Цвет в декоративно-прикладном искусстве
Лекция 2. Цвет в декоративно-прикладном искусстве
Цвет в ДПИ обладает спецификой, вытекающей из особенностей композиционной и материальной основы применяемых материалов (дерево, металл, ткань, глина и т.д.). Как правило цвет включается в орнамент и различного рода узоры на тканях, кружевах, подносах, ложках, игрушках. Условность ДПИ проявляется в трактовке цвета (допускается покрытие поверхностей изделий локальным цветом, живопись без светотени, бликов и рефлексов).
Важный и интересный раздел ДПИ – изделия из дерева. Красота текстуры, цвет и фактура – эти свойства являются в полной мере художественными и издавна широко применялись в изделиях народных промыслов.
Добиваясь пластичной формы в художественной обработке камня, опытные мастера всегда учитывали его природный цвет.
Учитываются цветовые возможности материала также в резьбе по кости или на кости в процессе выполнения ажурной резьбы, рельеф строится от первого плана, лежащего на поверхности к более глубоким. При этом изменяется не только пластика, но и цвет, фактура изделия. Правильная технология позволяет придать произведениям из кости очень красивый силуэт и приятный сдержанный цвет.
Глина и керамика, в отличие от камня, кости или дерева, позволяет свободно распоряжаться лепкой, детально прорабатывать формы, активнее использовать цвет.
Информация в лекции "Водоколцевые вакуум-насосы" поможет Вам.
Для глиняной игрушки в России характерен небольшой, устойчивый круг сюжетов: барышни, всадники, животные, птицы. Происхождение игрушек узнается по характерным элементам формы, пластики, фактуры и раскраски. В каждой области они свои.
Миниатюрной росписи по папье-маше и металлу практически доступно любое содержание: исторические и бытовые сюжеты, сказка, былина, пейзаж, натюрморт, портрет. Вместе с тем живопись этого жанра имеет специфический прикладной характер, определяющийся утилитарным назначением предмета.
Жостовской кистевой росписи по металлическим лакированным подносам в изображении цветочных букетов, венков, гирлянд. Вращая поднос в процессе росписи, художник упругими мазками синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых красок передает форму цветов, листьев, бутонов и лепестков.
Цвет – одно из наиболее выразительных средств, применяемых в художественной промышленности и народных художественных промыслах. Главная цель обучения ДПИ – научить будущего художника видеть и передавать на плоскости красочное богатство действительности; при помощи цвета формы познавать и отражать окружающий мир. Слова «красота», «краски», «красить» в русском языке имеют общее происхождение. В толковом словаре Даля написано: «Красить – украшать, придавать краску, красоту, делать пригожим, изящным для вида»
«Для того чтобы иметь право создавать «музыку для глаз», надо в совершенстве изучить ту, которая звучит в природе: музыку цвета, света, пространства и т.д. Художник, который не изучил натуру, никогда не сможет овладеть языком, на котором он должен говорить, никогда не услышит музыку цвета» (Фальк «Беседы об искусстве»)
Домашнее задание: принести гуашь, кисти белка, альбом для рисования.