Цветовая гармония
Цветовая гармония
Понятие «гармония»
Гармония /гр.- harmonia - связь, стройность, соразмерность/ - соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.
Термин "гармония" как эстетическая категория возник в Древней Греции. Эта категория сопряжена с такими понятиями, как мера и пропорциональность, сомасштабность человеку. Гармоническое, по понятиям античных людей, обязательно было возвышенным и прекрасным. Применительно к цвету, в живописи понятие гармония интерпретировалось как ясная различимость цветов и вместе с тем их сближенность, смягчение отношений оттенками и светотенью, небольшое число доминантных цветов и четкость типа цветовой композиции.
Развернутую теорию гармонии дал Г.Гегель. Формулируя три основных момента гармонии - внутреннее единство, целостность и согласованность, он подразумевал под этим значение качественных различий внутри системы: "Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи"
Современная эстетика трактует гармонию как форму выражения идеала. Отрицая нормативистскую трактовку гармонии как внешней согласованности частей и целого, как отсутствие конфликтов, она понимает гармонию как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерностей развития действительности.
Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветовых пятен, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.
Гармония должна вызывать у человека определенные положительные эмоции.
Суть гармонии в том, что цветосочетания создают комфортные условия для восприятия. А такие условия создает цветовой баланс.
Рекомендуемые материалы
Типы гармонических цветосочетаний
Различают гармонии, построенные на нюансных цветосочетаниях – нюансные гармонии, и гармонии, построенные на контрастных цветосочетаниях – контрастные гармонии.
Нюансные гармонии подразделяются на:
- монохромные – построенные на сочетании цветов одного цветового тона, при этом могут использоваться ряды: световой, теневой, равной насыщенности и др. в результате можно добиться, с одной стороны - сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений;
- полихромные – построенные на сочетании цветов, расположенных в цветовом круге в пределах 70*. Такие цветосочетания называют аналогичными. Благодаря близости расположения такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое разнообразие и элегантный вид.
Контрастные гармонии строятся на:
- цветовых парах – диадах – два аддитивно дополнительных цвета, расположенные на диаметре 24-х цветного, равноступенного, аддитивного цветового круга; Сюда относится и «гармония равнобедренного треугольника». Такие цвета более мягкие, нежели сочетания просто двух дополнительных цветов;
- цветовых триадах – три цвета, расположенные на равных интервалах в 24-х цветном, равноступенном, аддитивном цветовом круге /цветовой треугольник/;
- цветовых квартетах – четыре цвета, расположенные на равных интервалах в 24-х цветном, равноступенном, аддитивном цветовом круге /цветовой квадрат/;
- сочетании хроматических и ахроматических цветов.
Принципы цветовой гармонии.
1. Связь – (слаженность, прилаженность цветовых элементов друг к другу). Осуществляется:
а) в нюансных цветовых гармониях – за счет близости цветовых элементов по цветовому тону (в пределах 45 градусов в 24-цветном цветовом круге);
б) в контрастных цветовых гармониях, построенных на цветовых парах, триадах, квартетах:
- за счет сближения цветовых элементов по светлоте – общий разбел или общее зачернение всех цветовых элементов композиции;
- за счет снижения насыщенности всех цветовых элементов композиции (добавление во все цветовые элементы серого цвета равного им по светлоте);
- за счет колорита – добавление дозы доминирующего цвета в аккомпанирующие цвета.
2. Единство противоположностей
В цветовых композициях обязательно наличие контрастов:
- в нюансных гармониях – контрасты по светлоте и насыщенности;
- в контрастных гармониях – по цветовому тону и светлоте (либо насыщенности).
Единство обеспечивается первым принципом (СВЯЗЬ).
3. Мера.
Критерием меры является идея произведения. Выразителями меры являются цветовые отношения и пропорции.
4. Порядок и организованность.
Порядок и организованность определяются идеей произведения. Упорядочение цветовых элементов осуществляется с помощью таких закономерностей композиции как метр, ритм, симметрия и т.д. Организованность – путем соподчинения цветовых элементов, т.е. определение главного, доминирующего цвета, который может преобладать количественно (по площади) и качественно (по насыщенности) и подчинение ему аккомпанирующих цветов количественно либо качественно.
5. Устойчивость системы.
В лекции "7. Устройства ввода-вывода" также много полезной информации.
Цветовая композиция должна быть уравновешенной.
6. ЯСНОЕ СТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ, ПРОСТОТА И ЛОГИЧНОСТЬ, КАК В ЦЕЛОМ, ТАК И В ЧАСТЯХ. (Гениальное – всегда просто).
7. СООТВЕТСТВИЕ.
Этот принцип предполагает соответствие выбранных цветовых средств идеи произведения.
8. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Этот принцип предполагает оптимальный выбор цветовых средств, достаточных для выразительного выявления идеи произведения. МИНИМУМ СРЕДСТВ – МАКСИМУМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ!