Популярные услуги

Киевская Русь

2021-03-09СтудИзба

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Два с половиной века на территории Восточной Европы формировалось и процветало древнерусское государство – Киевская Русь. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы и рождается в Гардарике (скандинавское название Руси, означающее «страна городов») молодое сильное государство. Древнерусская культура, соединившись с христианством и более развитой византийской культурой, породила качественно новый тип цивилизации, просуществовавшей несколько столетий и сохранивший свои важнейшие устои в русской, украинской и  белорусской культурах. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершающий период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX –н. XII века.

На развитие культуры Киевской Руси наибольшее влияние оказали быстрый рост городов, принятие христианства, сохранение языческого влияния, творческое освоение культуры Византии и Болгарии. Летописи насчитывают в IX-X вв. 24 русских города, в XI в. – 88, а в XII уже 119 городов. За этими цифрами просматривается крутой экономический и культурный подъем славянского государства.

Важнейшим событие культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи Киева и Константинополя. В памятнике «Повесть временных лет» приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр под страхом наказаний крестил всех русских. Формально Русь стала христианской. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

Фактором, подготовившем принятие христианства Русью стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. С принятием христианства Русь стала испытывать широкую потребность в освоении религиозных книг. Кирилл и Мефодий положили начало переводу Священного Писания и богослужебных книг с греческого на славянский язык. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком.

Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура в Средневековье была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской, широкое развитие получила литература церковная. Материалом для письма служит пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент в XY –XYI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. используя гусиные перья.

Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненной кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом и серебром. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.). Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Начальный этап переводной  древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IY –YI вв.: Иоанна Златоуста (350-470), Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335-ок.394 гг.), Кирилла Иеруса Мелеского. Переводились также произведения массовой литературы: Хроника Ионна Малалы, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI – нач. XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Замечательным произведением является «Слово о законе и благодати», написанное первым митрополитом из русских Илларионом. Он осуждает «Ветхий Завет» за его идею о народе-избраннике и подчеркивает, что одно из преимуществ «Нового Завета» в утверждении равенства народов.

Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшаяся в течении восьми веков (XI-XYIII вв.)занимает центральное место. Летописи – это сосредоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории – являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдению отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце Х в. она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства на Руси.

Рекомендуемые материалы

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром (он заложил храм Святой Софии).

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» в оригинале имеет более пространное название: «Се повести временных лет, откуда есть  и пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити». Дошла до нас летопись в рукописных копиях не старше XIY в. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377 г.,  Лаврентьевской летописью по имени писца-монаха Лаврентия и Ипатьевская летопись по месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы – житие – буквально соответствует греческому «Жизнь» и латинскому «VITA». Он представляет жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей тех или иных монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех/, которые считались церковью святыми. По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех дошедших до нас житий – первых христианских князей – братьев Бориса (? – 1015) и Глеба (? - 1015) – «Сказание о Борисе и Глебе и житие игумена Феодосия (? – 1074) – основателя Киевской лавры (Житие Феодосия Печерского»).

Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами» относятся к жанру красноречия. Все дошедшие до нас памятники церковного и светского красноречия Киевской Руси (в XIY в. исчезает) по содержанию и форме делятся на дидактические и эпидактические, то есть торжественные. Дидактическое красноречие – это область, доступная всем, кто владел пером, оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики. Яркий образец – «Поучения Владимира Мономаха».

Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати».

В начале XII в. на Руси появляются произведения путешественников – паломников. Наиболее популярным из подобных «хождений» было «Хождение Даниила», которое было написано по впечатлениям от посещения «Святых мест» в Палестине.

Национальный дух русской литературы питался во многом фольклором. В XI в. на Руси появились первые библиотеки.

Особого развития в Киевской Руси достигли архитектура, живопись, прикладное искусство, ремесло.

Рост городов и развитие храмового строительства после принятия христианства предопределило подъем зодчества в X – н. XII веков. Гражданское строительство было преимущественно деревянным. Христианские храмы в Киеве имелись еще до крещения Руси Владимиром. Славились новгородские, псковские, тверские деревянных дел мастера. К сожалению, от деревянного зодчества периода Киевской Руси и времен монголо-татарского ига ничего не сохранилось.

После принятия христианства в конце X в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения богородицы. На ее содержание было отпущена десятая часть доходов князя. В 1037- н.1040 – х. годов в Киеве был построен Софийский собор (София-Премудрость Божия). Это памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаика, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты. Изображена семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены: скоморошья пляска, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом, же веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых-князей Бориса и Глеба – возводится грандиозный храм площадью 600 кв. м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский Собор в Новгороде (1045-1050 гг.) Он строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке, гораздо мощнее и суровее, сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески. В числе храмов времен Киевской Руси нельзя не назвать Борисоглебский собор в Чернигове (1120-1123 гг.) и Троицкую Надвратную церковь Киевско-Печерской Лавры. Оба здания поражают своей оригинальностью и красотой. Архитектурные храмовые памятники Киевской Руси относятся к числу шедевров мировой архитектуры. ВЫ них закладывалась духовная жизнь Киевской Руси и основы общности культур русского, украинского и белорусского народов.

К временам Киевской Руси относится зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие эстетические представления. Широкую панораму иконописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения Софийского Собора в Киеве. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами. На центральном месте, самом светлом и большом из 13 куполов храма изображен Пантократ (Христос-Вседержитель) – поясное изображение Христа, благославляющий правой рукой и в левой руке держащего Евангелие. В алтарной апсиде дано мозаичное изображение Богоматери Оранты (Оранта – один из иконографических образов Богоматери, в переводе с латинского «молящийся»). Высота Оранты 4,5 метра. Она олицетворяет собой Софию (Премудрость), просит о милости за грехи человеческие.

К XII веку искусствоведы относят создание иконы Владимирской богоматери – одного из шедевров древности. Богоматерь держит младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой. Младенец ласкается к матери, обхватив левой ручкой ее шею сзади и стремясь обхватить правой ручкой спереди. Глаза Богоматери полны печали. Не по-детски серьезен и лик ребенка. Икона была одной из прославленных в Древней Руси. Ее авторство приписывалось евангелисту Луке. В 1169 г. Андрей Боголюбский, перенося столицу из Киева во Владимир, перевез икону в новую столицу. Отсюда ее название – Владимирская.

От XI в. сохранилась икона «Петр и Павел», находившаяся в Новгородской Софии. От начала XII в. сохранилась икона, изображающая святого Георгия в рост. Она подвергалась многочисленным обновлениям, как и предыдущая икона. Георгий – воин в правой руке держит копье, в левой держит меч. Величавая, торжественная фигура Георгия, в прекрасной одежде, напоминает о доблести русских воинов, защищавших Древнюю Русь.

Интереснейшей страницей древней живописи являются миниатюры, которыми украшают рукописные книги. Первое место занимают Остромирово Евангелие (1056-1057), написанное дьяконом Григорием по заказу Остромира, приближенного сына Ярослава Мудрого – князя Изяслава (правил в Киеве с 1054-1078 гг.) Пергаментная рукопись написана кириллицей и украшена высокохудожественными миниатюрами и искусными орнаментами. Обильно украшен миниатюрами на религиозные темы «Изборник Святослава» (1073), скопированный дьяконом Иоанном с болгарского оригинала Х века. Насыщенно украшались миниатюрами летописи.

В Киевской Руси были высоко развиты ремесло, декоративно-прикладное искусство. Древнерусские мастера умели ковать и лить металлы, чеканить, гравировать, чернить, покрывать орнаментом оружие, шлемы воинов, женские украшения, владели резьбой по дереву и металлу. Ювелирная техника русских мастеров была сложной, а изделия Руси пользовались спросом. Многие украшения выполнены в характерной техники зерни: на изделия напаивался узор, состоящий из множества шариков. Применялась также скань – рисунок наносили тонкой проволокой, наполненной на металлическую поверхность, промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью.

Скульптура широко проявлялась в рельефах на различных изделиях из разнообразных материалов. Одним из ярких образцов того времени считается рельеф на красном шифре из Михайловского Златоверхого монастыря, изображающий двух всадников, сражающихся со змеем, как воплощение зла: Георгия Каппадокийского и Федора Стратилата (См.: история русского искусства т.1, илл.8).

Киевская Русь превратилась в страну высокоразвитой культуры. Эта культура смогла вобрать в себя самые высокие образцы культуры соседних народов и, особенно, наиболее развитой в тот исторический период византийской материальной и духовной культуры. При этом самобытная русская культура не только сохранила свою самостоятельность и оригинальность, но и, впитав и переработав великие достижения этой культуры, смогла стать чистым и могучим источником культурного развития малых народов, входивших в состав Киевского государства.

Вопросы для самопроверки

Вам также может быть полезна лекция "Параметры настройки сигнализатора загазованности".

1. Расскажите об основных духовных составляющих мировоззрения восточных славян по Великой книге.

2. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?

3. Какие стороны древнейшего языческого сознания претерпели коренное изменение под влиянием христианства, а какие – в меньшей степени и почему?

4. Расскажите, как развивалась культура Киевской Руси.

5. Назовите основные составляющие культуры эпохи Киевской Руси.

6. Расскажите об основных памятниках культуры славянской древности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее