Общеобразовательные школы
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Школьное здание — это сложный организм. Процессы воспитания и обучения, протекающие в нем, в такой же степени важны и значительны для нашего общества, как и процессы производства на заводах и фабриках. Но для архитектора и художника, проектирующего школьное здание, прообразом должен служить не завод, а скорее жилой дом. Очень важно, чтобы школьный интерьер был привлекательным для детей, воздействовал на них располагающе, чтобы «стены» школы так же «помогали», как стены родного дома.
Школьное здание расчленяется на несколько относительно независимых комплексов: классы и кабинеты с рекреациями для детей младшего, среднего и старшего возраста; вестибюль с кабинетами администрации; актовый зал с фойе (или без него); спортивный зал с раздевалками и душевыми; столовая, учительские, группа продленного дня, иногда школьный музей. Каждая из этих групп требует особого подхода к цветовому решению, и в то же время все они вместе должны составлять некоторое целое, некую хоть и сложную, но единую цветовую структуру.
Промоделируем мысленно путь по школьному зданию.
Вот мы стоим перед школой, расположенной в центре жилого микрорайона. Фасад облицован керамической плиткой золотисто-желтого цвета в сочетании с белой. Это выделяет здание школы среди окружающих его в основном серых жилых домов.
Входим в вестибюль. Его квадратные столбы и простенки между окнами окрашены в ультрамариново-синий цвет, смягченный небольшой примесью серого. Пол — мозаичный светло-серый с темно-серым, балки и потолок — белые. Такой относительно холодный и темный колорит хорошо контрастирует со светлым и теплым фасадом и в то же время подготавливает к восприятию светлой и теплой гаммы классов и рекреаций. Но, чтобы избежать чрезмерной строгости и холодности, в цветовую схему вестибюля активно вводится красный цвет — в монументальной росписи стены, в стендах наглядной агитации, а может быть, в мебели или в отделке пола.
- Поднимаемся на второй этаж и попадаем в зону младших классов. Дети младшего школьного возраста предпочитают цвета теплые, относительно насыщенные и яркие, т. е. красный, оранжевый и желтый, а из холодных — травяной зеленый и светло-синий (разбеленный на 1/3 ультрамарин). Доминирующим хроматическим цветом в классах должен быть, по-видимому, желтый. При недостатке инсоляции желтый берется более теплый (разбеленная охра, крон), а при обильной инсоляции — более холодный (типа лимонного или стронцианового). Классная мебель отделывается пластиками, окрашивается или фанеруется. Во всех этих случаях она должна быть светлой (но несколько темнее обычной бумаги), а цвет отделки должен гармонировать с цветом стен. Классные доски окрашиваются в темно-коричневый, темно-зеленый или темно–синий цвет, в зависимости от общей гаммы помещения. Заднюю стену класса и простенки рекомендуется окрашивать в белый цвет, чистый или слегка приглушенный. Это способствует более равномерному распределению яркостей в помещении. Переднюю стену можно слегка притемнять для снижения контраста между классной доской и стеной. Пол может быть светло-коричневым, темно-оранжевым, темно-желтым (но не серым).
В рекреации для младших классов также доминируют предпочитаемые детьми цвета, но их сочетания более контрастны, чем в классах, насыщенность больше, тип цветовой композиции не монохромный, как в классе, а полярный и даже, возможно, трехцветный. Общая гамма в рекреационном помещении должна компенсировать цветовое утомление от обстановки класса. Возможно такое решение: светло-зеленые стены с акцентными участками большей насыщенности и меньшей яркости. В определенном ритме (не слишком частом) в рекреацию включаются стенды с различной экспозицией: выставки детских работ, стенгазеты и пр. Здесь может быть достаточно разнообразная гамма, но с преобладанием теплых и насыщенных цветов.
Рекомендуемые материалы
Переходим в группу классов для детей среднего возраста. Предпочитаемые цвета у них сдвигаются в сторону средневолновых и менее насыщенных. Для классов можно выбрать доминирующий зеленовато-желтый или светло-зеленый цвет. Остальные цвета подбираются в гамме к нему. Рекреацию можно решать в охристо-бежевой гамме, с введением синих или голубых.
Вопрос о цветовых предпочтениях старших школьников сложнее, чем младших и средних. В наше время старший школьник по своему развитию и культурному уровню — это почти взрослый человек. Благодаря телевидению, кино, литературе и общению со старшими товарищами он в этом возрасте уже включается в жизнь общества взрослых, дышит его атмосферой. Исследования цветовых предпочтений юношеского возраста (хотя и очень немногочисленные в нашей стране) показали, что предпочитаемые цвета сосредоточены в области относительно холодных, сложных и малонасыщенных. Но эстетические взгляды юношества формируются под сильным влиянием массовых искусств и подвержены резким изменениям в зависимости от изменений моды. Это осложняет проблему оптимизации цветового климата в учебных заведениях. По-видимому, нельзя допускать, чтобы школьники чувствовали скуку или уныние от окружающей обстановки, но и не следует превращать школу в танцплощадку. Можно найти оптимальное решение, если использовать в школьном интерьере мобильные заменяемые элементы. Например, окраску основных поверхностей кабинетов или классов сделать в малонасыщенной, сдержанной, относительно холодной или ахроматической гамме, но включить туда небольшие по площади элементы (наглядные пособия, приборы, детали мебели, переплеты окон и пр.) более оживленной окраски. Предположим, в нашем случае классы окрашены в голубовато-белый или зеленовато-белый цвет, а колористические акценты — черно-белые, Желто-коричневые, терракотовые, кирпично-красные. Тогда в рекреации целесообразно принять как основной цвет средне-синий или сине-зеленый, небольшой насыщенности (около 50%) Его можно сочетать с отдельными акцентами белого, золотисто-желтого, красного.
При разработке цветовой схемы кабинетов следует учитывать их специализацию точно так же, как учитывается характер производства в цехах. Так, например, кабинет истории или математики желательно окрашивать в теплой гамме (можно даже зеленой), кабинет литературы или изобразительного искусства — в нейтральной, светло-серой, с фанерованной мебелью в желто-коричневой гамме. В кабинете химии нельзя применять желтый цвет (или желто-зеленый), здесь лучше серо-голубой или холодно - белый.
Актовый зал должен отличаться по гамме и фактурам от всех других помещений школы. В нашем примере стены зала — красные (кирпичного оттенка). Можно дать и другой насыщенный цвет (из основных), если он не встречается в большом количестве где-нибудь в другом месте. В актовом зале уместны рельефная штукатурка или облицовка стен деревом, пластмассовыми или металлическими плитками и т. д. Существенную колористическую ноту вносят ткани — занавес сцены, шторы и портьеры. Их следует выбирать под цвет стен.
Спортивный зал у нас светлый, с бирюзовыми стенами и зеленым полом. В спортивном зале хороши светлые холодные цвета с небольшими красными или оранжевыми акцентами (скамьи, снаряды, костюмы).
Школьная столовая очень похожа на заводскую. Она может решаться в веселой оживленной гамме, но здесь, как и везде в таких случаях, нужно избегать пестроты. В нашей столовой цветовая доминанта состоит из насыщенного золотисто-желтого с белым, с коричневыми и голубыми акцентами.
В учительских и кабинетах администрации — спокойная бело-серо-коричневая гамма. Мебель цвета натурального дерева, шторы — льняные, светло-серые с золотистым орнаментом.
Полы в большинстве помещений школы могут быть одинаковыми, например дощатые, крашенные в темно-желтый цвет. В некоторых особо парадных или представительных помещениях — актовом зале, учительских, а также в рекреациях — полы делаются паркетные. В столовой хороша облицовка полов релиновой плиткой, в спортивном зале — окраска в лиственно-зеленый цвет.
Очень важный момент — включение в интерьер школы наглядной агитации.
Ещё посмотрите лекцию "Термины и определения" по этой теме.
1. Объекты наглядной агитации должны включаться в акцентные точки пространства интерьера, совпадать с его масштабом и ритмом, т. е. способствовать организации пространства. Недопустимо перенасыщать интерьер наглядной агитацией и экспонировать на стенах мелкомасштабные материалы книжных размеров, тем более беспорядочно расположенные.
2. Наглядную агитацию следует сосредоточивать в определенных местах школьного здания, там, где она не мешает учебному процессу и где есть условия для ее восприятия, например в вестибюле, возле кабинетов директора и завуча, возле учительских.
З. Все экспонируемые материалы следует располагать на стандартных планшетах по возможности компактно и на одной из стен, чтобы в помещении оставались две-три свободные стены.
4. Цвет стендов наглядной агитации должен вписываться в общую гамму интерьера и быть сомасштабен помещению: в небольших помещениях количество цветов должно быть малым или средним, в обширных —несколько больше. Количество хроматических цветов в композиции — не более двух-трех, сочетания цветов — в монохромной или полярной гамме. Тип цветовой гармонии предпочтителен классический, отношения цветов —ясные и легко читаемые. Не следует допускать цветовых диссонансов и слишком ярких, «ядовитых» цветов. Все сказанное выше о «запретных» цветах в интерьере как нельзя более справедливо и здесь.
5. Экспозицию стендов наглядной агитации следует периодически менять, тогда она будет успешнее выполнять свое назначение.
Очень желательно включать в школьный интерьер живые растения. Путешествуя по школьному зданию, мы нигде не чувствовали цветового однообразия или скуки. Колорит пространства все время изменялся по мере движения. Сколько же цветов мы видели в общей сложности? Оказывается, для окраски основных поверхностей нашей школы достаточно было 14 колеров, включая белый. При этом у нас осталось ощущение единства и связности гаммы во всем здании.