Популярные услуги

Русская культура XV-XVI вв

2021-03-09СтудИзба

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XYXYI вв. УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДРСТВА РОССИЙСКОГО (XYI в.)

Для историко-культурного развития русских земель конец XY-XYI вв. был переломным. Продолжалось образование единого русского государства. Иван III недаром получил название собирателя земели Русской, он сумел утвердить позиции московского самодержавия.

Свой статус самодержавца Иван III подкрепил и повышением статуса русской церкви. Во многом этому способствовал брак с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы. В литературе появляются произведения, поддерживающие новую Государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказаниях о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа и, следовательно, имеют право на все русские земли. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее идеей о Москве как о «третьем Риме». Тезис «Москва – третий Рим» был призван служить обоснованием мирового значения Русского государства, а также исключительного значения церкви.

Хозяйственные и политические достижения России стали оказывать заметное влияние на повышение грамотности и просвещения. В школах изучали часо слов (псалмы, молитвы, песнопения) и псалтырь (сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет), а в некоторых начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Началось оно в 1553 г., до настоящего времени известно семь первых печатных памятников. Руководителем Государственной типографии стал дьякон Кремлевской церкви Иван Федоров. В 1564 г. была выпущена первая печатная книга «Апостол», «Часослов». В 1574 г. Федоров напечатал русскую грамматику и первый печатный славяно-русский букварь. Затем ученики Ивана Федорова и Петра Мстиславца – Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа продолжили в Москве книгопечатание. Всего до конца XYI в. было издано около 20 книг церковью религиозного содержания.

Среди памятников того времени – огромный 10-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» ( чтения Ежемесячные0 Это написанное митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например, Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XYI в. Памятником русской исторической литературы является «Степенная книга», составленная в 1590-1563 гг. духовником царя Ивана IY (Грозного) Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I (Святославича) до Ивана IY . А также законодательные памятники – «Судебник» и «Сто глав».

Рекомендуемые материалы

Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит «Домострой» попа Сильвестра (духовника Иоанна IV). Он защищал патриархальный уклад в семье.

Архитектура конца XY-XYI вв. отразила возрастание международной роли русского государства.

Самые фундаментальные изменения в искусстве, архитектуре, равно как и в других областях культуры связано с Москвой – молодой столицей, крепнущей державы. Еще при великом князе Василий III в первой трети XYI века Псковский монах Филофей создал теорию третьего Рима, утверждающую право московских государей руководить всем православным миром. Он утверждал, что первая мировая держава – Рим пала из-за ересей, вторая держава Византия – второй Рим пала из-за унии с католической церковью, т.е. нарушения чистоты православия. Носителем незапятнанности православия стала Москва – третий Рим. Два Рима пали, отмечал Филофей, третий стоит, четвертому не бывать.

Идея третьего Рима, возвеличивание Москвы как столицы государства и всего православного мира, руководила церковными и светскими властями в храмовом и светском строительстве в Москве. В конце XY и в течение всего XYI веков ведется огромное строительство храмов, палат боярской и дворянской знати, перестраивается Кремль. В это время стали использовать кирпич и терракоту (неглазированные керамические изделия). Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485-1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными.

В 1475-1479 гг. был сооружен новый Успенский собор. Его возводил итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он «чуден величеством и высотою и светлостью и звонностью и пространством».

В 1484-1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор - домовая церковь Великих князей.

В 1505-1508 гг. были возведены Архангельский собор итальянским архитектором Алевизом Новым и храм – колокольня Ивана Великого, архитектором Бон Фрезин. Архангельский собор возводили как усыпальницу московских государей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех Великих московских князей, а затем – царей до Петра I. В его внешнем виде ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция – традиционная: крестово-купольный пятиглавый храм с шестью столпами. Однако в наружном оформлении были использованы богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса и храм прекрасно вписывается общий облик Кремля.

В XYI веке наблюдается широкое отступление от крестово-купольной основы храма. Яркий пример этому – церковь Покрова на Рву или более известная как собор Василия Блаженного на Красной площади. Собор был построен в 1555 –1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани Иваном Грохным. Центральный храм увенчан большим шатром вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму «восьмерика», идущего от традиций русского деревянного зодчества. Весь храм изящен и красив. Наивысшим достижением русской архитектуры стало строительство храма шатрового  типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте. По типу шатрового был построен и собор Спаса-Андроникова Монастыря, динамично устремленный вверх.

В Московском Кремле возводились и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1485-1491 гг.), построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо.

Грановитая палата, называется так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями, предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посередине, на который опираются четыре крестовых свода.

Архитектурным центром Московского Кремля стала столпообразная церковь – колокольня Ивана Лествичника («Иван Великий», 1505-1508 гг., надстроена в 1600).

Позже были построены Теремный дворец (1635-1636 гг.) Патриарший дворец (1653-1655 гг.) и ряд небольших храмов: в 1776-1787 гг. – здание Сената, в 1839-1849 гг. – Большой Кремлевский дворец, в 1844-1851 гг. Оружейная палата. В XYII в башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее значительная – Спасская, на ней – Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства и Царь – пушка» (XYI в.) и «Царь – колокол» (XYIII в.).

В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величие и силы единого русского государства.

В XYI в. огромный размах получило и строительство крепостей, так называемое «крепостное строительство». Были построены Кремли в нижнем Новгороде (1508-1511 гг.), Туле (1514 г), Коломне (1525-1531 гг.), Зарайске (1534 г.), Серпухове (1566 г.) и др. русских городах.

В Москве в 1535-1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово0ремесленную часть столицы – Китай-город. В 1585-1593 гг. была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы – Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595-1596 гг. он построил Смоленский Кремль, в архитектуре, которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления.

Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, Пафнутьево-Боровской, на Севере – Кирилла Белозерский, Соловецкий и др.

Со времени появления еще в Киевской Руси первых христианских храмов и во все последующие времена храмового строительства не прекращалось сооружение деревянных церковных строений. Из-за пожаров, войн, всевозможных разрушений из ранних деревянных церковных строений ничего не сохранилось. Лишь по отдельным сохранившимся зданиям XYI-XYII вв. можно судить о том, что представляло собой деревянное зодчество средневековой Руси. И, прежде всего, они наглядно свидетельствуют о том, каких высот мастерства достигли русские зодчие и что памятники русской деревенской архитектуры являются подлинными шедеврами мирового деревянного зодчества.

По особенностям архитектуры деревянные церкви можно подразделить на несколько типов.

1. Наиболее распространенными и архитектурно упрощенными были клетские храмы, как правило,  сооружаемые в церковных приходах сел и мелких городов. В основе их квадратный или прямоугольный сруб – клеть, покрытый двускатной крышей, на которую поставлена маковка с крестом. Из сохранившихся из них можно назвать церковью из села Спас-Вежи и Никольскую церковь из села Тухоля в Новгородской области, построенные в 30-е и 70-е годы XYII века.

2. Деревянные храмы с шатровым завершением. Они были величественными и получили широкое распространение в центральной и северной Руси. Примерами таких сооружений можно назвать церковь села Панилова близ Архангельска (1600 г.), Георгиевскую церковь Поцкого погоста (1700 г.) и Троицкую церковь и погоста Ненокса (1727 г.) в Архангельской области, церковь Богородицы села Гимрека (1695 г.)

3. Церкви, имеющие луковичное завершение, поставленное на высокие стены. Такие церкви производят впечатление многоэтажного сооружения за счет того, что строились из поставленных друг на друга четверика и восьмерика, или даже нескольких срубов. Маковки церкви могли быть достаточно крупными, так как ставились на верхнюю клеть и имели мощную опору. Это церковь Ильи Пророка (1690 г.) в Белозерске и церковь Иоанна Богослова на Ишне (1687-1689 гг.) в Ростове Великом.

4. Церкви  с многоглавием. Как правило, это высокие здания, составленные из нескольких срубов (клетей), поставленных друг на друга. Немногие сохранившиеся такого рода сооружения являются подлинными шедеврами мирового деревянного зодчества. Всемирно известными являются церковные здания в Кижах (церковь Преображения) и других районах Прионежья (церковь Вознесения села Кушерка). К этому же типу относятся построенные позже церковь Богоявления в селе Ледины в Каргополье и церковь Покрова в Кижах.

Выдающимся памятником деревянного зодчества был не сохранившийся до нашего времени дворец в селе Коломенском. По красоте и архитектуре поэтому его называли «восьмым чудом света». Дворец состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крытыми переходами и сенями, был богато украшен резьбой и внутренней росписью (См.: История русского искусства. Т.1 Илл.82).

В живописи XY-XYI вв. наблюдаются те же черты, что и в архитектуре; прославление церкви, русского централизованного государства; постепенное проникновение светских мотивов. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XY века считается Дионисий. В 1482 г. им была написана икона «Одигитрия», ставшая на долгие времена образцом, каноном для всех русских иконописцев. Летопись сообщает, что икона была написана на обгоревшей во время пожара доске византийской иконы «Богоматери». Его «Одигитрия» сочетает в себе торжественность, монументальность, тепло человеческих отношений         матери и ребенка (См.: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл.134).

Изображение Одигитрии в русской иконописи связано с тем, что Московское государство делает именно ее своей заступницей. Этим еще раз подчеркивалось, что Москва – наследница Византии и Рима, т.к. Одигитрия прежде считалась защитницей ромейской (Византийской) империи. В 70-е гг. XY в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле. Эти росписи сохранились фрагментарно. Их сюжет – образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. В 1502-1503 гг. Дионисий с двумя сыновьями и артелью художников исполнил роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (ныне Вологодская область). В его творчестве воспроизводился идеальный высший мир, видимый «духовными очами». Его работы – иконы, фрески отмечены утонченностью рисунка, изысканностью колорита, пышной декоративностью, нарядностью, светлой радостью.

При великом князе Василий III и затем Иване IY (Грозном) в русской иконе усиливается регламентация, абсолютизируется авторитет догмы. Тема внутреннего мира человека заглушается. Эта зарегламентированность отразилась в деисусном чине Корнильева Комельского монастыря и в иконе «Богоматерь Одигитрия» из Димитрова. Обе иконы имеют хороший рисунок, но в них нет той поэтичности, духовности, которая звучала у мастеров живописи XY века. (См.: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл.165-170).

Люди также интересуются этой лекцией: 2. Структурная схема ИИС.

При Иване IY (Грозном) после постановления Стоглавого собора (1551 г.) регламентация в иконописи становится еще более жесткой. В ней формируется идеология верноподанничества по отношению не только к богу, но и к государю как наместнику бога на земле. Так в иконе «Церковь воинствующая» (другое название «Благословенно воинство небесного царя) дается аллегорическое прославление победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Ряды воинов с копьями и хоругвями направляются от побежденного Казанского ханства, изображенного справа, к небесному Иерусалиму. Навстречу им летят ангелы с победными венцами в протянутых руках. Младенец Иисус, сидящий на коленях Богоматери, вручает ангелам венцы. Войско возглавляет покровитель воинов – архангел Михаил. За ним следует юный всадник со знаменем в руках. В нем современники видели Ивана IY, покорившего Казань. В средней группе, в окружении исхотинцев на коне едет византийский император Константин. За ним – русские князья, святые мученики Борис и Глеб. Самим подбором персонажей подчеркивается идея величия Москвы (и ее царя) как «Третьего Рима», хранящего «чистоту веры» (См.: Смирнова Э.С. Московкая икона. Илл.175-179).

В конце XYI века в живописи намечается стремление возродить традиции Дионисия. Эта своеобразная «неоклассика» получила название «годуновской школы». Она проявилась в ряде произведений, связанных с именем Бориса Годунова, в том числе в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (вотчина Годуновых), в росписи кремлевских Грановитой и Патриаршей палат.

В то же время возникает новое художественное направление – так называемая «строгановская школа», Она получила название по имени купцов- солепромышленников Строгановых, активно привлекавших живописцев к выполнению различных работ в своих имениях. Наиболее яркими представителями этой школы были Прокопий Чирин и Никифор Савин. О стиле этих художников можно судить по иконе Прокопия Чирина «Никита – воин», которую отличают тонкость миниатюрного письма и условность основного изображения. Никита – воин, в отличии от других известных изображений, например Дмитрия Солунского, полностью лишен энергии, силы, властности. Его фигура хрупка, слаба. Его слабость подчеркивается прижатостью к краю иконы, подогнутостью коленей      , темным фоном самой иконы. Рисунок тонок, прекрасно проработан. Икона свидетельствует, что рамки старых традиций иконописи в конце XYI века для художников стали тесными. Шел активный поиск нового. (См.: История русского искусства. Т.1 Илл.74: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл 190).

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора (1563-1564 гг.) В живописи с середины и второй половине XYI в. образ человека – святого теряет черты возвышенного величия, становится более конкретным, земным и обыденным.

В XYI в. Россия перешла от феодальной раздробленности к централизованной феодальной монархии.

В XIY-XII вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. Именно с XYI в. начинается история культуры России, русского народа в собственном смысле слова (так же, как и культура белорусского и украинского народов).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее