Область слухового ощущения
Область слухового ощущения
Раздражение и ощущение
В психоакустике мы имеем дело с двояким подходом к одному и тому же звуковому колебанию — объективным и субъективным.
С одной стороны, звук — это объективное, существующее вне нашего сознания явление, описываемое совокупностью физических характеристик — интенсивностью, частотой, спектром и др. Воздействуя на слух, он создает раздражение, величина и характер которого зависят от всех перечисленных выше физических характеристик звука, которые в этом смысле могут быть названы параметрами раздражения.
Раздражение вызывает субъективный эффект, называемый ощущением, которое, согласно марксистской теории познания, является субъективным образом объективного мира, чувственной копией физического явления. Поскольку это так, слуховое ощущение может быть разложено на ряд компонент, каждая из которых связана с одним из параметров раздражения. Такие компоненты называются параметрами ощущения. Каждый из параметров ощущения зависит в определенной мере от всех параметров раздражения, однако один из них является для него главным, определяющим, а остальные имеют лишь второстепенное значение.
Итак, раздражение и его параметры — это физические величины, которые могут быть измерены с помощью приборов. В отличие от этого параметры ощущения (громкость, высоту, тембр) измерить нельзя, о них можно составить представление лишь на основании словесного описания испытуемого.
Важнейшей задачей психоакустики является установление количественных взаимосвязей между параметрами раздражения и соответствующими им параметрами ощущения. Учитывая сложность количественной оценки величины ощущения, для установления этих связей разрабатывают такую постановку экспериментов и подбор вопросов, которые максимально облегчали бы вынесение испытуемым суждений по исследуемому вопросу.
Одним из наиболее простых опытов такого рода является определение пороговых величин, под которыми понимаются такие значения параметра раздражения, когда исследуемое ощущение только появляется. Рассмотрим это на примере порога слышимости.
Порог слышимости
Рекомендуемые материалы
Не всякие переменные давления воспринимаются слухом как звук: существуют определенные границы слухового ощущения как по величине давления, так и по его частоте (являющихся в данном случае параметрами раздражения).
Минимальное звуковое давление, при котором еще существует слуховое ощущение, называется порогом слышимости. Он характеризует чувствительность слуха: чем выше порог, тем меньше чувствительность. Опыты по определению порога слышимости показали, что его величина зависит от условий опыта, частоты и особенностей звукового сигнала. Под условиями опыта понимается характер звукового поля: создается ли оно одним громкоговорителем, помещенным перед слушателем, или многими источниками, равномерно распределенными вокруг головы; имеются ли отражения от границ помещения (так называемое диффузное поле) или приняты меры по их устранению; производились ли измерения минимального давления непосредственно около ушной раковины или в этой же точке при отсутствии слушателя (т. е. в свободном поле). В электроакустике обычно пользуются результатами измерений, полученных для свободного звукового поля, формируемого одним излучателем, помещенным перед слушателем.
Измерение порога слышимости производится по методу так называемого балансного регулирования. Испытуемый имеет возможность с помощью переключателя электропривода менять направление изменения интенсивности звука. Пусть, например, двигатель плавно уменьшает интенсивность чистого тона. Как только тон становится неслышимым, испытуемый переключает двигатель, и интенсивность тона начинает возрастать до тех пор, пока испытуемый опять его не услышит, после чего следует новое переключение и опыт повторяется. Следовательно,
регулируемый тон балансирует между значениями «слышен» и «не слышен». Так как частота звука при этом меняется, то перо самописца вычерчивает на движущейся (синхронно с изменением частоты) бумажной ленте зигзагообразную кривую, средняя линия которой дает искомую зависимость порога слышимости. Описанные измерения должны быть проделаны с участием многих испытуемых, обладающих здоровым слухом, причем для получения усредненных результатов кривые для разных испытуе-
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 8 Право и мораль в их соотношении.
1.3. Область слышимости
мых записываются на одном бланке (т. е. накладываются друг на друга). Полученная таким способом кривая порога слышимости синусоидальных звуков, измеренная в условиях свободного поля, показана на рис. 1.3. Как видим, в очень широких пределах меняется порог слышимости в зависимости от частоты. Наибольшей чувствительностью ухо обладает в области частот 3000—3500 Гц, где порог слышимости имеет наименьшую величину. Происходит это из-за резонанса столба воздуха в трубке наружного слухового канала, когда его длина становится равной четверти длины звуковой волны. Легко подсчитать, что первый резонанс трубки длиною 27 мм соответствует приблизительно частоте 3100 Гц. Давление у барабанной перепонки повышается при этом из-за резонанса в 2—3 раза (по сравнению, с давлением у входа в слуховой проход). В области максимальной чувствительности слух воспринимает давление около Ю~5Па. Любопытно отметить в связи с этим, что звуковое давление, возникающее вследствие флюктуации плотности воздуха при броуновском движении молекул, имеет при температуре 25° С величину 5-10~6 Па. Если бы ухо было вдвое чувствительней, оно слышало бы непрерывный шум флюктуации. Таким образом, чувствительность слуха находится на пределе биологической целесообразности.
Болевой порог и область слышимости
Существует ограничение области слухового восприятия и со стороны громких звуков, хотя и не такое четкое, как порог слышимости. Например, синусоидальное звуковое давление с эффективным значением около рл*10 Па соответствует одному из порогов, называемому порогом неприятного ощущения. При достижении р = 60-4-80 Па возникает ощущение давления на уши (подобное тому, которое бывает при закладывании ушей в самолете), а также неприятного щекотания в ухе. Эта величина называется порогом осязания. Наконец, давление 150—200 Па причиняет боль и называется болевым порогом. Частотная зависимость болевого порога приведена на рис. 1.3. Если экстраполировать кривые порога слышимости и болевого порога в область инфразвуковых (менее 20 Гц) и ультразвуковых (свыше 20 кГц) частот, то они пересекутся. Это означает, что в данных областях звуковые давления высокой интенсивности достигают болевого порога, не создавая звукового ощущения.
Кривые порога слышимости и болевого порога ограничивают область слухового ощущения, или область слышимости. Все воспринимаемые слухом звуки лежат внутри этой области. На рис. 1.3 горизонтальной штриховкой показана область, занимаемая звуками речи, а вертикальной — музыкальными звуками. Как видим, эти области составляют небольшую часть всей области слышимости.