Романтизм в Русском искусстве XIX в
РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX в.
Историю русской культуры первой половины XIX в. невозможно рассматривать вне тех процессов, которые происходили в России. Брожение умов, выход прогрессивных журналов, создание тайных обществ. Всех волновали революционные события, происходившие в европейских странах. Современников волновал вопрос о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от пут крепостнического права.
Путь русской художественной культуры, начиная с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм и реализм. Литература играла в этом движении авангардную роль. В ней в первые десятилетия XIX в. обнаружились ясно выраженные романтические тенденции.
Романтическая концепция провозглашала свободу творческой личности, она ставила творца в ситуацию, отчуждающую его от окружающего общества, разрушала нормативную эстетику классицизма. Поэт видел себя творческой личностью, способной вдохновляться и получать «божественное озарение». Мотив протеста звучит в лучших произведениях романтической литературы. Именно поэтому романтизм стал важным эвеном в общем движении литературы и искусства к критическому реализму. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь начинали свой путь с романтических произведений. Совершенно иной сравнительно с XVIII столетием стала общественная роль художника. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приобретал новые общественные права. Искусство становилось средством борьбы, нравственного воспитания. С первых же шагов новая русская живопись XIX в. связала свою судьбу с романтизмом.
Одним из художников, стоявших у истоков искусства XIX в., был Орест Адамович Кипренский (1782—-1836).
Картины Кипренского говорят нам о том времени; в них душа тех лет. В них красота волнения и порыв, стремление к динамике внутренней жизни. Художник искал в человеке возвышенное начало, изображая своих героев в лучшие минуты, передавая их способность чувствовать, их стремление жить духовной жизнью. Кипренский писал портреты. Художник всегда как бы держал перед глазами высокий человеческий идеал, он искал его отблески в конкретных людях, которые оказывались перед его мольбертом. Художник часто обращался к автопортрету. Он через собственный характер, на опыте своего мира чувств познавал человеческие страсти. Автопортретные образы Кипренского — образ Ростопчиной (1809), образ Давыдова (1809), Жуковского — раздумчивы, они вглядываются в мир, вверяют себя собеседнику. Не случайно эти портреты иногда сравнивают со стихотворными посланиями другу. Герои портретов Кипренского живут в особом мире, открываются зрителю, предлагая почувствовать их внутренний мир — всегда сложный, подвижный.
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной (1788—1832) является прекрасным примером вышесказанного. Она была женой генерала-майора Авдулина. В Петербурге Авдулины имели собственный дом, они давали балы, на которых бывал и Пушкин. В этом портрете появилась гладкая фактура и четкость деталей. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с «чрезвычайным отчетом». Так же написан прозрачный чепец, драгоценный веер, золото и жемчуг. Среди этой строгой роскоши выступает бледное, нежно-фарфоровое лицо женщины хрупкой, грустной и мечтательной, испытавшей горести и разочарования, сдержанной и замкнутой, погруженной в свой внутренний мир. Одинокий, увядающий белый гиацинт — цветок грустной античной легенды, навевает мысль о гибнущей молодости и красоте. Неоднократно возникало сравнение портрета Авдулиной с Моной Лизой Леонардо. Кипренский создавал своеобразный парафраз знаменитого произведения Леонардо. Вместе с тем в портрете Авдулиной запечатлена женщина романтической поры, человек начала века.
Кипренский был не одинок. К формам романтического портрета обращался А. Варнен; как последовательный романтик выступает А. Орловский (1777—-1832). Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791—1830). Природа у Щедрина всегда возвышенная, сияющая радостными красками; она опьяняет человека, приносит ему сладостное ощущение счастья. Такими примерами являются картины «Новый Рим» (1325), «Берег в Сорренто с видом на остров Капри».
В 30-е годы романтизм приобрел новый характер — более-конфликтный, иногда пророческий (как у Иванова). После 1825 г. обнаружился кризис государственной системы. К 40-м гг. романтизм постепенно исчерпает свои силы, открывая пути к критическому реализму.
Рекомендуемые материалы
В 30—40-е гг. на первый план выдвинулись исторические картины, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова — тот жанр, в котором пересекались классицизм и романтизм.
Картина была написана очень быстро (1830—1833) в порыве вдохновения. Он изобразил многофигурную сцену: люди, застигнутые в городе извержением Везувия, спасаются бегством; над ними уже гремит гром и сверкают молнии; надвигается смерть. Но в момент смертельной опасности они сохраняют достоинство и величие. Даже погибшие освещены этой человеческой красотой. Картина Брюллова Словно знаменует собой предчувствие всемирной катастрофы, которая постигнет человечество. Вместе с тем картина была обращена к проблемам общества, в котором сам художник жил. Ощущение надвигающихся перемен испытывали лучшие люди Европы того времени.
А. С. Пушкин восторженными стихами откликнулся на привезенную в Петербург из Италии картину К. Брюллова.
Везувий зев открыл —дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом. Толпами, стар и млад,
под воспаленным прахом, Под каменным дождем
бежит из града вон.
Высокая зрелость характеризует музыкальную культуру последекабристского периода. Она достигает полной самостоятельности и становится в один ряд с наиболее развитыми и богатыми культурами европейских стран. В музыке этот период может быть по праву назван глинкинским. Могучая творческая личность Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное ее предшественниками. Подобно Пушкину, Глинка был гением универсальным. Он воплотил в своем творчестве многообразнейшие стороны русской жизни и русского народного характера. Всеобщность глинкинского гения проявляется в жанровом многообразии его творчества. Глинка — создатель русской классической оперы, классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма. Глинка поднял русскую музыку на уровень мирового значения. Зарубежные музыканты признали своего русского сотоварища одним из крупнейших композиторов современности.
К композиторам глинковской поры принадлежат Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилёв и другие.
Яркой творческой личностью среди них был Алябьев, разносторонне одаренный мастер, автор опер, но полнее всего высказавшийся, однако, в области вокальной лирики. Песни и романсы Алябьева принесли ему широкую популярность. Чувства разочарования, тоски и одиночества, которыми проникнуты многие романсы Алябьева, охватили передовые круги дворянской интеллигенции после 1825 г. Вместе с тем композитора привлекала песенная лирика, на слова Дельвига был написан его лучший романс «Соловей», «Я вижу образ твой» по Гете, «Два ворона» на слова Пушкина и другие. Их можно отнести к ряду самых выдающихся образцов вокальной лирики.
В этот общий поток романсовой лирики влились романсы Глинки. Традиционные до того времени жанры любовно-лирического романса, элегии, русской песни, баллады Глинка поднял на новый уровень художественного мастерства. При кажущейся простоте средств все романсы Глинки требуют тонкого и совершенного мастерства. Шедеврами вокального романса являются элегия «Сомнение», «Не искушай», «Разочарование», «Бедный певец», «Я помню чудное мгновенье» и др.
Вам также может быть полезна лекция "1.1 Структура информационной системы предприятия".
Русское искусство начала XIX в. — это проникновенное понимание человека. Русский романтизм — это глубокое выражение той правды чувств, которая заключена в интонации мелодии, рисунке, словах.
Кипренский, Пушкин, Глинка — эти имена говорят о подъеме русского искусства начала XIX.в. Преследуемые царским правительством и великосветской чернью, они находили опору в широких кругах общества. Брошенные ими семена не пропали даром для русского искусства XIX и XX вв., ведь романтики были детьми бурной эпохи, во многом определившей будущее человечества. Нам трудно представить мировое искусство без ярких, красочных творений романтиков.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.