Основной вопрос философии
V. Основной вопрос философии.
Необычность и сложность философии обуславливает то, что на протяжении своей истории она ищет какие-то теоретические «единицы», которые способствовали бы ее более удобному и понятному существованию в культуре. Одной из таких «единиц» является основной вопрос философии (ОВФ).
Представление о том, что такой вопрос существует, возникает вследствие уверенности в наличии смыслового ядра философии, собирающего в себе ее вечные темы и размышления. Основной вопрос философии понимается как своеобразный «общий знаменатель» для раздумий философии.
А). Формулировка проблемы ОВФ Фридрихом Энгельсом. Сама формула «основной вопрос философии» возникает в XIX веке и предложена Ф. Энгельсом. Он считал, что история философии свидетельствует о том, что существенным стержне6м всех философских систем был и является вопрос о соотношении бытия и мышления, духовного и материального. Именно этот вопрос и его решение, часто неосознаваемое, определяют суть той или иной философской концепции, принадлежность мыслителя к тому или направлению философии.
По этому основанию происходит самое фундаментальное разделение философии на материализм и идеализм. Идеализм есть такой тип философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию, и его считая первоосновой мира.
Материализм – это такой способ философствования, который исходит из убежденности в производности духовного начала и нашего познающего сознания от природной и социальной реальности, которая рассматривается как самодостаточная, несотворенная. Вечно существующая основа мира.
При этом нужно заметить, что достаточно трудно найти в истории философии абсолютный идеализм и абсолютный материализм. Точнее говорить о той или иной философской ориентации. Поэтому в философии возникают также направления: дуализма – признания двух равноправных первоначал, материального и духовного; и плюрализма – признания множественности первоначал.
Так поставленный основной вопрос философии является вопросом о сути бытия. Если эта суть связывается с такими феноменами как космос, природный универсум, материя и т.п., то образуется материалистически сориентированная философия. Если же с таким как абсолют, душа, Бог, идея и т.п., то – идеалистически сориентированная.
Материализм и идеализм не являются однородными, в них выделятся различные формы. Идеализм может быть объективным и субъективным, в зависимости от того, как понимается духовное начало мира. Объективный идеализм утверждает приоритет надиндивидуального духового начала: абсолют, Бог и т.п. Субъективный идеализм – индивидуально-личностное: душа, сознание, ощущение и т.п.
Рекомендуемые материалы
Формы материализма различаются не только пониманием материального первоначала, но и историческими модификациями. Первая форма – это материализм древних философий, наивный, стихийный, диалектический, космоцентричный. Материя здесь понимается как природно-стихийное начало, как первовещество, то, из чего все произошло. Вторая форма – это метафизический и механистический материализм Нового времени. Здесь материя понимается как совокупная масса вещей, то. Что складывается из всего и обладает механическими свойствами. Третья форма материализма – диалектический исторический материализм. Здесь понятие материи расширяется до понятия «вся объективная реальность» и связывается с идеями развития, истории и практики людей.
Вопрос о сути бытия это одна сторона основного вопроса философии. Другая – вопрос о познаваемости мира. Вопрос о том, как и насколько соотносятся и совпадают мышление и бытие. Философы в той или иной степени отказывающие в кредите доверия мышлению, получили название агностиков, а их философия название агностицизма (прямое значение слова – незнание). Обычно система подобных воззрений рождается из смешения субъективного идеализма и метафизического материализма. Противоположная позиция в последнее время получила название «эпистемологического оптимизма» .
Б). Иные трактовки ОВФ. Энгельсовская интерпретация основного вопроса философии требует дополнительной интерпретации. От этого вопроса в массовом сознании осталась одна сакраментальная и нелепая формула: «Что первично, что вторично?» И философам всех времен предписывалось отвечать либо материя, либо дух.
На самом деле уже Энгельс говори о том, этот вопрос выявляется при специальном анализе и имеет массу исторических модификаций, например, в Средние века это был вопрос о том, сотворен ли мир Богом, а современный экзистенциализм считает, что таким вопросом является вопрос о том, стоит ли жить. И в целом Энгельс не считал основной вопрос философии единственным мерилом сути философии.
Но вульгаризация Энгельса не случайна. Его понимание предполагает, что философия – это по преимуществу теория мира. Философствующий человек пропадал из такого видения философии.
Иные варианты основного вопроса философии строились как раз наоборот, от человека. Прежде всего, это относится к философии И. Канта и В. Дильтея, представителя философской герменевтики XIX-XX веков. И. Кант полагал, что существуют три основных философских вопроса: «Что я могу знать?» «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?»[1].
В. Дильтей считал, что философия структурируется в соответствии с типами философских мировоззрений, практикуемых человеком. К ним относятся натурализм, идеализм свободы и объективный идеализм. Главный вопрос натурализма – вопрос о природе как исходной реальности мира. Главный вопрос идеализма свободы – особенности и возможности человеческой свободы и творчества. Главный вопрос объективного идеализма – природа и всевластие мировой духовной субстанции.
Вывод. То или иное понимание основного вопроса философии дает возможность первичного теоретического оформления философской мысли и организует ее, облегчая процесс социализации философии, но и создавая опасности ее необоснованного упрощения.
Обратите внимание на лекцию "1 Введение ".
Общий вывод. Философия – не просто одна из систем знания. Она – древнейшая культура осмысления мира. Она сама – целый мир особым образом организованного сознания, стремящегося проникнуть за фактическую видимость в сущность явлений, в «глубины» и «вершины» бытия.
Она не предназначена для решения тех или иных насущных задач, но и не является произвольным капризом философствующей личности. Она – выражение особой потребности человека к целостному и осмысленному постижению мира, как самого фундаментального условия его жизни.
Философия – это культура полагания идеала, т.е. способность иметь идеалы и не превращать их в идолы (идеалы предметно воплощенные). Это искусство понимать особую природу идеала, умение следовать ему именно как идеалу, не помещая его в мир обычных вещей в качестве одного из используемых предметов. Требование воплощения идеалов превращает философию в софистику, нигилизм, в целом, в не-философию.
Философия, по словам Х. Ортеги-и-Гассета, и – своеобразная «охота за единым» , неустранимая тяга к которому необъяснимо живет в природе человека и «устрояет» его душу.
Все это делает философию: а) средоточием методологической культуры отдельного человека и общества в целом; б) фундаментом гуманитарного знания.
[1] Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6-ти т. Т.3 М.,1964 С.661.