История фотографии 1
1. Лекция: История фотографии |
Цель лекции - дать общее представление об основных исторических вехах на пути изобретения и совершенствования фототехнологий. Здесь же описано устройство "классического" дальномерного пленочного фотоаппарата. Мы давно привыкли к окружающим нас вещам, не удивляясь тому, как же замечательно они устроены. Возьмите в руки любой иллюстрированный журнал. Взгляните на его обложку, перелистайте страницы. Великолепные цветные фотографии - портреты, архитектурные и пейзажные снимки, жанровые сценки. Какое это чудо - остановленное мгновение жизни! Между прочим, настоящая "машина времени", переносящая нас в прошлое. Посудите сами - вот цветок, который отцвел годы назад. Вот дома, которые сегодня выглядят совсем иначе. Насмешливо улыбающийся Хемингуэй, остроумный и язвительный Бернард Шоу, прекрасная Грета Гарбо… Фотография это мгновенный срез времени и самостоятельный вид искусства, достоверный исторический документ и художественное произведение. Фотография - это фотография. У светописи долгая история. Камера-обскура появилась в незапамятные времена. В средние века она была единственным устройством для фиксации неподвижных изображений. Но - все таки была! Мы-то привыкли считать, что до изобретения светочувствительных материалов и фотоаппарата люди и представить себе не могли, что изображение можно каким-либо образом запечатлеть иначе, чем срисовав его с натуры. Однако камера-обскура использовалась достаточно широко и вовсе не была инструментом для избранных.
Устроена камера-обскура очень просто. Ее без особого труда можно сделать самостоятельно. Возьмите обычную жестяную банку из-под консервов. В ее дне шилом проколите небольшое отверстие. На открытую часть банки натяните лист папиросной бумаги. Направьте отверстие банки на ярко освещенный объект и на папиросной бумаге проступит тусклое, но вполне различимое изображение. Чтобы его было легче рассмотреть, воспользуйтесь куском плотной светонепроницаемой ткани - как это делали фотографы прошлого. Если обвести карандашом контуры изображения, то мы, даже не умея рисовать, получим рисунок с натуры. Вот это и есть камера-обскура. Одним из изобретателей фотографии был француз Жозеф Нисефор Ньепс (годы жизни 1765-1833). До 1813 года Ньепс работал над улучшением способа плоской печати изображений - литографии, изобретенной в 1796 году Иоханном Алоисом Зенефельдером. Известняк, который Зенефельдер использовал для изготовления форм, Ньепс заменил листом жести. На этом листе сын Ньепса цветными карандашами рисовал картинки, превращавшиеся затем отцом в печатные формы. Рекомендуемые материалыFREE Презентация на тему Русский портрет 18 века (Изобразительное искусство) FREE Дилемма: "единая мировая культура" или "история локальных цивилизаций" FREE История русского искусства. Архитектура FREE История инструментов для письма FREE Архитектура Руси в 16 веке FREE Творчество Андри Матисса (История дизайна, науки и техники)
Сам Нисефор Ньепс рисовать не умел (а повзрослевшего сына призвали на армейскую службу), потому решил найти способ заставить рисовать сам свет. В конце концов он изобрел первый светочувствительный материал, имевший достаточно сложный состав. Растворив в животном масле асфальтовый лак - битум, Ньепс наносил его на стеклянную, медную или свинцово-оловянную пластинку, которую помещал в камеру-обскуру. Экспозиция длилась несколько часов. Когда пластичный битумный слой затвердевал и на нем проступало видимое изображение, Ньепс вынимал пластинку и в темной комнате обрабатывал ее кислотой. Кислота растворяла неэкспонированные участки светочувствительного слоя. Затем проявленная пластинка передавалась граверу, который прорисовывал контуры изображения и покрывал пластинку чернилами. После этого с пластинки можно было получить оттиск на бумаге - гравюру, которую Ньепс назвал гелиографией (то есть "нарисованной светом"). Первый устойчивый снимок был получен Ньепсом в 1822 году. Но до нашего времени дошла более поздняя гелиография, сделанная в 1826 году. Кроме гелиографии Ньепс изобрел диафрагму - простой механизм изменения диаметра отверстия камеры-обскуры, позволяющий увеличить резкость изображения.
|
Про опыты Ньепса узнал французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер (годы жизни 1787-1851), автор знаменитой парижской диорамы - объемной живописной картины. В 1829 году он заключил с Ньепсом соглашение о развитии гелиографии. В 1837 году после многолетних опытов Дагер получил первый снимок на поверхности полированной серебряной пластины, пропитанной парами йода. Слой солей серебра придавал пластине свойства светочувствительности. Дагер поместил серебряную пластину в камеру-обскуру, подверг ее экспозиции (от 15, до 30 минут) и проявил парами ртути. Полученное неустойчивое изображение он промывал насыщенным раствором соли и горячей водой. В результате с поверхности пластины вымывались неэкспонированные участки йодида серебра. В 1839 году в качестве фиксирующего вещества стал применяться гипосульфит натрия, открытый английским ученым Джоном Гершелем (годы жизни 1792-1871).
Дагеротипия - так назывался новый способ получения изображений - позволяла получить позитивный снимок в единственном экземпляре. Правда, изображение получалось зеркально обращенным и рассмотреть его можно было лишь под определенным углом.
Еще одним "отцом фотографии", наряду с Ньепсом и Дагером, считается английский физик и химик Уильям Генри Фокс Толбот (годы жизни 1800-1877). Его заслуга в изобретении фотобумаги и классического негативно-позитивного процесса получения фотоизображений. В качестве светочувствительного материала Толбот применил пропитанную хлористым серебром бумагу. Для этого он погружал лист бумаги в слабый раствор соли, а затем в раствор нитрата серебра.
Светочувствительную бумагу Толбот экспонировал в камере-обскуре, проявлял и повторно экспонировал, приложив к полученному негативу такой же лист бумаги. В результате получалось позитивное изображение. Первый снимок был сделан Толботом еще в 1835 году. В январе 1839 года изобретатель узнает об изобретении Дагера, публикует сообщение о своем способе получения изображений и обращается к Майклу Фарадею с просьбой продемонстрировать снимки на заседании Королевского общества. 31 января 1839 года доклад Толбота о своем способе получения изображений стал достоянием научной общественности. Изобретатель фиксирующего раствора Джон Гершель тут же придумывает название изобретению Толбота - фотография, и впервые вводит в обращение термины "негатив" и "позитив". Толбот работает над усовершенствованием фотопроцесса и в 1840 году добивается увеличения светочувствительности бумаги, что позволило сократить экспонирование до нескольких минут.
|
Новый способ получения фотоизображений Толбот назвал "калотипией", а фотографы в обиходе называли его "мокрым", поскольку светочувствительную бумагу приходилось изготавливать вручную непосредственно перед съемкой. "Мокрый" способ просуществовал вплоть до изобретения в 1880 году американцем Джорджем Истменом сухой желатиновой фотоэмульсии, которая наносилась на стеклянные негативные пластинки. Сам же Толбот, запатентовавший в 1841 году свое изобретение, сыграл в становлении фотографии не только положительную роль. По поводу каждого усовершенствования фотопроцесса он затевал судебную тяжбу, считая себя единоличным автором фотографии. Фигура Джорджа Истмена (годы жизни 1854-1932) в истории мировой фотографии стоит особняком. Его гению принадлежит не только изобретение желатиновой эмульсии и стеклянной фотопластинки, но и создание обширной сети фотолабораторий, услугами которых мы пользуемся и сегодня.
В 1880 году Джордж Истмен основывает компанию Eastmen Dry Plate and Film Company, которая в 1892 году переименовывается в Eastmen Kodak Company. Новая фирма занимается выпуском фотопластинок и светочувствительных материалов. В 1888 году появляется первая массовая фотокамера Kodak, а вместе с ней и знаменитый девиз компании - "Нажмите кнопку, а мы сделаем остальное!". Фотоаппарат представлял собой простую складную камеру ящичного типа, заряженную роликом светочувствительной бумаги на 100 снимков. Камера была неразборной и заряжалась только в фирменных пунктах Kodak. Отсняв сотню кадров, владелец камеры сдавал фотоаппарат в лабораторию компании и получал его перезаряженным вместе с отпечатанными снимками. Таких пунктов к началу 20 века в Америке насчитывалось тысячи и тысячи. Сегодня они (разумеется, на совершенно ином технологическом уровне) работают во всех странах мира и едва ли не во всех городах. Первая и вторая модели камер Kodak давали круглые снимки небольшого формата. Эта особенность обуславливалась типом применяемого светочувствительного материала - бумаги, отпечаток с которой получали контактным способом. В 1889 году Истмен изобретает широкоформатную прозрачную фотопленку, с которой можно печатать фотографии оптическим способом с увеличением. А в 1900 году Истмен выпускает популярнейшую модель пленочной камеры Brownie, которая продавалась по рекордно низкой цене - 1 доллар. Фотоаппарат разошелся по всему миру в миллионах экземпляров и стал первым в истории видом высокотехнологичного промышленного товара массового спроса. А Джорджу Истмену удалось превратить фотографию в одно из самых популярных увлечений в мире.
Бесплатная лекция: "17. Сводные электронные каталоги" также доступна. К началу 20-го столетия человечество вплотную подошло к двум изобретениям в области фотографии, которые затем в полном смысле изменили нашу жизнь. Речь о кинематографе и узкопленочной 35-миллиметровой фотографии... Имя изобретателя, совершившего, как и Джордж Истмен, настоящую революцию в фотографии - Оскар Барнак (годы жизни 1879-1936). В 1911 году немецкий инженер Барнак, служивший до этого в компании Vetzlar, устроился на работу в оптическую компанию Ernst Leitz и взялся за разработку первой в мире компактной дальномерной фотокамеры, в которой используется узкая 35-миллиметровая кинопленка.
Знаменательно само решение использовать в фотографии новый формат пленки. При явном ухудшении качества снимка - 35-миллиметровый кадр меньше по площади кадра широкой 6-сантиметровой пленки, которая в те годы была уже в ходу - фотограф получал поистине портативную систему, позволявшую очень оперативно фотографировать и упростить последующую обработку пленки при помощи несложных устройств (фотобачков). Проблема принципиальной невозможности контактной печати фотографий с узкопленочного кадра решалась посредством увеличителя - прибора оптической печати. При этом вместе с размерами съемочной аппаратуры снижались и затраты на материалы - пленку и реактивы. Более того, при массовом производстве узкая пленка оказалась дешевле широкоформатной. Впрочем, узкая 35-миллиметровая фотопленка не всегда была такой, какой мы ее знаем. В первых малоформатных камерах применялась неперфорированная рулонная пленка, но от нее быстро отказались, поскольку выпуск таких фотоматериалов сводил на нет одно из главных достоинств - высокую совместимость форматов киносъемочной и фотоаппаратуры. Впрочем, гораздо более существенны скрытые, невидимые глазу отличия. В первых пленках в качестве основы (подложки) использовался недолговечный целлулоид. Со временем он желтеет, становится хрупким и разрушается. Применение лавсана и современных полимеров устраняет эту проблему. |