когда перед моими очами появилась впервые исполненная славы дама, царящая в моих помыслах, которую многие - не зная, как ее зовут,- именовали Беатриче. В этой жизни она пребывала уже столько времени, что звездное небо передвинулось к восточным пределам на двенадцатую часть одного градуса. Так предстала она предо мною почти в начале своего девятого года, я уже увидел ее почти в конце моего девятого. Появилась облаченная в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту. В это мгновение - говорю поистине - дух жизни, обитающий в самой сокровенной глубине сердца, затрепетал столь сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении… Я говорю, что с этого времени Амор стал владычествовать над моею душой, которая вскоре вполне ему подчинилась. И тогда он осмелел и такую приобрел власть надо мной благодаря силе моего воображения, что я должен был исполнять все его пожелания. Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела; и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее» (отрывок из «Новой жизни»).

 Вторая встреча с Беатриче происходит через 9 лет. Поэт восторгается Беатриче, ловит каждый ее взгляд, скрывает свою возвышенную любовь, демонстрируя окружающим, что любит другую даму, но тем самым вызывает немилость Беатриче и полон раскаяния. Девушку выдают замуж за другого, и не достигнув 25- летнего возраста, в 1290 г. она умирает. 

Книга «Новая жизнь » (1292) и посвящена встрече с Беатриче. В ней стихи чередуются с отрывками, посвященными возлюбленной. В финале содержится обещание славить Беатриче в стихах, и под пером поэта Беатриче становится образом прекраснейшей, благороднейшей, добродетельной женщины, «дарующей блаженство» (таков перевод ее имени на русский язык).  Например, сонет, начинающийся: "В ее очах..."

В ее очах Амора откровенье,

Преображает всех ее привет.

Там, где проходит, каждый смотрит вслед;

4 Ее поклон - земным благословенье.

Рождает он в сердцах благоговенье.

Вздыхает грешник, шепчет он обет.

Гордыню, гнев ее изгонит свет;

8 О дамы, ей мы воздадим хваленье.

Смиренномудрие ее словам

Присуще, и сердца она врачует.

11 Блажен ее предвозвестивший путь.

Когда же улыбается чуть-чуть,

Не выразить душе. Душа ликует:

14 Вот чудо новое явилось вам!

Стихи   перемежаются    прозой, комментирующей их возвышенное  содержание  и  связывающей  отдельные  звенья поэтических признаний и размышлений  в  последовательный  автобиографический рассказ, в дневник взволнованного  сердца  и  анализирующего  ума  -  первый литературный дневник личной любви  и  философических  чувствований  в  новой европейской литературе.   В "Новой Жизни" поэтические  переживания  Данте  облекаются  в  формулы "сладостного стиля",  в  изысканных  словах  и   утонченных   формах философской лирики славят великие  очарования  вдохновенной,  приобщенной  к идеальным сферам любви и воспевают волнения возвышенных и сладостных чувств. И все же - в этом состоит немеркнущее значение "Новой Жизни"  -  поэтическая формула  не  заслоняет  ее  ясной   устремленности   к   реально   значимым, пластическим, осязаемым и  действительно  чувствуемым  жизненным  ценностям.

         «Божественная комедия » (1307 – 1321) – один из величайших памятников мировой литературы, возникший в тревожные ранние  годы  XIV  века  из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Книга была создана в годы изгнания, в Равенне. Данте дал своему произведению название «Комедия» (в средневековом понимании развлекательное произведение со счастливым финалом).  Эпитет «Божественная» дал ей Боккаччо (автор «Декамерона») в знак восхищения красотой поэмы, и этот эпитет за ней сохранился.

Считается, что толчком к созданию поэмы стал сон, увиденный Данте в 1300 г. Данте достигает 35-летнего возраста (половина земной жизни по средневековым представлениям). Это время подведения итогов, переоценки ценностей. Поэт решает, что теперь он готов создать гимн своей любви к Беатриче. Поэма написана простым слогом, но в то же время дает картину божественного творения, загробного мира как некоей вечной жизни, для которой временная земная жизнь лишь подготовка. Сам Господь Бог не появляется в поэме, но везде ощутимо присутствие Творца Вселенной.

          Данте считают создателем общеитальянского литературного языка – его главное произведение написано не на средневековой латыни, а на народном тосканском наречии.

Она написана в видоизмененном жанре видения («Сна»),  поскольку Данте представил не только Ад, но и весь универсум. Главная идея поэмы – воздаяние за все земные дела в загробной жизни. В основе сюжета произведения лежит путешествие (паломничество святого пилигрима к святым местам) самого автора, живого, грешного человека по загробным царствам. В  центре  он  поставил  свой личный образ,  образ  живого  человека,  человека  большой  и  гордой  души, отмеченного  чертами  глубоких   трагических   борений,   суровой   судьбой, наделенного живым и  многообразным  миром  чувств  и  отношений  -  любовью, ненавистью, страхом, состраданием,  мятежными  предчувствиями,  радостями  и скорбями, и, прежде всего, неустанным, пытливым и патетическим исканием истины, лежавшей за пределами средневекового уклада понятий и представлений.

Четыре смысла поэмы:

1. Буквальный смысл – изображение судеб людей после смерти.

2. Аллегорический смысл – идея возмездия: человек, наделенный свободой воли, будет наказан за совершенные грехи и вознагражден за добродетельную жизнь.

3. Моральный смысл – стремление поэта удержать людей от зла и направить их к добру.

4. Аналогический (высший) смысл – стремление воспеть Беатриче и великую силу любви к ней, спасшую его от заблуждений и позволившую написать поэму.

          Фабула     поэмы     подсказана аллегорически-назидательной    и     религиозно-фантастической   традицией средневековых  описаний  хождений  в  загробный  мир  и  видений  посмертных человеческих судеб. Тончайше разработанная система  католического  учения  о потусторонней жизни грешников, кающихся и угодных богу  праведников,  с  его скрупулезной  росписью  посмертных  кар,  воздаяний  и  наград,  аллегоричностью и сиволичностью обусловила основные направления поэтического рассказа Данте и членение его поэмы на три части, посвященные рассказу об аде, чистилище и рае. В поэме велика роль мистических чисел 3, 9, 100 и др.  

         Поэма делится на 3 части (кантики) – «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой части 33 песни (в аде 34, т.к. это неправильный элемент), и вместе получается 100 песен. Ад тоже является частью мировой гармонии и входит в итоговое число 100, поскольку зло – это необходимый элемент мира. В начале поэмы Данте, заблудившись в лесу (аллегория земной жизни, полной греховных заблуждений), встречает льва (Гордость), волчицу (Алчность) и пантеру (Сладострастие), угрожающих поэту, от которых его спасает Вергилий (Земная мудрость: разум, воплощенный в философии, науке, искусстве), присланный поэту на помощь Беатриче (Небесной мудростью: верой и любовью), чья душа пребывает в Раю. Таким образом, устанавливается, что небесная мудрость выше земной, и управляет ею. Христианская символика обнаруживается в композиции каждой части. Так, Данте, ведомый Вергилием, проходит 9 кругов Ада и 7 уступов Чистилища, а под руководством Беатриче пролетает через 9 сфер Рая и зрит божественный свет. Итак, мировая вертикаль состоит из 3 сфер: Ада, Чистилища, Рая, соответствующим частям поэмы.

Идея Святой Троицы  находит отражение даже в стихотворном размере поэмы,  написанной терцинами, в которых рифмуются 1 и 3 строка: aba bcb cdc. Т.о., перед нами математически организованная система, которая позволяет наглядно представить то, что представлено быть не может. В связи с этим цель комедии – спасение всех, приближение человечества к Богу. Путь героя – символ жизни, устремленность души к Богу.

     При всей важности схоластических  концепций  и  традиций  средневековой философской мысли для строя, богословского  содержания  и  повествовательной системы  «Божественной   Комедии»   возникновение   и   создание   ее   были предопределены не отвлеченными назидательно аллегорическими намерениями поэта и не замкнутой в себе системой схоластического мировоззрения, а  конкретными и действенными предпосылками окружающей жизни и личной судьбы поэта. Так,  в частности, для грандиозного полотна «Ада» с его жутким странствием по девяти кругам возмездий  и  наказанных  преступлений  определяющее  значение  имели реакции поэта на социально-политическую борьбу его времени и неостывший  пыл гонимого и негодующего эмигранта, соприкоснувшегося с острыми  политическими проблемами и отражениями их в волнениях больших и малых страстей  окружавшей его общественной среды. Симпатии и антипатии Данте-изгнанника  запечатлелись в основных политических  оценках  «Ада»,  то  открыто  публицистических,  то завуалированных морально-аллегорическими иносказаниями и образами.

Структура Ада

         Ад представляет читателю образ смерти в познании себя, что не освобождает героя от испытаний. Ад становится подготовкой героя к дальнейшему пути. Чтобы подняться на высшие сферы, нужно спуститься на самое дно.

В трактовке Данте Ад – есть торжество божьей справедливости. Именно поэтому человек, попадающий в ад, не имеет права судить, а может только сострадать и сочувствовать.  Дантовские персонажи можно назвать характерами условно, но в них есть психологичность и страсть. В каждом герое может совмещаться греховные страсти и великие благородные помыслы и поступки. Структура ада соотносится с символикой, заложенной во вступлении: на пути к холму Данте преграждают путь рысь (символ привлекательности и иллюзорности земной жизни, эгоизма), лев (олицетворение гордости, власти и насилия) и волчица (воплощение алчности и лицемерия). В связи с этим последовательность кругов ада соотносится с представлением о тяжести грехов.

1-6 круги – владения Рыси, в которых находятся те, кто осужден за невосдержанность (АХЕРОН ЛИМБ – ничтожные): 1)грешники плоти, не сумевшие победить своего инстинкта: пьяницы, блудницы, чревоугодники,  2) грешники любви, нарушившие супружескую верность (Франческа и Паоло);3)скупцы, 4)расточители, 5)гневливые, 6)еретики, отрицавшие бессмертие души (они горят в огненных могилах каменного города Дита).

7 круг – владения Льва, в которых обитают те, кто осужден за насилие (ФЛЕГИТОН): насильники над ближним, насильники над собой (самоубийцы), осквернители церковных святынь, торговцы индульгенциями и церковными должностями..

8-9 круги – владения Волчицы, в которых находятся обманщики и предатели (ГЕРИОН): сводники и обольстители, льстецы, прорицатели, лицемеры, воры, предатели родных, родины, друзей, благодетелей, лукавые советчики, зачинщики раздора. Последний 9 круг лишен движения, тепла, пламени, он весь застылость, холод и лед, в него вмерзли предатели (встреча с графом Уголино, которого в земной жизни обрекли на смерть в башне голода вместе с его четырьмя сыновьями, за которыми не было никакой вины). В этом эпизоде земные муки кажутся страшнее адских, а справедливому Божьему суду противопоставлен жесточайший, несправедливый земной суд.

         Низкой и центральной точкой ада является Люцифер. Он помещен там, где нет времени и пространства, движения и покоя. В его описании сочетаются прямо противоположные детали. С одной стороны, он ветряная мельница, с другой – лед. Его окружает огонь и холод с разных сторон. Люцифер является антитезой Святой Троицы. У него три лица и шесть крыльев. Среднее лицо (красное) – символ ненависти, правое (желтое) – символ бессилия, левое (черное) – символ неведения.

Структура Чистилища

         Чистилище является обратной проекцией Ада. Поэтому меняется способ движения – вверх можно идти только при свете солнца. Именно Чистилище – самая реальная часть поэмы, поскольку отражает жизненную философию автора. В композиционном плане это самая продуманная часть. Она начинается с 2-х традиционных символов: росы (символ очищения) и тростника (символ смирения). У входа в Чистилище (ворот) путников встречает ангел в печальном одеянии. Чтобы подняться к нему, необходимо преодолеть три ступеньки (1 ступень из белого мрамора – символ первозданной  природы, 2 ступенька – из серого грубого камня – символ греха, 3 ступень из пурпурного камня – символ искупительной жертвы. На лбу путника ангел рисует 7 П. По прохождении каждого круга одна из букв стирается.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Лекция 2.

         Чистилище – постоянное изменение в статусе души, постоянное моральное развитие. Герою предстоит пройти 7 кругов, на которых находятся 1)гордецы, 2)завистники, 3)гневливые, 4)унылые, 5)скупцы и расточители, 6)чревоугодники, 7)сладострастники. В 7 круге Данте поселил трубадуров. Именно после встречи с ними он чувствует себя подготовленным к встрече с Беатриче.  Чистилище отделено от земного Рая стеной очистительного огня, который жжет, но не приносит вреда. Со страхом Данте подходит к огненной стене, но Вергилий говорит ему, что за стеной Беатриче. В финале Чистилища появляется Беатриче и объясняет цель странствий Данте: «Так глубока была его беда, что дать ему спасенье можно было лишь зрелищем погибших навсегда». В этой части поэт расстается с Вергилием, поскольку Данте приобрел в своих скитаниях то, что потеряло человечество: справедливость, разумность, божественную премудрость.

Структура Рая

         В Раю герою предстоит посетить 9 надземных сфер: (1) Луна для вынужденных нарушить обет; 2) Меркурий для деятельных; 3) Венера для любящих; 4) Солнце для мудрых; 5) Марс для воинствующих (воины, погибшие за правое дело); 6) Юпитер для справедливых;  7) Сатурн для созерцателей; 8) звездное небо для торжествующих; 9) кристальное, Перводвигатель, райская роза, Бог и ангельские чины.

 Особое внимание Данте обращает на то, что Рай безоценочный. Статус души от сферы к сфере не меняется. Они уже все в Раю («Блаженные») и не испытывают зависти по отношению друг к другу. Каждый получает столько блаженства, сколько может воспринять.

Поэма Данте –  единственное в своем роде произведение, ибо в ней заключен весь мир, каким его представлял поэт. Она являет собой грандиозную картину мироздания, природы и человеческого бытия. Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему необыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен Гомера. Поэма, рассказывающая о загробном мире, очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью: потустороннее в ней нисколько не заслоняет земного.  Это связано с тем, что в поэме выражена реальность мира, его конкретика, живые люди, их чувства и действия.

Своим многогранным творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе.  Он склоняется к мысли о том, что жизнь и творчество имеют не божественные, а природные истоки, основывающиеся на жизненном восприятии человека.  Поэт показал всем пример способности искусства охватить одним взором весь мир. Его поэзия исходит из глубин человеческого чувства, владеет простыми и сильными приемами словесного выражения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее