Особенности художественной культуры средневековья
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Было бы односторонностью видеть в средних веках лишь «детство» европейских народов, подготовительную ступень к новой истории... они имеют самостоятельную историческую и художественную ценность.
А. Я. Гуревич
Когда вспоминают о средних веках, обычно представляют, закованного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, крестовые походы, каменные громады феодального замка пли собора, изнурительный труд крепостного крестьянства, монаха, отрекшегося от мирских соблазнов, инквизицию. Железо. Камень. Молитвы, огонь и кровь.
Немало в средние века нагромождено тяжелого, темного, бесчеловечного. Может быть, поэтому гуманисты эпохи Возрождения назвали тысячелетие (V—XV вв.) между закатом античности и Новым временем эпохой умственного застоя, «темной ночью», Средними веками, стремясь разогнать мрак средневековья сияющими лучами возрождаемой античной культуры.
Современная историография и искусствознание видят в Средневековье не разделяющую пропасть, а связующий древнюю и современную культуру мост, сложнейшую эпоху, которая имеет свои неповторимые особенности, как этап культурно-исторического развития человечества, соответствующий зарождению, развитию и разложению феодализма.
Среди трагических сторон средневековой жизни: бесконечных феодальных и религиозных войн, произвола имущих и церкви, массовых эпидемий чумы и моровой язвы, постоянно нависающей кары Страшного суда и ожидания конца света — человек средневековья умел радоваться жизни, тянулся к свету и любви, видел в красоте мира символы божественной красоты; умел самоотверженно трудиться, воздавая в большом и малом деянии хвалу Творцу; недаром средневековая культура оставила после себя великое и многоликое художественное наследие, созданное «маленькими людьми», которые были великими мастерами.
Особенную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, которое создало великий исторический синтез, наследуя и преобразуя идеи и образы религий Ближнего востока и традиции греко-римской античной философии. Христианство впервые в мировой истории выдвинуло идеи равенства всех людей перед Богом, осуждение насилия, преодоления несовершенства мира путем нравственного совершенствования каждого, идеи духовного единения всех людей. «Трагедия личности Христа заполняет собой мир, она живет в каждом человеке» (Д. С. Лихачев). Острое переживание этой трагедии составляет главное содержание шедевров художественной культуры средневековья.
Принято более чем тысячелетнюю историю Средних веков делить на три основных периода: раннее (V—XI вв.), зрелое, или классическое (XII—XV вв.) и позднее средневековье (XVI — начало XVII в.), отмеченных широким распространением и национально-самобытным проявлением в искусстве возрожденческих идей.
Рекомендуемые материалы
При всей сложности, разнородности, многослойности, парадоксальности и противоречивости средневековой жизни и культуры присутствует и объединяющее начало — «геоцентрическая модель мира», которая находит в искусстве идеальное, гуманистическое воплощение.
Ранее всего христианская религиозность проявила себя в сложении византийской художественной системы. В ранний период средневековья Византия оставалась единственным хранителем традиций эллинистической античной культуры, передав эту культурную эстафету в X в. Древней Руси вместе с православием.
Византия создала основные типы христианских храмов (базиликальный, центрический и крестово-купольный), переосмысливая античную архитектуру в соответствии с христианским религиозным учением о храме как земной модели небесной церкви, как корабле спасения для верующих, как доме для моления. Поэтому главное внимание уделялось увеличению внутреннего пространства и божественному великолепию внутреннего убранства храма.
Главным в Византийской империи стал храм св. Софии в Константинополе, возведенный в VI в. при Юстиниане зодчими Анфимием и Исидором (редкий случай сохранения имен средневековых строителей, ведь об этом в эпоху средневековья никто не заботился, так как мастера, творившие красоту, стояли на низших ступенях феодальной лестницы, их труд считался коллективным и, значит, внеперсональным и почти всегда оставался безымянным, анонимным).
В св. Софии соединились конструктивные принципы древнеримского Пантеона и раннехристианской базилики, центр прямоугольника был увенчан гигантской полусферой купола (диаметром 31.5 м). Архитектура храма кажется таинственно меняющейся с разных точек обозрения, осуществленным в камне чудом.
В эпоху Средневековья рождается новый храмовый синтез искусств, имеющий отличия в православии и католичестве, разделившихся в 1054 г.: в грандиозном ансамбле, потрясающем величием и возвышающей одухотворенностью, соединяются архитектура и скульптура, живопись (фреска, мозаика, икона или витраж) и декоративнонприкладное искусство, вокальная и инструментальная музыка (орган).
Впервые такой художественный синтез был осуществлен в торжественном ритуале византийского богослужения, который переняли Древняя Русь и другие государства православной ветви христианства.
Если на Востоке переход от античности к средневековью происходил постепенно, то на Западе — через разрушение и ломку культурных традиций древности. Падение античного Рима, великое переселение народов и «варваризация» Европы — в горниле рождения средневековой цивилизации формировалась и художественная культура Западной Европы.
Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошло три этапа: дороманский (ср. V—X вв.), романский (XI—-XII вв.) и готический (XII — XIV вв.). В некоторых государствах готическое искусство в XV— XVI вв. («пламенеющая готика») сосуществовало с искусством Ренессанса.
Из всех «варварских королевств», возникавших на территории бывшей Римской империи, наиболее крупным и сильным оказалось королевство франков, вначале управляемое династией Меровингов, принявших христианство по католическому обряду, а затем франки переживают «Каролингский ренессанс» (VI — IX вв.), эту эпоху завершает империя Карла Великого, коронованного римским папой как «император римлян».
В это время бурно развивается декоративно-прикладное искусство (застежки, пряжки, оружие, утварь, кресты, оклады церковных книг многокрасочны, со вставками из драгоценных камней, цветного стекла или эмали, удивляют богатством орнамента в сочетании со «звериным стилем») и искусство книжной миниатюры.
С IV в. возникающие монастыри становятся центрами создания христианских книг (евангелия, поучения отцов церкви, богослужебные книги), которые изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами, где использовались золото, пурпур, гуашь. Излюбленной темой были образы евангелистов.
Образцы раннесредневекового искусства оформления книги, которая превращалась в дорогой и изысканный подарок, демонстрируют изощренный законченный орнаментальный стиль, оказавший большое влияние на всю европейскую культуру.
Во время разрушительных нашествий норманнов погибли многие очаги культуры и памятники искусства, архитектуры, были расхищены несметные богатства из монастырей и дворцов. В свой недолгий расцвет каролингское искусство многое возродило из достижений поздней античности, но не создало новой законченной системы, что оказалось под силу пришедшей на смену ро-манской эпохе, которая выработала первый общеевропейский художественный стиль.
Термин появился в XIX в., когда археологи в постройках X— XII вв. нашли черты сходства с римской архитектурой, позднее романским стали называть искусство эпохи в целом.
В раздробленной, враждующей Европе главными видами архитектурных сооружений стали рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм крепостного типа с массивными каменными стенами, узкими окнами, высокими башнями.
Стремление к повышенной одухотворенности отличаем образцы романского искусства так же, как и византийского, однако образ духовно совершенного и отрешенного от реального мира человека не получил такого же развития, как в Византии, в западноевропейском искусстве с религиозностью совмещалось деятельное отношение к жизни. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи феодальных войн и крестовых походов. В романских соборах развивается базиликальный тип христианского храма. Могучий вытянутый продольный корпус (неф) уподобляет храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального. Их пересекает трансепт, и в плане образуется латинский крест. Над пересечением (средокрестием) высится массивная, башня, с востока храм замыкает полукружие апсиды (с алтарем внутри). Узкие высокие башни сторожат храм (по две с восточного и западного конца). Архитектоника романского храма ясна во всех деталях, отчетлива и наглядна, отличается мужественной красотой, внушительностью и торжественной мощью.
Новым в убранстве христианского храма романской эпохи было скульптурное оформление снаружи и внутри, что позволяет сравнить собор с каменной книгой, запечатлевшей душу средневековья. Хотя деятели церкви и «управляли» искусством — часто они не могли ни понять, ни одобрить скульптурного убранства храмов.
Романские мастера населили стены, двери и колонны невиданным ранее миром: образы святых, апостолов, евангелистов приземисты, мужиковаты, явно простонародного происхождения, в полукруглых Тимпанах над порталом (входом) церквей особенно часто помещали рельеф с изображением Страшного суда, где Христос - судья и защитник своих вассалов, а вокруг из причудливого орнамента возникают «странно-безобразные образы» - кентавры, обезьяны, львы и всякого рода каменные химеры, порой они замешиваются в кампанию святых и присутствуют при «священных собеседованиях.». По-видимому, эти фантастические образы пришли в романское искусство из языческих народных культов, сказок и басен, народного эпоса, выражая народное понимание и представление о борьбе сил добра и зла за душу человека.
Внутри храмы таи же, как и в эпоху Каролингов украшали многоцветные фрески, новым явлением были цветные витражи из стекла на сюжеты из священной истории; этот вид храмовой живописи получил особое развитие в готическую эпоху. Знаменитый романские соборы сохранились в Германии (Вэрме, Шпейер, Майнц) и во Франции (Нотр-Дам в Пуатье, Сен-Пьер в Муассаке, Сен-Лазар в Отене).
До XII в. главными культурными центрами Европы были монастыри, где было больше всего образованных людей, обсуждались строительные проблемы, переписывались книги. Однако в XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам, которые боролись с феодалами за свою независимость. Недаром говорили: «воздух города делает свободным». В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю, освящаемому церковью, как якобы изначально установленному на небесах, а потому незыблемому.
Высокого расцвета достигает в это время светская рыцарская литература и поэзия, складывается литература городского мира, завершается создание героического эпоса средневековья.
Наиболее известны французские эпические поэмы «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде» и германский эпос «Песнь о Нибелунгах».
В основе «Песни о Роланде» эпизод из испанского похода Карла Великого 778 г., в поэме завоевательный поход превращается в справедливую войну с «неверными», сарацинами. Коварное перемирие сарацинского царя Марсилия, предательство советника Карла мстительного Ганелона, кровопролитная битва рыцаря Роланда с сарацинами и гибель главного героя, разгром Карлом армии сарацинов, смерть невесты Роланда и казнь Ганелона — таковы главные события эпического сюжета, прославляющего дело христианской церкви, патриотизм французов, горячность и отвагу молодого рыцаря.
Слагавшаяся в течение нескольких веков «Песнь о Нибелунгах» представляет собой огромное песенно-эпическое сказание, включает картины блестящей рыцарской придворной жизни, смутные воспоминания о далекой древности времен Великого переселения народов IV—V вв., мифологические, легендарные и сказочно-фантастические образы. Главные темы сказания: ослепляющая губительная власть золота (клад нибелунгов), стремление к любви и счастью отважного рыцаря Зигфрида - «идеального героя» сред-невековья, месть обманутой в своих надеждах на любовь Зигфрида могучей Брунгильды, волю которой вершит мрачный злобный Хаген, убивая героя, а также ужасная ответная месть его жены Кримхильды и гибель всех главных героев сказания. Удивителен рассказ средневекового автора, проникшего в психологию человека и одновременно украсившего его поступки фантастическими образами магического кольца, чудесного меча, чудодейственной крови поверженного Зигфридом дракона, а также «Песнь о Нибелунгах» богата гуманистическими прозрениями о том, что разрушительный заряд мщения возвращается к пославшему, обрекая на гибель и мир богов, и мир людей.
Именно в средние века поэзия становится королевой европейской словесности. Даже летописи облекались в стихотворную форму, и священное писание обретало стихотворные ритмы, которые лучше запоминались, и назидательные тексты приобретали красоту поэзии.
Придворный этикет световой рыцарской культуры XII и XIII вв. требовал, чтобы, наряду с традиционной воинской доблестью, рыцарь обладал изящными манерами, соблюдал во всем «меру», был приобщен к искусству и почитал прекрасных дам, то есть являл собою образец придворного вежества, именуемого куртуазией.
Блестящей страницей рыцарской поэзии явилось творчество трубадуров («сочинителей») французского Прованса, культ прекрасной дамы занял в нем примерно такое же место, как культ мадонны к религиозной поэзии. Любовь трубадуров явилась своего рода бунтом против жестких сословных преград между людьми. Провансальская поэзия выразила и благоговение перед красотой вечно живой природы; на лучших образцах прованской лирики учились Данте, Петрарка и другие поэты эпохи Возрождения, ведь именно трубадуры ввели рифму в широкий литературный обиход. В Германии средневековую рыцарскую лирику называли миннезанг, а ее поэтов — миннезингерами. В опере «Тангейзер» Рихард Вагнер воздвиг им и XIX в. величественный памятник, а также отдал дань национальному эпосу в оперной тетралогии «Кольцо нибелунга»; искусству городского, бюргерского цехового мейстерзанта Вагнер посвятил оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры»; подобной ему многие европейские романтики XIX в. вдохновлялись национальными средневековыми образами.
В целом «новоевропейское» литературное творчество разнообразно по жанрам. Помимо национального героического эпоса и куртуазной лирики существовали рыцарские повесть и роман («Роман о Тристане»), «ученая» латинская поэзия, поэзия вагантов — бродячих студентов, монахов и прочего люда, христианская литература — «высокая» богословская и «низовая» для «простецов» (жития святых и «видения» сцен загробной жизни), городская литература представлена бытовыми комическими стихотворными жанрами фаблио и «шванками», а также лирикой баллад и рондо.
Театр церковью был запрещен. Церковные и народные зрелища можно лишь с натяжкой отнести к театральному искусству. Среди церковных «театральных» жанров литургическая драма (песнопение с театральными элементами), миракль (чудеса из жизни святых), мистерии — таинства, показ праведных и неправедных, моралите о борьбе пороков и добродетелей. Существовали и разнообразные народные театры бродячих актеров.
С развитием городской готической культуры центром всей общественной жизни становится готический собор. Термин «маниера готика» — «готическая манера» (от названия германского племени) также возник в эпоху Возрождения как осуждение грубого, варварского искусства средневековья. Со временем содержание термина изменилось. Готикой стали называть, завершающий этап западноевропейского средневековья..
Лекция "ТЕМА 2.2. Основы математического моделирования систем" также может быть Вам полезна.
В готическом искусстве с огромной, впечатляющей силой выражена «неосознанная исповедь» средневекового человечества. И Средние века представляются «величественные, как колоссальный готический храм, темные, мрачные, как его пересекаемые одни другим своды, пестрые, как разноцветные его окна и изобилие изузоривающих его украшений, возвышенные, исполненные порывов, как его летящие к небу столпы и степы, оканчивающиеся мелькающим в облаках капищем» (Гоголь).
Мастера готики, совершенствуя опорную систему, совершили революцию в зодчестве. Исчезла массивная романская стена, здание свелось к остову, к разросшемуся ввысь каменному нервюрному (реберному) каркасу. Готика развивает базиликальный тип христианского храма. Сквозной характер аркад, отделяющих один неф от другого, подчеркивает открытость и взаимную связь частей внутреннего пространства, а большие ажурные окна - арочные и круглые («готическая роза») с цветными стеклами - витража-ми - делают легкой, иллюзорной и легкопроницаемой преграду между интерьером собора и внешним миром. Подавляющая мощь и необычайная открытость пространства, грандиозность и динамичность каменной конструкции, цветовой окрашенный свет, льющийся через витражи, — все это сливается в единый монументальный художественный образ.
Готический собор вмещает в себя весь мир средневекового города, становится его энциклопедией. Стиль готики темпераментен и драматичен, как и напряженная жизнь средневекового города. Родиной готики стала Франция, немного позднее она распространилась в Германии (Кельнский собор, «кирпичная готика»), Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Чехии (собор святого Вита) и других странах католического мира.
Самые знаменитые соборы Франции посвящены Богоматери Нотр-Дам в Амьене, Шартре, Руане и, конечно, в Реймсе и Париже. Это «огромные каменные симфонии» (В. Гюго) со сложным скульптурным декором, где каждый элемент архитектуры «очеловечен», населен разнообразными живыми существами, а готические статуи поражают выражением вдохновенного экстаза, который преображает, облагораживает истощенные тела. Ведь в готическом искусстве выразило себя третье сословие с его мечтами и страданиями, отчаянием и надеждами.
В храмовом синтезе искусств, в создании образа Божьего мира завершающую точку ставила музыка. Развитие церковной музыки опиралось на одноголосные молитвенные песнопения на латинском языке — григорианский хорал (свод песнопений был создан по инициативе папы Григория I). С IX в. получил признание орган, пришедший в Европу из Византии. Позднее на основе мелодий григорианского хорала возникает многоголосная музыка мотетов и католической мессы. Возвышенными образами григорианского хорала вдохновлялся в XVIII в. великий И.-С. Бах.
Средневековая художественная культура являет собой сложный, драматически развивающийся и одновременно замкнутый в рамках сословной иерархии и «геоцентрической модели» образ мира. Средневековью принадлежит одна из самых драматических страниц великой книги о Человеке, которую создает история Искусства.